Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа)

Сайт воспитателя Блохиной Ларисы Сергеевны

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:
— владеет активной речью, включенной в общение;
— может обращаться с вопросами и просьбами;
— понимает речь взрослых;
— знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.


В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:
— владеет активной речью, включенной в общение;
— может обращаться с вопросами и просьбами;
— понимает речь взрослых;
— знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша.
Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.

С детьми 2-го и 3-го года жизни организованная образовательная деятельность, в основном, проводится в таких формах:
— наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения;
— инициирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;
— рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, составление рассказов);
— чтение художественной литературы (рассказов, сказок и т.д.).
Исходя из форм взаимодействия, наиболее актуальными будут такие игры-упражнения, при помощи которых дети активно общаются и проявляют самостоятельность, интерес к речевой деятельности.

Игры-упражнения на развитие коммуникативных и речевых способностей детей раннего возраста.

1. Чередование хоровых ответов с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают или баюкают куклу; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, затем только мальчики, и т.д.
2. Разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите и т.д. Эти задания не только оживляют занятие, дают возможность детям подвигаться, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
3. Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. «Кто-то спрятался в раздевалке» или «Мы все с вами зайчики» и т.д. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых навыков и умений.
4. Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов, потешек («Заинька, приходи…», «Тили-бом!», «Ладушки, ладушки») Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении умственной и речевой деятельности. 5. Народные игры, в процессе которых водящий показывает какое-то движение, а все повторяют. («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…» или «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»).
6. Драматизации и инсценировки. Чаще всего их проводят при ознакомлении с художественной литературой. Задача педагога – научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж жестами, мимикой, движениями. Например, инсценировка «Кто в домике живет». Воспитатель вносит игрушки, «поселяет» в домик поочередно. Когда в домике несколько игрушек, спрашивает детей: «Так кто в домике живет?» дети называют, совместно с воспитателем можно обыграть.
7. Рассматривание картинок (называние, описание). Это и показ крупных картин (коллективное обсуждение), и рассматривание картинок мелкого формата самими детьми (индивидуальная работа), оба методических приема имеют свои положительные стороны. Цель – подведение детей к пониманию слов и умению простым звукоподражанием назвать предмет.
8. Перебежки. 3-4 картинки развешены в разных концах группы, дети и воспитатель переходят от одной картинке к другой, чтобы поговорить о ней. (Где уточка? «Кря-кря», — она кричит. Покажите, где уточка»). Речь идет не о картинках, развешенных постоянно, а о часто меняющихся, картинках по тематике занятия. По этому типу можно использовать находящуюся в группе мебель, предметы (Где диван? Пойдемте сядем на диван. Петенька, покажи нам, где окно. Давайте подойдем к окну). Это же упражнение можно использовать и на прогулке, там дети будут знакомиться со значением других слов (скамейка, куст, песок, дерево и т.д.).
9. Выставка игрушек. В разных местах делаются небольшие полочки, на которых расставляются игрушки. Воспитатель вместе с детьми переходит от одной к другой, описывая и рассказывая совместно с детьми об игрушке. Так же как картинки бывают разной сложности, так и выставку игрушек можно усложнять, в зависимости от развития речи детей и задач воспитателя.
На одной полочке можно поставить знакомые игрушки, которые они легко могут назвать, на другой – новые, или знакомые игрушки, выполняющие действия (кошка пьет из миски молоко, собачка едет на грузовике и т.д.). Или на всех полочках выставлен мишка, но на одной он играет в мяч, на другой – несет флаг и т.д.).
10. Волшебный мешочек. Хотя это упражнение очень известно и применяется всеми педагогами, оно пользуется неизменным успехом у детей и способствует как развитию понимания, так и развитию активной речи. Для этого используются мелкие игрушки, различные бытовые мелочи, картинки. Воспитатель достает предметы из мешочка, или предлагает это сделать детям, усложнив задачу, можно проделать какие-то действия с предметом, описать его, разыграть игровую ситуацию.
11. Я спрячу, а ты поищи. Для этого следует подобрать игрушки так, чтобы некоторые из них были в 2-3 экземплярах, игрушек должно быть значительно больше, чем участвующих детей. Прятать игрушки следует так, чтобы они были видны детям, по-настоящему в этом возрасте малыши еще не умеют искать. Когда ребенок найдет игрушку, нужно спросить, как она называется, какая по цвету, т.е. задавать наводящие вопросы.
12. Принеси и назови. Набор игрушек раскладывается на столе, педагог просит ребенка принести ту или иную игрушку, приучайте каждого малыша показывать эту игрушку остальным детям и называть ее.
Можно усложнить прием, проговаривая шепотом имя ребенка или спрашивая детей, кто сейчас принесет игрушку.
13. Позови. Дети подражая воспитателю, должны сказать то или иное слово, чтобы вызвать какое-нибудь интересное для них действие. (-Танечка, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне»). Затем можно выставить несколько игрушек, предложить ребенку позвать понравившуюся. Можно заменить игрушки картинками, слово «иди» — словом «дай».
14. Передай другому. Один из детей получает игрушку, картинку, палочку, коробочку и т.п. Он должен передать это кому-нибудь из детей по указанию воспитателя или по собственному выбору. Предмет необходимо назвать, по возможности описать.
15. Игры с природным материалом (песком, водой, деревом, а также бумагой). Они оказывают огромное влияние на развитие речевой и познавательной активности ребенка, потому что он может смотреть на них, манипулировать, экспериментировать.

Не забывайте о взаимодействии с родителями по этому направлению. Кроме мастер-классов, бесед и докладов предлагайте им практические консультации о том, как развить коммуникативные и речевые способности маленького ребенка. Предложенные игры-упражнения обеспечивают необходимую эффективность коммуникативного и речевого развития детей. Поэтому, к трем годам, когда мы начинаем говорить о ребенке как о личности, он уже имеет достаточно подготовленную почву для активного использования речи в процессе деятельности и общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...