Папка передвижка
материал по развитию речи

Котенко Елена Игоревна

Работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_peredvizhka_skazki.docx577.05 КБ

Предварительный просмотр:

Папка-передвижка:

«Развиваем речь

с помощью сказок».

hello_html_a35b412.png

Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления.

Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенную ступень развития человеческого мышления и речи.

Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка?

Умение задавать вопросы. По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов.

Конструирование слов, словосочетаний и предложений

Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно:

придумывать несколько однокоренных слов (лес — лесок, лесник, лесовик);

учить рифмовать два слова (кузнец — удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку».

Пословицы и поговорки. В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, вы, родители, помогаете ребенку запоминать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

Новое название. Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.

Новый персонаж. При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.

Исчезновение. Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, создать элемент неожиданности, загадочности, можете использовать следующий прием. Читая ребенку сказку, «проглатывайте» часть слова или пропускайте целые слова.

Словотворчество. Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками:

найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»);

произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»;

определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).

Последнее задание подчеркивает важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. Ведь любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Интервью. Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки.

hello_html_m3962c952.png

Воспитание сказкой или влияние сказки на развитие ребенка

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»- так писал В. Сухомлинский.hello_html_m64d5d744.jpg

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка.

Именно со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. 

Через сказку малыш получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо.

Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить следующими достоинствами:

  • в сказках нет обучения и нравоучений;
  • главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может быть везде;
  • дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;
  • тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного и реального.

С помощью сказки родители смогут развить у ребенка:

  • умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • интерес к учебе;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора.

Читающий или рассказывающий родитель, должен помнить некоторые правила:

  • При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны  запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и первый раз.
  • Разными интонациями и жестами окрашивайте положительные и отрицательные поступки участников рассказа, сказки.
  • Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
  • Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка по правилам дорожного движения

Увлеклась фотошопом. Моя первая работа....

Папка-передвижка "Профилактика гриппа"

Продолжаю оформлять информацию для родителей в фотошопе...

Папка-передвижка "Лепка из соленого теста"

В папке собран материал, необходимый для тех, кто заинтересуется мукосольками....

Папки-передвижки. Информация для родителей.

С ИТ появилась возможность создавать яркие интересные папки-передвижки с информацией для родителей. Я создала цикл по основным праздникам: Новый год, 23 февраля, 8марта, Масленица и др. Прекрасная воз...

ПАПКА- ПЕРЕДВИЖКА ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В CEMЬЕ «ПРОТИВ ХВОРИ - ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!»

Цель: Просветительская работа с родителями в области здоровьесбережения, привлечение родителей к здоровому образу жизни.         ...

информация для родителей в папку-передвижку

Рекомендации родителям и педагогам по профилактике острых  вирусных  респираторных инфекций и гриппа в период  эпидемиологического сезона...

Папка - передвижка "Зима" - декабрь.

Наступил декабрьПапка - передвижка используется, как наглядный материал для детей и  родителей. В папке - пере...