Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС
Цель:
Развивать речь детей, закрепить знания о диких животных и осенних изменениях в природе
Задачи:
- уточнять и расширять активный словарь детей по теме «осень»;
- закрепить знания детей о признаках осени;
- расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы;
- развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
- закреплять навык устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование:
музыкальный центр; макеты «Берлога», «Дупло», «Нора»; дидактические пособия «Угадай чья тень», «Подбери предмет по сезону»; корзины, шишки сосновые и еловые, листья деревьев (дуб, клен, рябина, береза)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал, встают в круг.
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель:
- Ребята, я надеюсь, что у вас хорошее настроение.
- Я хочу предложить вам отправиться со мной в лес. Но прежде давайте вспомним, какое сейчас время года?
Дети:
- Осень.
Воспитатель:
Как мы узнаем, что наступила осень?
Дети:
Дует ветер, часто идет дождь, становится холоднее, листья опадают, птицы улетают, животные готовятся к спячке.
Воспитатель:
- Чтобы отправится в лес, нам необходимо подготовиться, давайте подойдем к мольберту и отберем те предметы, которые нам могут пригодиться в путешествии.
Проводится игра «Подбери по сезону»:
Дети подходят к мольберту и отбирают картинки, объясняя свой выбор, например, что зонт нужен для защиты от дождя и т.п.
Воспитатель:
- Молодцы! Вот теперь вы готовы отправиться в путь!
- Не будем терять время, закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Повертелись, покружились
И в лесу мы очутились»
Пока дети кружатся воспитатель рассыпает осенние листья с различных деревьев (дуб, рябина, клен, береза).
Воспитатель:
- Вот мы с вами и в лесу. Ребята, посмотрите на землю, что у вас под ногами?
Дети:
- осенние листья.
Воспитатель:
- Посмотрите, какого они цвета?
Дети:
- Желтые, красные, оранжевые.
Воспитатель:
- Каким одним словом можно их охарактеризовать?
Дети:
- Разноцветные!
Воспитатель:
- Верно! Посмотрите внимательно и скажите, с каких деревьев листья?
Проводится дидактическое упражнение "Назови листочек":
Воспитатель поднимает один лист, показывает детям и задает вопрос:
-С какого дерева этот лист?
Дети:
С дуба.
Воспитатель:
- Значит, какой это лист?
Дети:
Дубовый.
Далее, аналогично упражнение повторяется с листьями клена, березы, рябины.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему опадают листья?
Ответы детей
- Правильно. Осенью листьям недостаточно тепла, они желтеют, становятся слабыми, ветер дует, и они опадают.
- А как называется это явление?
Дети:
- листопад.
Воспитатель:
- предлагаю вам полетать вместе с листьями.
Звучит фонограмма «Шум ветра»
Физминутка
Листики осенние (покачиваем руками над головой)
На ветках мы сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели (легкий бег)
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал (наклоны)
И листочки все поднял.
Закружились полетели (закружились)
И на землю снова сели. (присели)
Воспитатель:
Ребята, а чья это тень за деревом?
Дети:
Медведя.
Воспитатель:
- Медведь уже заснул до весны в своем домике рядом с деревом, на постели из листьев. Вы знаете, как называется дом медведя?
Дети:
- Дом медведя называется берлогой.
Воспитатель:
Медведь спит, не будем будить его. Но он оставил нам подарок.
Стоит корзина с шишками и запиской, в которой правила игры.
Проводится подвижная игра «Шишки»:
Мишка по лесу гулял,
Мишка шишки потерял!
Ну-ка, детки, выходите
И медведю помогите!
(Взрослый рассыпает еловые и сосновые шишки по полу, дети собирают их в корзины. Во время игры педагог обращает внимание на то, что шишки разные по размеру и форме, предлагает покатать их между ладонями.)
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете кто еще зимой впадает в спячку?
Дети отвечают
- В конце осени еж устраивает себе теплое гнездышко-норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает. Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы, затем несет на себе листовой матрац из душистых листьев в свою норку и устилает ими зимнюю постель.
- Отправляемся дальше! А в ветвях дерева я вижу еще одну тень…
Дети:
- Это белка!
Воспитатель:
- Вы знаете, где живет белка? Как называется ее домик?
Дети отвечают или задумываются.
- Домик белки называется дупло. Дупло находится в стволе дерева. Зимой в дупле у белки сухо и тепло, она укрывается своим хвостиком, как одеялом;
- давайте вспомним, а как меняется сама белка осенью?
Дети:
- у нее меняется цвет шубки с оранжевой на серую.
Воспитатель:
- Смотрите, ребята, белочка тоже приготовила вам задание.
Воспитатель из дупла достает корзину, в которую сложены «тени» диких животных, которые осенью меняют цвет
Проводится игра «Угадай чья тень»
На мольберте тени: зайца, волка, лисы. Вместе с воспитателем дети отгадывают животных, подбирают соответствующие картинки и проговаривают как меняются эти животные.
Воспитатель:
- Молодцы! И с этим заданием справились.
- А как называют этих животных?
Дети:
- Дикие животные.
Воспитатель:
- Почему они называются дикими?
Дети:
- Потому что они живут в лесу, сами добывают себе пищу.
Воспитатель:
- Я с вами согласна. Дикие животные живут самостоятельно в лесу, сами заботятся о себе и своём потомстве.
Воспитатель:
Мы с вами побывали в осеннем лесу. Наша прогулка подошла к концу, нам пора в детский сад. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Повертелись, покружились
и в детском саду мы очутились
Вот мы и вернулись в наш детский сад.
- Что вам больше всего запомнилась?
- Где мы сегодня побывали?
- Что вы узнали для себя нового?
Еще у меня для вас раскраски, которые я хочу вам подарить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"
"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"
Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"
Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Конспект интегрированного занятия "Чтение стихов об осени. Путешествие в осенний лес" .
Это занятие для детей второй младшей группы....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)
Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"
Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...