Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель. Формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях.
Задачи.
1. Развивающая: развивать устную речь, поэтический слух, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
2.Образовательная: упражнять в составлении сложноподчинённых предложений. ; упражнять в образовании и подборе имён прилагательных.
3.Воспитательная: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, передаваемого в музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
Цель. Формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях.
Задачи.
1. Развивающая: развивать устную речь, поэтический слух, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
2.Образовательная: упражнять в составлении сложноподчинённых предложений. ; упражнять в образовании и подборе имён прилагательных.
3.Воспитательная: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, передаваемого в музыке.
Предварительная подготовка: наблюдения за живой и неживой природой;
рассматривание репродукций картин об осени; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений, отгадывание загадок; приглашение на занятие родителей для чтения наизусть стихотворений об осени.
Методы и приёмы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Актуализация знаний. Постановка темы и цели занятия.
- Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.
Листья с веток облетают.
Птицы к югу улетают.
"Что за время года"? – спросим.
Нам ответят: «Это. (осень)».
- Сегодня мы будем говорить об осени. Выясним, что происходит в природе в это время года. Будем читать стихи, слушать музыку, рассматривать репродукции картин и отмечать, чем красива осень.
II. Основная часть
1. Беседа об осени (характеристика погоды; осенние изменения в природе; осенние месяцы).
- Какое сейчас время года? (осень)
- Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой сейчас месяц? (ноябрь)
- Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»? (скоро наступит зима)
- Какая сегодня погода? (ясная или пасмурная)
- Сегодня погода ясная, солнечная.
- Какое сегодня небо?
- Небо голубое или синее-синее.
- Деревья полыхают желтизной. А что значит «деревья полыхают желтизной»? (На деревьях много жёлтых листьев.)
- Что называют листопадом? (Листопад — это явление природы, когда деревья сбрасывают листву.)
- В какую погоду листочков облетает больше? (В ветреную погоду.)
- Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев. Почему мы говорим «золотистых» листьев? Это какой цвет? (Золотистый — от слова «золото». Золото жёлтого цвета.)
- Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, тёмным, грустным и унылым. Унылый — это какой? (Унылый — грустный, без настроения.)
- Пасмурно — это как? (В пасмурную погоду солнышко прячется, на улице серо, тускло.)
2. Упражнение «Какой у тебя лист?»
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий.
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет! (Галина Ключникова)
- Возьмите каждый по одному листочку. (листья рассыпаны на полу; на магнитной доске лист А2 с аппликацией «Ваза»)
- Встаньте в круг.
- Назовите, лист какого дерева у вас в руке.
- Лист какой?
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист рябины – рябиновый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый
3. Игровое упражнение «Закончи предложение».
- Я буду задавать вопросы, тот, кто ответил — прикрепляет свой листик на панно. (Добиваться полного ответа)
Листья осенью (что делают) – желтеют и опадают.
Дождь осенью (что делает) – моросит, идет.
Урожай осенью (что делают) – убирают.
Птицы осенью (что делают) — улетают в теплые края.
Деревья осенью (что делают) — роняют листья.
Звери осенью (что делают)— готовятся к зиме, меняют шубки.
Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.
В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы поиграть с друзьями.
На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.
Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем) – мы не выходим на прогулку.
В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы погулять.
- Листики все прикрепили. Что получилось? (букет из листьев)
- Мы от осени привет — собрали в большой букет!
Физкультминутка
5. Работа по репродукциям картин.
- Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на картинах? (осень)
- Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?
- Какая осень? (Красивая, яркая, солнечная, тихая.)
- Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева Вячеслава.
Какую осень вы видите здесь? (Мрачная, холодная, темная, сырая.)
- Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.
6. Чтение стихотворений.
- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.
-Прекрасные – это какие стихи?
Мультимедиа портрет поэта, картина осени. Чтение стихотворений на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песнь».)
- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас! Иван Бунин «Листопад»(СЛАЙД 1)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
- Иван Бунин пишет, что «лес — точно терем расписной». Как вы себе это представляете? (листья на деревьях, с наступлением осени,поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми, каричневыми; Лес- это дом для диких животных — терем. Терем расписной, нарядный, красивый.)
- Чем пахнет осенний лес? (дубом и сосной)
- Как вы думаете, автору стихотворения нравится осень? Почему вы так решили? (Автору нравится осень. Он говорит о ней с восхищением.)
- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её.
III. Итог.
- О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)
- Что мы делали на занятии?
- Какое задание, упражнение вам больше всего понравилось?
- Где мы можем увидеть, услышать или прочитать об изменениях природы осенью? (наблюдая за природой на улице, читая стихи, слушая музыку, рассматривая картины)
- Кто и что нам может помочь увидеть всю красоту природы в это время года? (поэты, художники, композиторы)
IV. Рефлексия «Осеннее дерево».
(На магнитной доске на листе А2 аппликация «Дерево осенью», заранее вырезанные листочки дерева жёлтого и коричневого цвета по количеству детей.)
- Я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые. Если вам понравилось наше занятие, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.
Посмотрите, какой дерево у нас получилось!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи Чтение стихотворения "Снегирек" в первой младшей группе
Конспект комплексного занятия для самых маленьких. Чтение стих-я (немецкой песенки) В. Викторова и лепка ягодок. Дети знакомятся через художественное слово со снегирем, рассматриваем картинку, беседуе...
Конспект занятия по развитию речи с элементами мнемотехники"Поздняя осень"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининско...
Занятие по развитию речи в старшей группе "Поздняя осень"
Материал для воспитателей старшей группы...
Конспект занятия по развитию речи. Чтение и заучивание стихов о зиме.
Конспект занятия по развитию речи. Чтение и заучивание стихов о зиме.Задачи: способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя...
Конспект занятия по развитию речи. Чтение стихотворения А.С. Пушкина " Уж небо осенью дышало".
Учить детей видеть , чувствовать и понимать красоту осенней природы....
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Поздняя осень»
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Поздняя осень»...
Презентация к занятию по развитию речи «Чтение стихов С. Маршака из цикла «Дети в клетке»
Презентация содержит стихи С.Маршака...