Артикуляционная гимнастика
консультация по коррекционной педагогике

 Артикуляционная гимнастика. 

         Одним из этапов логопедического занятия является работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – является основой речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков.

      Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика.96.9 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Предлагаю Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

Очень важно для развития речи, развивать мелкую моторику рук, поэтому ежедневно старайтесь с ребенком выполнять задания для развития мелкой моторики рук. Это может быть разучивание пальчиковых игр, упражнений, гимнастики. Старайтесь ребенку побольше (делать что-нибудь ежедневно) давать работать с ножницами, пластилином, цветной бумагой, карандашами (не фломастерами), краской, мелким конструктором, мозаикой, пазлами. Ведь уже давно доказано учеными, что «ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ».

Окошко

"Окошко"
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно"

Чистим зубки

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Маляр

"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Грибочек

"Грибочек"
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу

Киска

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

Поймаем мышку

"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Слоник пьёт

"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая

Индюки болтают

"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

Орешки

"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Качели

"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы

Часики

"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье

"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Шарик

"Шарик"
надуть щёки
сдуть щёки

Гармошка

"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Барабанщик

"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya23.jpg

"Парашюты"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya24.jpg

"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...