НОД
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
конспет по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи на тему: «В гости к сказке» (Вторая младшая группа)
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Задачи:
Образовательная область "Речевое развитие"
1. Расширять у детей представления о русских народных сказках.
2. Продолжать знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (сказкой).
3. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"
1. Развивать способность эмоционально воспринимать музыку.
2. Формировать умение у детей сопереживать персонажам художественных произведений.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"
1. Развивать умение общения и взаимодействия ребнка со взрослым и сверстниками.
2. Совершенствовать у детей умение говорить и действовать от имени принятой роли, устанавливать смысловые связи между персонажами, ориентируясь на жесты, мимику, движения головы, конечностей, туловища.
Образовательная область "Познавательное развитие"
1. Формировать у детей первичные представления о персонажах сказки.
2. Продолжать развивать воображение и творческую активность у детей.
Образовательная область "Физическое развитие"
1. Развивать и обогащать двигательный опыт детей.
2. Побуждать к самостоятельности и творчеству при выполнении упражнений.
Методы и приемы:
Практические: (имитационные упражнения по передаче характера персонажей сказки, драматизация сказки).
Наглядные: (рассматривание сказочного панно, иллюстраций книжки, слушание музыки).
Словесные: (объяснение, беседа, вопросы).
Игровые: (создание игровой ситуации, игровое моделирование).
Материал и оборудование: интерактивная презентация сказки, МП 3 проигрыватель с диском музыкальных записей русских народных мелодий и песен, маленькие карточки с изображением грустных и веселых колобков, игрушка-колобок, волшебный сундучок.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Колобок»,изготовление карточек с изображением колобка, подбор музыки, изготовление волшебного сундучка.
Ход НОД:
-Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и друг другом.
(Установление эмоционального контакта)
Коммуникативная игра
Здравствуй, солнце золотое, (руки вверх)
Здравствуй, небо голубое, (руки в стороны)
Здравствуй свежий ветерок, (покачивание рук)
Здравствуй милый мой дружок, (повернулись друг к друг)
Здравствуйте гости дорогие (руки вперед к гостям)
Все красивые такие.
Дарим радость вам свою. (улыбаются)
-Ребята, а вы сказки любите?
-Какие сказки вы знаете? («Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба».
-Вы хотели бы попасть в сказку?
Тогда садимся в поезд и отправляемся в необычное сказочное путешествие.
(Под песню «Паровоз Букашка» дети имитируют движение поезда).
(Слышится музыка со звуками леса.)
- Ой, ребята, куда же мы попали?
-На волшебную сказочную полянку. А что за сказка не понятно?
Я ребята помогу,
сказку вам подскажу.
Вот волшебный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там.
-Кто это ребята?
-Правильно, Колобок.
- Какой он? (румяный, круглый, веселый).
-Из какой сказки к нам пришел? («Колобок»)
— От кого ушёл колобок? (От дедушки и бабушки)
Дидактическая игра «Укрась слово»
— Ребята, а какие дедушка и бабушка? (добрые, хорошие, весёлые, старые)
- Кого колобок встретил? (зайчика, волка, медведя, лису)
— Какой зайчик? (серенький, маленький, трусливый)
— Какой волк? (серый, сильный, смелый)
— Какой медведь? (косолапый, сильный, большой)
— Какая лиса? (хитрая, рыжая, шустрая, находчивая)
— Что случилось с колобком в сказке? (Колобка съела лиса)
— Ребята, а почему колобка съела лиса? (хвастался, ушёл от бабушки с дедушкой, убегал от зверей)
— Хорошо хвастаться или нет?
— Хорошо ли, что колобок ушёл от бабушки с дедушкой? Почему?
— Чему учит нас сказка? (не хорошо хвастаться, нельзя уходить одним из дома, не предупредив взрослых, нельзя разговаривать на улице с незнакомыми)
— А хотите послушать сказку, из которой пришёл наш колобок?
— Сейчас мы с вами посмотрим сказку «Колобок», а поможет нам в этом волшебный экран.
Интерактивная презентация сказки «Колобок»
(Песенку колобка дети поют самостоятельно)
- Ребята, посмотрите, что-то наш колобок загрустил?
-Не переживай колобок, мы тебя развеселим.
Физкультминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И за стол тихонько сели. (Дети садятся.)
Моделирование сказки
-Перед вами полянка. Вот это будет домик (черный квадрат)
-Теперь нужна крыша. Какую фигуру возьмем? (Правильно, коричневый треугольник)
-А какой у нас будет колобок? (Вот такой, жёлтый)
-Куда мы его положим? (Правильно, на окошко)
-Кого колобок встретил первого (Зайчика)
- Какой будет зайчик из сказки? (Вот такой, маленький, серый)
-Кто встретился дальше на пути? (Волк)
А волк какого цвета? (Серый, как зайчик, только он большой)
- Найдите, ребята, кружочек для волка.
- После волка кого встретил колобок? (Медведя)
Медведь коричневый, большой и кружок тоже нам нужен коричневый, большой.
- А потом кого встретил колобок? (Лису)
-Какая лиса? Какой нам нужно взять кружок? (Вот такой, оранжевый)
-Молодцы, ребята, все правильно вспомнили сказку!
-А теперь предлагаю поиграть с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «КОЛОБОК»
(Левая кисть лежит на столе ладонью вверх
Колобок - румяный бок, Правой раскрытой ладонью
круговыми движениями, как
Укатился за порог! катаем пластилиновый шарик
водим поверх левой ладошки,
Скок-поскок, скок-поскок (Правую ладонь сжать в кулачок,
Укатился за порог! и послогово с небольшим надавливанием
Покатился Колобок "пройтись" кулачком, как молоточком,
по подушечкам пальцев левой руки. На
По тропинке во лесок! шестой слог – кулачком «стукнуть»
в середину ладони, и закончить
Скок-поскок, скок-поскок, круговыми движениями)
(поменять руки и выполнять движения
По тропинке во лесок! из предыдущей части)
Встретил он в лесу Зайчонка, (Двумя пальчиками
каждой руки изображаем
"ушки" зайчика, слегка
сгибая и разгибая -
указательный и средний
подняты вверх, остальные
прижаты к ладони)
И зубастого Волчонка, ("устрашающе" сжимаем и
разжимаем все пальцы на двух руках)
Мишку косолапого. (Кулачки сжать и послогово
"потопать" по столу)
А Лисичка Колобка
Хвать! Взяла и сцапала! (Пальцы обеих рук быстро
соединить в замок)
-Ну вот,ребята, колобку с нами не грустно. Давайте пригласим его к нам в детский сад. Потому что нам пора возвращаться из сказочного путешествия.
- Поехали с нами колобок.
(Дети садятся на импровизированный поезд и под музыку едут).
«Снова мы в вагоне разместились,
и помчались, покатились.
Мы катимся по кругу
улыбаемся друг другу».
Итог.
-В гостях у какой сказки мы сегодня побывали?
-С какими героями встретились?
Рефлексия.
-Если путешествие было интересное, вам понравилось – возьмите весёлого колобка, а если было неинтересно и не понравилось – возьмите грустного колобка.
-Всем нравиться путешествовать! Возьмите этих веселых колобков себе на память. А я хочу угостить вас вот этими сладкими колобками.
НОД «Путешествие по сказке колобок»
Светлана М
НОД «Путешествие по сказке колобок»
Цель: Развитие двигательной активности, словарного запаса, мелкой моторики.
Задачи:
1. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.
2. Развитие координации, мелкой и общей моторики.
3. Формирование коммуникативных навыков.
3. Воспитывать внимание и заботу к окружающим.
Материал и оборудование: мягкие игрушки: колобок, лиса, заяц, волк, медведь; прищепки, картонные солнышки, клей, ватман, кисточки, салфетки, подставки для кистей, картинки по сказке колобок, корзина.
Музыкальное сопровождение: спокойная музыка, фонограмма песни «мы едем, едем, едем.
Ход
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (правильно колобок) сегодня мы с вами будем путешествовать по сказке, которая называется «Колобок». Но для начала давайте возьмемся за руки и поздороваемся.
Дети встают в круг вместе с мамами, выполняют движения в соответствии со словами педагога.
Здравствуй, солнце! (руки вверх).
Здравствуй, Я! (показывают на себя).
Здравствуй, мамочка моя! (показ на маму).
Здравствуй, травка и лужок! (руки вниз).
Здравствуй, милый мой дружок! (руки в стороны).
Вот мы и поздоровались, пора отправляться в путешествие. Садимся в поезд руки сжали в локтях и будем ехать, какой звук издает поезд (чух-чух) (мамы со своим ребенком образуют пару, но за руки не берутся, так как будут ими вращать) (звучит музыка все едут, останавливаются на поляне, где сидит заяц спрятанный под листом).
Вот мы и приехали на поляну. Кого в сказке встретил колобок первого на своем пути? Правильно, зайчика. Давайте мы его поищем. Вот он спрятался под листом. Зайчик хочет поиграть с нами в игру. Поиграем с зайчиком? (игра «зайка беленький сидит).
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так Он ушами шевелит.
Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Со слова «хлоп» дети хлопают в ладоши).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Со слов «скок- скок».
(дети подпрыгивают на обеих ногах).
Колобок зайку испугал, Зайка прыг и ускакал.
Воспитатель показывает игрушку колобка, и дети убегают на свои места (игра повторяется 2-3 раза).
Вот мы и поиграли с зайчиком, говорим ему до свиданье и садимся обратно в поезд. (мамы со своим ребенком образуют пару, но за руки не берутся, так как будут ими вращать) (звучит музыка).
На этой полянке нас встречает волк, ведь его колобок второго встретил в сказке. (появляется игрушка волка) ребята волк хочет вас попросить, чтоб вы ему помогли. Он замерз, а солнышко спрятало свои лучики. Нам с вами надо вот таким солнышкам (показ круга из картона) надеть вот такие лучики (прищепки). Поможем волку? (звучит спокойная музыка, дети на круг прикрепляют прищепки). Вот молодцы, как много солнышек у нас получилось, давайте мы их подарим волку и сложим их в корзину. (готовые солнышки складываются в корзину).
Готовы дальше ехать? Как вы думаете мы сейчас кого следующего встретим на полянке? Правильно медведя. Готовы ехать к медведю? Сели в поезд и поехали (звучит музыка).
Вот мы и приехали, посмотрите здесь мишка нас встречает мишка. Давайте с мишей поиграем. (песенка «мишка косолапый» повтор 2-3 раза)
А сейчас мы отправляемся вместе с колобком в гости к лисичке, которая хотела съесть колобка в сказке, но наша лисичка не такая, она любит играть и веселиться. Садимся на поезд и едем (звучит музыка).
Приехали на поляну, а там лисичка сестричка хочет, чтоб мы поиграли с пальчиками.
Кулачок как колобок
Мы сожмем его разок.
Маленький комочек
До чего ж хороший
(дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом. Одна рука сжата в кулак – «колобок», другой рукой ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его. Затем положение рук меняется).
Лисичка хотела нарисовать картину, но у нее не получилось и она хочет, что б мы ей помогли. Поможем? Посмотрите, что на картине изображено? (дом, бабушка, дедушка и колобок) как вы думаете, какую сказку хотела нарисовать лисичка? Правильно «колобок». Давайте вспомнить, каких животным мы с вами сегодня видели? Заяц, волк, медведь, лиса. А где эти животные все живут? В лесу. Посмотрите на столе есть много картинок, клей и кисточки, давайте вместе с мамами мы поможет лисичке создать картину. (под тихую музыку, дети с родителями клюет вырезанные картинки на картину) молодцы, красивая получилась картина, лисичка довольна и хочет с вами немного отдохнуть. Давайте ляжем на спинку и представим, как шумят листочки в лесу (релаксация под музыку).
Вот и закончилось наше путешествие пора нам возвращаться, садимся на поезд и едем. Вот мы и на месте, вам понравилось путешествовать с колобком? Кого мы с вами встретили на пути? (зайца, волка, медведя, лису) а с кем мы вместе путешествовали? (с колобком) колобок хочет вам подарить своих друзей. (детям дарятся вырезанные герои сказки).
Конспект итоговой образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе «Путешествие по сказке «Колобок»
Образовательная область: Речевое развитие.
Тема: Путешествие по сказке «Колобок».
Цель: развитие речевой сферы детей
Образовательные: закрепить умение детей строить простые предложения, используя описательные прилагательные, подбирать слова антонимы.
Развивающие: развивать интонационную выразительность речи детей, элементы связной речи, память, мыслительные операции; образную память; развивать умения и навыки в художественной деятельности
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому фольклору, приобщать детей к истокам русской народной культуры; стремление помогать окружающим;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие
Словарная работа: тесто, серый, пушистый, злой, голодный, зубастый, хитрая, рыжая, пушистая, плутовка, игривая.
Планируемые результаты: дети используют в речи простые предложения с прилагательными, подбирают слова – антонимы к данным словам, принимают активное участие в играх, упражнениях, совместной творческой деятельности.
Предварительная работа: Чтение сказки «Колобок», рассматривание колобка, иллюстраций к сказке, игра с кукольным театром по сценарию сказки.
Оборудование: декорации к сказке «Колобок», куклы – рукавички по сказке соленое тесто, дощечки, салфетки.
Ход занятия:
Предметно – пространственная среда организованна под драматизацию сказки «Колобок». В домике бабушка ищет колобка
Воспитатель: Ребята, а вы слышите что-то случилось.
Подходим к дому бабушки, здороваемся.
Бабушка: ой, ребятушки, беда у меня случилась, пропажа! А кто пропал, попробуйте отгадать:
Формой он похож на мяч.
Был недавно он горяч.
Спрыгнул со стола на пол.
И из дома он ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали?. (колобок).
Воспитатель: ребята, а в какую сказку мы попали?
Дети: Сказка «Колобок».
Воспитатель: так вот кто у бабушки потерялся. А вы знаете где он?
Дети: убежал!
Бабушка: Ребята, а что же случилось с колобком, когда он с окошка убежал? Вы мне расскажите?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята как начинается сказка «Колобок»?
Дети: Жили-были дед да баба. Дед попросил испечь колобок…замесила колобок…
Бабушка: Ребята, давайте я покажу, как колобок лепила, а вы мне помогайте!
Пальчиковая гимнастика «Колобок»
Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)
тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)
А потом его катаем, (катаем)
на окошечко сажаем. (раскрывают ладони)
Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)
Укатился озорник! (вращение кистями)
Бабушка: из печки достала колобка, положила на окошко, простынуть, а он пропал! А куда же покатился мой колобок?
Дети: Колобок покатился в лес.
Воспитатель: Я сейчас загадаю загадку, и вы узнаете, кого он встретил первым.
Длинные ушки, раскосые глазки.
Очень трусливый и в жизни, и в сказке.
Прячется он от лисицы и волка.
Любимые блюда: капуста, морковка.
Воспитатель: Кого первого встретил колобок на своем пути?
Дети: Колобок встретил зайку.
Воспитатель: Опишите зайку. Какой он был? (Ответы детей) Что любит зайка кушать?
Дети: Зайка любит капусту и морковку.
Бабушка: А зайка ходит или прыгает?
Дети: Зайка прыгает.
Воспитатель: давайте покажем, как прыгают зайки.
Проводится физкультминутка «Зайка»:
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи, (дети прыгают на двух ногах, поджав руки к груди,
Лапкой, лапкой постучи, постучи. имитируя движения зайчиков)
Ты на травку упади, упади, (приседают на корточки и отдыхают)
Полежи и отдохни, отдохни.
Отдохнул, теперь вставай, (встают и снова начинают прыгать)
Прыгать снова начинай!
Бабушка: Молодцы ребята. Вот какие у нас весёлые зайчики получились!
Бабушка: Что потом случилось с колобком?
Дети: Колобок спел свою песенку и убежал от зайца.
Воспитатель: бабушка,а ребята сейчас покажут о чем говорили колобок и заяц. А мы сядем посмотрим.
Инсценировка диалога колобка и зайца
Воспитатель: И покатился колобок дальше.
Бабушка: После зайца, колобок кого повстречал?
Дети: Колобок встретил волка.
Воспитатель: Какой волк?
Дети: Волк серый и злой.
Воспитатель: Как рычит волк?
Дети: Р-р-р.
Логоритмическая игра «Волк»:
Серый волк крадется в чаще, Делают двумя руками 2 пасти волка, движение вперед обеими рукам»
Очень страшный, настоящий. Сжимают – разжимают пальцы рук
Ох, уж этот серый волк, указательными пальцами «грозят»
Он зубами щелк да щелк! Делают из пальцев рук «пасть» волка, ритмично стучат пальцами, на последнее
слово делают «замочек» из пальцев.
Бабушка: Колобок убежал от волка?
Дети: Да!
Бабушка: Ребята, а что же дальше было?
Дети: Колобок встретил медведя.
Воспитатель: поиграем с вами в слова:
игра с мячом в слова антонимы.
Шел медведь по лесу, медведь –большой, а колобок – (маленький); увидел медведь лису и зайца, у зайца хвост короткий, а у лисы – (длинный); заяц от лисы ускакал быстро, а медведь побрел – (медленно); подошел медведь к ручью, он был широкий, а мостик через него – (узкий); упал медведь с мостика, намочил лапы, были лапы сухие, а стали – (мокрые); вышел миша на полянку, а там елка высокая, а пенек – (низкий);
Воспитатель: и кого же встретил на полянке медведь?
Дети: Колобока, от медведя колобок укатился.
Бабушка: А после медведя кого встретил колобок?
Дети: Колобок встретил лису.
Воспитатель: Опишите лису. Какая лиса?
Дети: Лиса хитрая. Лиса рыжая.
Воспитатель: бабушка, а ребята знают чистоговорку про лису:
чистоговорка
Са-са-са — вот идет Лиса.
Су-су-су — видим мы Лису.
Сы-сы-сы — хвост пушистый у Лисы.
Са-са-са — Лисонька-краса.
Бабушка: что же дальше было с моим колобком?
Инсценировка диалога лисы и колобка
Бабушка: Ой, как жалко колобка… Чем же деда буду угощать?
Воспитатель: не расстраивайся, бабушка, сейчас мы с ребятами что –нибудь придумаем!
Дети: мы вам с дедом много колобков налепим! Ты же нас научила.
Продуктивная деятельность: Лепка из теста «Колобков»
Бабушка: Ребята, вот спасибо. Теперь расскажу деду про приключения колобка, да угощу его свежими вашими колобочками
- Какую сказку сегодня мы с вами вспомнили? (Ответы детей)
- Вам понравилось сегодня со мной играть?
- Что вам сегодня понравилось больше всего?
Воспитатель: Спасибо, бабушка. До свидания!