Фольклор в детском саду
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Фольклор в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_detskom_sadu-konsultatsiya_holodilina_e.a._may_sayt_dou.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор в детском саду
«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре».
Ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому существует такое правило: «Если речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то он решит сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!» Приходим к такому выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми используйте следующие виды фольклора:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу). Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки - обучающие детей правильной и чистой речи.
Прибаутки, шутки - забавные песенки, которые веселят детей.
В работе детский фольклор можно использовать в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Остановимся на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А особенно такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых используется детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняются такие движения:
Самомассаж.
Шевеление пальчиков.
Поочередное пригибание пальцев к ладони.
Разведение пальцев и их сведение.
Хлопки.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Помахивание кистями.
Вращение кистей - «фонарики».
Вместе с движениями произносим слова:
Можно учить детей на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами.
Планируя игры, детский фольклор нужно подбирать разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности. Например, дети в игре, проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.
Чтобы работа была более плодотворной, можно обратиться за помощью к родителям. Чтобы держать их в курсе событий, заведите папку «Учите вместе с нами». В нее записываются потешки, поговорки, считалки, и родители дома могут повторить этот материал со своим ребенком.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация " Фольклор в детском саду"
Практическая консультация для воспитателей, учителей - логопедов по использованию фольклора в работе с дошкольниками....
Фольклор в детском саду
Двадцать первый век шагает!Межпредметность, надпредметность, ИКТ нам предлагает.Но не будет результата, если душу не вложить:Думать, чувствовать, творить!И докажем всем на свете,Что важнее нет т...
Народный фольклор в детском саду
интересный материал...
Использование фольклора в детском саду
Опыт работы....
Музыкальный фольклор в детском саду
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный во...
Конспект НОД по музыке "Фольклор в детском саду"
Приобщение детей к русскому народному творчеству средствами музыкальной, театрализованно-игровой деятельности....
Музыкальный фольклор в детском саду
Музыкальный фольклор –уникальная самобытная культура наших предков- осознается современным обществом как значительный фольклор духовности, преемственности поколений, приобщении к национальным жизненны...