Артикуляционная гимнастика
консультация по развитию речи

Шпак Снежана Алексеевна

Артикуляционная гимнастика для подготовки к произношению свистящих звуков 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_svistyashchie.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют

- кончик языка (он находится за нижними зубами),

- боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), - спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель.

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Артикуляция свистящих звуков:

[С], [С’], [Ц]

[З], [З’]

Без голоса

С голосом

Губы в улыбке, зубы видны, зубы сближены (не сжимать), широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Воздух идет по середине языка, должен быть холодным.

Подготовка к постановке звука С

  1. Вытянуть губы вперед, подуть на руку, чтобы ощущался холодный воздух.

2.  Просунуть между зубами язык и подуть на ватку, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы, как при улыбке, зубы сблизить и произнести с.

3.        Лист бумаги  разрезать ножницами на узкие полоски в виде бахромы и дуть на полоски, держа разрезанную бумагу двумя руками у рта.

Передать, как звучит пила (с—с—с).

  1. “Заборчик”

Улыбнись, покажи сомкнутые зубы. Вот какой заборчик! Удерживать это положение до счета 3.

         

  1. «Лопатка» - положи  широкий язык на нижнюю губу и удержи  под счет до 8.

Губы  не напряжены, нижняя губа не должна подворачиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются уголков рта.

         

  1. «Сдуй ватку с кончика языка» - щеки не надувать.
  2. «Забей в ворота гол» - дуть с «лопатки» на ватный шарик (чтобы он попал в ворота).
  3. «Чистим нижние зубы» - открой широко рот, губы улыбаются, кончиком широкого языка води по передним нижним зубам снизу вверх.

               

  1. «Горка» - открыть рот широко, широкий язык опустить за нижние зубы, и упереться кончиком в основание нижних зубов, плотно прижать боковые края языка к верхним коренным зубам, по середине языка должен быть желобок.

         

  1. Петь звук [А] –открой рот, кончик языка спрячь за нижними зубами.  Пой А-А-А….

Язык широкий, боковые  края лежат на нижних коренных зубах, спинка языка опущена.

  1. «Качели» - улыбнись, открой рот. Как при звуке [А] и подержи на счет «раз», подними широкий язык за верхние зубы  - «два», повторять под счет.

Игра «Спой песенку «водички»

  С – С – С- ..

«Накачаем насосом колесо»  

С – С – С-...

Запомни и повтори ряд слогов.

Взрослый произносит сразу два, три, четыре слога. Ребенок воспроизводит слоговые ряды.

С А — СЫ              СЫ — С А            

С А — СЫ — С А

СЫ —СА — СЫ

СА —СА —СЫ —СЫ

СА —СЫ —СА —СЫ

Произнеси слова (со слогом са).

а)        сад, сам, сами, садик, сайка, коса,

б)        сало, сахар, лиса, полоса, краса,

в)        сады, сапог, касса,

г)        салат, салют, самолет, санитар, самовар, сарафан.

И так же с  другими слогами сы, со, су.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...