Конспект НОД по развитию речи для средней группы "Листопад".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Задачи: ОО"Социально- коммуникативное развитие" -учить детей отвечать по сигналу педагога,не выкрикивая и не перебивая друг друга, слушать внимательно педагога и ответы сверстников; воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к товарищам, любовь к родной природе. ОО "Познавательное развитие" - закрепить представление детей о листопаде как основном, характерном для осени, явлении природы; учить понимать графические символы для плана - схемы. ОО "Речевое развитие" - учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы педагога по сюжету полным предложением,подбирать образные сравнения в описании листьев; обогащать лексический состав речи детей,активизируя новые слова и выражения ("пёстрые","золотые","багряные", "дрожит,как осиновый лист","шелестят на ветру", "шуршат под ногами"); упражнять в произношении звука "ш"; учить составлять описательный рассказ о листопаде с помощью плана- схемы; дать представление о составе сложного слова "листопад". ОО "Художественно- эстетическое развитие" - развивать чувство гармонии и рифмы,умение видеть красоту осенней природы; учить использовать в художественно - изобразительном творчестве творчестве природный материал. ОО "Физическое развитие" - развивать артикуляционный аппарат и правильное дыхание; закрепить представление детей о том,что с листочками можно придумать и провести много весёлых и полезных для здоровья игр на свежем воздухе( подбрасывание листьев,танец с листочками,игры "Собери листики", "С чьей ветки детки?","Такой листок,лети ко мне!" и др.) Материалы и оборудование: план- схема для составления рассказа- описания "Листопад"на экране мультимедийного оборудования(каждое окошко схемы открывается по ходу образовательной деятельности; натуральные листья дуба,берёзы и клёна; карточки с изображением деревьев (дуб, берёза,клён); идентичный план- схема на плакате,расположенный в центре речевого развития в групповой комнате; на выставке детского творчества- аппликации из осенних листьев и набор высушенных под прессом осенних листьев различной формы и окраски; карточки с изображением дуба, клёна,берёзы,рябины. Предварительная подготовка: - наблюдения на прогулке "Какие бывают листочки?","Как дрожит осиновый лист?","Листья порхают,кружатся,танцуют.","Лес, точно терем расписной...",дид.игра "Что так звучит?"; -чтение художественной литературы; - изговление поделок и аппликаций с использованием осенних листьев; работа экологического кружка "Листопад.Зачем и почему падают листья." Расположение и организация: В групповой комнате на трёх стульчиках,расположенных на некотором расстоянии друг от друга, закреплены карточки с изображением деревьев: клёна,берёзы,дуба,рябины; на полу- натуральные листья этих деревьев.В центре детского творчества- выставка "Калейдоскоп осеннего листопада"; в центре эксперементально- познавательной деятельности - схема "Природа листопада"; в центре развития речи - план - схема для составления рассказа - описания "Листопад".Напротив плана- схемы расположены стульчики детей, на стене - экран мультимедийного оборудования. Ход образовательной деятельности Воспитатель - Ребята,присядьте,пожалуйста, на стульчики.Вы знаете,какое время года у нас сейчас?("Осень.")Я вам прочту стихотворение, а вы послушайте и скажите, о чём оно? Осень длинной, тонкой кистью Разукрашивает листья. Красный, жёлтый,золотой - Как хорош ты, лист цветной! Но ветер щёки толстые Надул, надул, надул И на деревья пёстрые Подул, подул, подул... Красный, жёлтый, золотой- -Облетел весь лист цветной. Как обидно, как обидно- -Листьев нет, лишь солнце видно. - Ребята, о чём это стихотворение?("Это стихотворение о листопаде.")Правильно.А кто знает,какие два слова спрятались в слове "листопад"?("В слове "листопад" спрятались слова "листья" и "падают")Молодцы! Ребята,сегодня мы будем рассказывать о листопаде.Но сначала мне хотелось бы с вами поиграть.Вы согласны?Ведь все листочки падают с каких то деревьев.Сейчас я узнаю, сможете ли вы вернуть разлетевшиеся листочки к своим родителям- деревьям? (Проводится игра "С чьей ветки детки?") Воспитатель - Ребята,при составлении рассказа о листопаде мы с вами будем пользоваться планом- схемой с рисунками.Первое,о чём нам надо сказать, это с каких деревьев падают листочки.Если с дуба,то они какие?("Дубовые")Если с клёна?("Кленовые").Если с берёзы?("Берёзовые"),а если с рябины?("Рябиновые")Молодцы!Обратите внимание на экран.(На экране появляется картинка с изображением дерева без листьев.)Я нарисовала дерево,чтобы напомнить вам, с чего можно начать рассказ о листопаде. Ребята,а какого цвета листочки бывают во время листопада?("Желтые, красные,оранжевые,зелёные...")Верно.Только мне хотелось бы,чтобы ваш ответ прозвучал так:"Листочки во время листопада бывают жёлтые,красные,оранжевые,зелёные.Кто- нибудь может повторить полный ответ?(ответ ребёнка) В стихотворении прозвучало такое слово "пёстрые".Как вы думаете,что оно означает?("Слово "пёстрые" означает разноцветные)Правильно.И деревья во время листопада бывают пёстрые, и отдельно листочек может быть пёстрым.(Воспитатель показывает детям листик клёна или спиреи).А что ещё может быть пёстрым?("Летняя лужайка","Платье","Салфетка","Скатерть","Занавеска"...)Молодцы!(добиваться полного ответа:"Пёстрым может быть занавеска.")Листья быаают разноцветные,поэтому следующая картинка в этой схеме - это краски и кисточка в стакане с водой.(На экране появляется картинка 2) В некоторых стихотворениях поэты так восхищены красотой осенних листьев, что им хочется назвать их цвет как то особенно красиво.Вам знакомы такие слова:"Листья золотые," "багряная листва"?(ответы) Хорошо.А сейчас я приглашаю вас пройти на нашу выставку. Воспитатель -А вы знаете,как звучат листья? Мы можем их слышать?("Листья шелестят")Правильно.Листья шелестят на ветру.А во время листопада,когда они уже осыпались с деревьев?("Листья шуршат под ногами")Правильно.А хотите поиграть?Вдохните.Откройте слегка рот, поднимите язычок вверх, а теперь, не опуская язычок,закройте рот и через сомкнутые зубки выпустите воздух.Покажите,как шелестят листочки.(Дети произносят "ш- ш- ш").Молодцы.Пусть мальчики будут листочки, а девочки- ветерок.Ветерок будет дуть,а листочки разлетаться и шелестеть.(Проводится игра:"Вот подул ветерок.Листочки зашелестели,оторвались от веток и полетели,полетели,полетели.Сначала они шелестели тихо, но ветерок подул сильнее, и они зашелестели громче.Ещё сильнее дунул ветер,громко- громко зашелестели листочки.Но тут ветер стал затихать и листочки зашелестели всё тише, тише, тише...И наступила тишина.(На экране появляется карточка 5) Воспитатель - Ребята,как вы думаете,при чём здесь мышка и книжка?("Книжка тоже шелестит своими листочками","Мышка шуршит в норке")Молодцы,ребята! И последняя карточка (открывается окно 6) "Что дети могут делать с листочками?"("Дети листочки подбрасывают","Дети играют с листочками","Дети танцуют с листочками","Дети собирают из листочков букеты","Дети делают поделки и аппликации из листочков")Молодцы! А теперь давайте вернёмся к нашей схеме на свои стульчики. Сначала я попробую составить рассказ о листопаде,а наша схема нам поможет. "Берёзовые, кленовые, дубовые листочки красные, багряные, золотые, похожие на звёздочки, рыбок, сердечки,пёрышки,летают и падают, кружатся и опускаются на землю. Листья лежат на земле и плавают в лужах.Они шелестят на ветках и шуршат под ногами.Дети подбрасывают листья, играют и танцуют с ними, собирают из них букеты и делают с ними аппликации.Это листопад."(Далее педагог предлагает детям рассказать о листопаде.Спросить 2- 3 человек)Молодцы!(На экране появляется заставка "Листопад" Воспитатель -Теперь вы сможете сами с помощью схемы рассказывать про листопад.(Рефлексия) Воспитатель - Все вы были молодцы: внимательно слушали,правильно отвечали на вопросы,запоминали и размышляли.Я хочу подарить каждому вот по такому листочку.Он специально не разукрашен.Вы сами раскрасите его так,как вам захочется и можете подарить его кому то из близких.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...