Игры со словом в старшем дошкольном возрасте
статья по развитию речи (старшая группа)

Луханина Светлана Николаевна

Использование этих увлекательных заданий по развитию речи расширит словарный запас детей, научит правильно употреблять слова и строить предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_slovom.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ  СО  СЛОВОМ В СТАРШЕМ  ДОШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ

Все родители хотят, чтобы их дети были хорошо подготовлены в школе, учились легко и с интересом. Чтобы добиться отличных результатов, нужно вместе с детьми потрудиться. А чтобы этот труд был не в тягость детям и взрослым, надо обратить его в игру.

Игры учат элементарному осознанию языка, его звукового состава, словаря,  грамматического строя. Помогают общаться со сверстниками, слушать и слышать партнера, понимать обращенную к ребенку речь, инициативно высказываться, выражать свои чувства, мысли, налаживать совместную игровую деятельность, рассуждать.

Старший дошкольный возраст – это время, когда общение со сверстниками начинает занимать важное место в жизни детей, становится предпочтительным. Дети много времени и чувств отдают играм с друзьями, игровому и речевому взаимодействию со сверстниками. Они превращаются в компетентных партнеров по общению. Дети обсуждают не только то, что происходит здесь и сейчас, но и события своей жизни дома, свой личный опыт.

Используется принцип парного взаимодействия, дети отыскивают предметы, в названиях которых слышатся близкие по артикуляции и звучанию звуки. Парами играют в игру «Угадай на ощупь»: один ребенок ощупывает предмет, а другой задает ему вопросы: «На что это похоже? Зачем он нужен? Какой звук слышытся в названии?» При рассматривании картинок переговариваются с соседями,  передавая картинку по цепочке слева направо. В игре «Телефон» передают по цепочке смешные сообщения (карандаш поет на веточке, слоны прыгают по дорожке). Командами читают скороговорки с разной интонацией: одна команда с вопросительной, другая – с утвердительной. (Журавлик длинноногий? Маму ждет он у дороги?) Парами придумывают рассказы об игрушке; потешки по аналогии; отгадывают предмет по вопросам (игра «Угадай-ка»).

У детей появляется умение произвольно регулировать свое речевое поведение: не говорить всем вместе, слышать товарища, задавать ему вопросы, слушать ответы, отвечать на вопросы и  высказывания сверстника.

Игры с детьми, несомненно, доставят радость и удовольствие, оживят интерес  к владению  бесценным даром слова. Итак, в путь, в мир увлекательных игр, а от игры – к знаниям!

Рифмовки

Туча,  как птица, по небу (мчится)

Осень, осень – непогода.

Лужи прямо у (порога)

Лужи на дороге, берегите (ноги).

Осень, осень – листопад, листья желтые (летят).

Положи в корзинку ягодку (малинку).

Ветер дует, задувает, туча солнце (закрывает).

Грибок на крепкой ножке лежит в моем (лукошке).

В реке большая драка: поссорились два (рака).

Где обедал воробей? В зоопарке у (зверей).

Ра-ра-ра – начинается ……(игра),

Ры-ры-ры – у мальчиков…..(шары),

Ро-ро-ро – у Раи новое ……(ведро),

Ру-ру-ру – продолжаем мы ….(игру),

Ре-ре-ре – стоит домик на …..(горе),

Ри-ри-ри – на ветках ….(снегири),

Ар-ар-ар – кипит наш ….(самовар),

Ор-ор-ор – созрел красный…..(помидор).

Очень-очень вкусный пирог

Я хотел устроить бал,

И я гостей к себе…….

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый …..

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости …..

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек…..

Потом подвинул стул и сел

И пирог в минуту……

Когда же гости подошли,

То даже крошек ……

                                        Д. Хармс

Звук заблудился

Взрослый читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

  1. Жучка будку 9булку) не доела;

Неохота, надоело.

  1. Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

  1. На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

  1. У вратаря большой улов,

Влетело в сетку пять волов (голов).

  1. Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

  1. Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

  1. На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.
  2. Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.

  1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами.

  1. Закричал охотник: «Ой!»

Двери (звери) гонятся за мной!»

Универмаг

В нашем городе открывается новый универмаг. Посмотри: полки отделов пока пусты. Скоро привезут товары. Какие товары ты поместишь в отделы «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Хозяйственные товары», «Электроприборы», «Продукты питания», «Канцелярские товары», «Ткани», «Спортивный инвентарь»?

Дети поочередно называют товары каждого отдела. Выигрывает тот, кто называет товар последним.

Дед Буквоед

Сегодня к нам в книжку пробрался Дед Буквоед. Он очень любит лакомиться буквами. Посмотрите, что осталось от слов.

Ко – (корова, конь, коробка, костер, кошка, корка, кобра, котел…)

Ма – (мама, марка, март, маска, малина, масло, маргаритка, мартышка…)

Лу – (лук, луна, лужа, луч, лупа, луг….)

Со – (сок, собака, сосиска, соль, сом, сорт, сон, сор….)

Па – (папа, пароход, паровоз, палка, паста, пачка, парта …)

Ту – (туча, тумба, Тула, тур, тут, туфли, туда…)

Кто больше всех придумает слов с этими слогами.

Животные

Так много животных на нашей планете. А кто больше всего назовет….

Рогатых (корова, коза, баран, олень, лось…)

Хищных (волк, тигр, лев, леопард, гепард, лиса, пантера…)

Полосатых (тигр, зебра, кошка…)

Колючих (ерш, еж, дикобраз…)

Пятнистых (гепард, жираф, леопард, рысь, корова, кошка, благородный олень…)

Травоядных (корова,жираф, олень, газель, верблюд, заяц, баран…)

Называем животных по очереди. Кто назовет последнее, тот и победил. Если ребенок затрудняется назвать животное, помогите ему – подсказки в скобках. А если малышу это животное незнакомо, покажите его на картинке или фотографии и постарайтесь рассказать об этом животном что-нибудь интересное.

Придумай слово

Играем в слова, но следующее слово придумываем не на последнюю букву, а на последний слог. Например: Бармалей, лейка, капуста, Таня и т.д.

Вкусный ужин

Будь внимателен: в любой момент вместо чего-нибудь вкусненького тебе могут подсунуть что-то очень несьедобное. Сразу говори СТОП! Итак, мы начинаем…

Суп, салат, картошка, котлета, камень!

Пирог, печенье, яблоко, компот, кирпич!

Борщ, сосиска, конфета, горох, фломастеры!

Винегрет, бананы, рыба, вермишель, кастрюля!

Вареники, пирожки, мармелад, молоко, чашка!

Рыба, щи, компот, кисель, клей!

Винегрет, каша, виноград, мыло!

Торт, груша, макароны, бумага!

Яйцо, пудинг, шоколад, карандаш!

Капуста, яблоко, пельмени, булка, гвоздь!

Не сьели ничего лишнего? Тогда продолжайте игру сами.

Назови предмет другими словами

Например:

Осень – время года, когда листья становятся желтыми.

Юбка – предмет одежды, который носят только девочки.

Пчела – насекомое, приносит мед.

Компот – напиток, который варят из фруктов.

Валенки – обувь, которую носят зимой.

Тарелка – посуда, из которой мы едим.

Собака – животное, которое сторожит дом.

Слон – большое серое животное.

Самолет – транспорт с крыльями.

Шкаф – мебелшь для хранения вещей.

Роза – красивый цветок с шипами.

Снег – то, что падает с неба зимой.

Буратино – деревянный человечек.

Омлет – блюдо из яиц и молока.

Угадай, какие бывают звери

Слон не легкий, а (тяжелый).

Удав не короткий, а (длинный).

Медведь не ловкий, а (неуклюжий).

Черепаха не быстрая, а (медлительная).

Олень не хищный, а (травоядный).

Волк не добрый, а (злой).

Жираф не низкий, а (высокий).

Крокодил не безобидный, а (опасный).

Поросенок не чистый, а (чумазый).

Кит не маленький, а (большой).

Про мальчика Фому

        Есть на свете такой мальчик – Фома. Он все делает и говорит наоборот. Ему говорят «черное», а он в ответ – «белое»! Ему говорят «горячий» , а он – «холодный». Давайте поиграем в такого Фому – будем говорить все наоборот.

Тяжелый - ….         Тихо - …..               Сильный - …..           Быстро - ….

Можно - …             Нет - …..                  Хорошо - ……          Веселый - ….

Ночь - …                 Злой - …..                Хвастливый - ….      Уехал - ….

Темно - …..             Далеко - ….            Шершавый - ….          Ушел - ….

Сладкий - …..         Узкий - …..             Длинный - …..             Бедный - ….

Глупый - ….            Бледный - ….         Высокий - …..              Длинный - …

        Как же помочь ребенку научиться ясно и грамотно излагать свои мысли? Нужно, прежде всего, организовать такую речевую среду, в которой ребенок будет стремиться высказывать свое мнение, полюбит родную речь, увидит ее красоту и возможности.

        Пусть речь наших детей будет ясной, правильной и красивой!

Литература:

Н.В. Новотворцева «Развитие речи детей» - Ярославль, «Академия развития», 1996.

Елена Ульева «Большая книга заданий по развитию речи» для детей 4-8 лет ; М.; «Грамотей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики с использованием художественного слова для старшего дошкольного возраста.

Комплекс № 1.  1. И. п. – о. с., руки вдоль туловища. Наклоны головы назад – вперед, вправо – влево.  Головой сейчас покрутим Так мы лучше думать будем. Поворот и п...

Игры со словами для детей дошкольного возраста

Методическая разработка объясняет необходимость применения подобных игр и их подробное описание....

Обучение звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста

Основная цель фонематического анализа - научить ребенка с нарущением речи ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством языковой формы, с важнейшими характеристиками зву...

«Цикл дидактических игр на развитие слоговой структуры слов детей старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка«Цикл дидактических игр на развитие слоговой структуры слов детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация: «Волшебные слова» Для старшего дошкольного возраста Деревенских Галина Юрьевна

Презентация: «Волшебные слова»  Для старшего дошкольного возраста...

«Цикл дидактических игр на развитие слоговой структуры слов детей старшего дошкольного возраста»

Игры направленные на развитие слоговой структуры слова у старших дошкольников....