Консультация «Развитие речи активности детей средней группы средствами фольклора».
консультация

Шайхутдинова Насиха Рифнуровна.

Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным является тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

Речь включается во все виды деятельности ребенка. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, грамматического строя, выразительности), ее форм (ситуативной, контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Развитие речи  активности детей средней группы средствами  фольклора».

Воспитатель:Шайхутдинова Н.Р.

Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным является тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

Речь включается во все виды деятельности ребенка. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, грамматического строя, выразительности), ее форм (ситуативной, контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

 

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей является развитие речи, речевого общения. Неоценимую роль может оказать русский народный фольклор.

    Наши предки, незнакомы с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию. И теперь язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.

     Так где же, как не в народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову?

Совершенствования речи невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, можно использовать различные игровые приемы.

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Это кукла, Акулька,

У нее кроватка - … (люлька).

В печку слазить очень рад,

А зовут его … (ухват).

У нее доска и палка –

Это бабушкина … (прялка).

Кашу варит всем дружок,

Круглобокий … (чугунок).

«ЦЕПОЧКА СЛОВ».

Подчеркиваем историческую преемственность с современными аналогами:

Лучина – свечка – лампа – электрическая лампочка.

Деревянная миска – глиняная – эмалированная.

Скамья – лавка – диван.

Ухват – прихватка.

     Расширять словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:

Направо пойдешь –

Клад найдешь,

Налево пойдешь –

Коня потеряешь,

Прямо пойдешь –

Сам пропадешь.

Утро вечера мудренее.

Не по дням, а по часам.

От мала до велика.

         Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И её можно решить, используя различные виды русского фольклора. Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Само слово «заклички» побуждает говорить громко – закликать. Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

«Солнышко, появись! Красное, нарядись!

Чтобы год от года,

Была у нас хорошая погода!».

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

«Тише, куры, не шумите,

Мово Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Буде глазки закрывать».

Ещё одним инструментом для совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата являются скороговорки. Ещё в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.

   Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду – бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду –

Бултых в воду!

  Чтобы сформировать связную речь ребенка необходимо научить пользоваться его различными звуковыми средствами. Это и интонация и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов. Основой связанной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является ДИАЛОГ. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста поможет освоить вопросительную интонацию.

- Яму копал? – Копал.

- В яму упал? – Упал.

- В яме сидишь? – Сижу.

- Яма сыра? – Сыра.

- Как голова, цела? – Цела.

- Значит, живой? – Живой.

- Ну, я пошел домой.

  Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Опыт показывает, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание: «Солнышко! Ведрышко! Выйди поскорей! Будь к нам подобрей!».

     Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие речи детей средней группы"

Консультация на тему :"Развитие речи детей средней группы"...

Консультация для родителей детей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Программные задачи:       Образовательные задачи:- расширение представлений родителей о значимости развития мелкой моторики в ж...

Консультация для родителей детей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

расширение представлений родителей о значимости развития мелкой моторики в общем развитии ребенка....

Консультация для родителей детей средней группы Тема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...

Консультация для родителей детей средней группы. "Влияние музыки на развитие творческих способностей детей".

В консультации музыкального руководителя рассказывается о влиянии музыки на развитие творческих способностей детей. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок развивался гармонично. Какую музыку слушать?...

Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. (консультация для родителей детей средней группы)

Автором представлен материал описывающий театрализованные игры, их виды и значение в развитии коммуникативных способностей детей....