Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
материал по развитию речи (младшая группа)

 

Пальчиковая гимнастика, способствует овладению  навыкам мелкой  моторики рук,  помогает  развитию речи, развивает мышление, память, воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики  и речи детей дошкольного возраста.

    Пальчиковые игры — это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.

   Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.

    Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать  его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая  ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и  синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека  центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень  близко. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие
коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой
моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

    Также развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами.  Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

    Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

      Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

  Движения в пальчиковых играх сильно варьируются в зависимости от возраста ребёнка.  В 6-7 месяцев большинство действий производит взрослый, поглаживая ладони и пальцы малыша. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для  пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной  амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого  упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно  заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки. Начиная с полутора лет, активно используйте более сложные пальчиковые
народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый
счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений
пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать
пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте
крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать без помощи другой руки.
 К 3 годам ребёнок вполне способен показывать пальцами сложные жесты, самостоятельно рассказывая при этом текст истории.

    Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. «Сорока, сорока кашу варила», – говорит мама и водит пальчиком малыша по его ладошке. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали», – старательно повторяют первоклассники вслед за учителем, сжимая кулачки.
     Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребенок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развиваются речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика руки, координация движений. Те же механизмы заложены в основе письма – наиболее сложного процесса, осваиваемого первоклассниками.
Для овладения письмом важны также развитые мышцы руки, умение вовремя напрягать и расслаблять кисть. Сделать мышцы сильными и развитыми могут только тренировки. Пальчиковые игры увлекательны, доступны, интересны детям. Стихотворные тексты легко запоминаются. Освоив игру, ребенок сможет повторять ее где угодно: дома, в транспорте, на прогулке

Младший дошкольный возраст 2-3 года. 

«Ладушки, ладушки» 
Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки.
Где вы бывали,
Что вы видали? Да.
Кубики сложили,
Мостик смастерили. Вот!
Кашку варили, ложкой мешали.
Куколку кормили,
Собачке давали. Ам!
Рылись в песочке,
Клали пирожки,
Ля-ля-ля-ля,



«Пальчики на прогулке» 
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистит стол,
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот лишь глядел!



«Сорока – белобока»

Водить пальцем по ладони ребенка и загибать пальчики.
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Кашу не варил,
печку не топил,
дрова не носил.
Ему и нет ничего!

«Апельсин» 
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Это долька для ежа.
Это долька для моржа.
Это долька для утят,
Это долька для котя.,
Это долька для бобра,
А для волка кожура.
Он сердит на нас беда,
Разбегайтесь кто куда.

«Смешные человечки»
Бежали мимо речки смешные человечки.
Прыгали, скакали,
Солнышко искали.
Забрались на мостик и забили гвоздик.
А потом бултых в речку, где же человечки?


«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши).

Вышли пальчики гулять (расправить пальцы рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопать).

В домик спрятались опять (сжать пальцы рук).

«Пальчики»

Сжать пальцы руки.

Этот пальчик – маленький (расправит мизинец).

Этот пальчик – славненький (открыть безымянный).

Этот пальчик – самый длинный (открыть средний палец).

Этот пальчик – самый сильный (открыть указательный).

Этот пальчик – толстячок  (открыть большой).

А все вместе – ку-ла-чок! (сжать пальцы в кулак).

«Кошка»

Вот кулак (показываем кулачек)

А вот ладошка (показываем ладошку)

На ладошку села кошка (ставим свои пальцы на ладонь малыша)

И крадется потихоньку (2-3 раза пальцы шагают по руке)

 Видно мышка там живет (щекочем)


Средний дошкольный возраст 4-5 лет.
 

 «На двери висит замок»
На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (стучим о коленку « замочком»)
Мы замочек повертели (движения сцепленными руками в стороны)
Мы замочек покрутили (круговые движения сцепленными руками)
И открыли. (расцепляем «замочек» и разводим руки в стороны).


«Паучок»

Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”)
А за ним ходили детки. ( по предплечью, а затем по плечу др. руки)
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие)
Паучков на землю смыл. ( движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу)
Паучок ползет опять, (пальцы растопырены, качаем руками.)
А за ним ползут все детки, (действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке. (“паучки” ползают по голове.)


«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (стучать ребрами ладоней)

Мы капусту режем, режем (ребра ладоней – вперед-назад)

Мы капусту солим, солим (сжимать и разжимать пальцы)

М капусту мнём, мнём. (движения пальцев, имитирующие посыпку солью).

«Как живёшь?»
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули).

 «Наша прогулка» .
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем пальчики по одному, начиная с мизинчика.)
Мы во двор вышли гулять. («идёт» по столу указательным и средним пальчиками, остальные пальчики поджаты.)
Бабу снежную лепили, (изображаем лепку снежного комочка двумя руками.)
Птичек крошками кормили. («крошит хлебушек» всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались. (водим указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли, (кладем ладошки на стол или на колени то одной, то другой стороны.)
Съели суп, и спать легли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

В методической разработке представлена роль пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников, использование пальчиковых игр на занятиях , а также виды и примеры пальчиковых игр....

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга....

Анкета для родителей Тема: «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Данная анкета поможет педагогу выявить заинтересованность детей и родителей в развитии мелкой моторики у детей....

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они не...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики ребёнка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка. И. М. Сеченов писал, ...

Пальчиковая игра - как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только развитию речи, мелкой моторики, но и творческой деятельности, ребенок получает различные сенсорные впечатления: идет развитие внимательности, спо...