Задачи:
ОО"Социально- коммуникативное развитие"
-учить детей отвечать по сигналу педагога,не выкрикивая и не перебивая друг друга, слушать внимательно педагога и ответы сверстников; воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к товарищам, любовь к родной природе.
ОО "Познавательное развитие"
- закрепить представление детей о листопаде как основном, характерном для осени, явлении природы; учить понимать графические символы для плана - схемы.
ОО "Речевое развитие"
- учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы педагога по сюжету полным предложением,подбирать образные сравнения в описании листьев; обогащать лексический состав речи детей,активизируя новые слова и выражения ("пёстрые","золотые","багряные", "дрожит,как осиновый лист","шелестят на ветру", "шуршат под ногами"); упражнять в произношении звука "ш"; учить составлять описательный рассказ о листопаде с помощью плана- схемы; дать представление о составе сложного слова "листопад".
ОО "Художественно- эстетическое развитие"
- развивать чувство гармонии и рифмы,умение видеть красоту осенней природы; учить использовать в художественно - изобразительном творчестве творчестве природный материал.
ОО "Физическое развитие"
- развивать артикуляционный аппарат и правильное дыхание; закрепить представление детей о том,что с листочками можно придумать и провести много весёлых и полезных для здоровья игр на свежем воздухе( подбрасывание листьев,танец с листочками,игры "Собери листики", "С чьей ветки детки?","Такой листок,лети ко мне!" и др.)
Материалы и оборудование:
план- схема для составления рассказа- описания "Листопад"на экране мультимедийного оборудования(каждое окошко схемы открывается по ходу образовательной деятельности;
натуральные листья дуба,берёзы и клёна;
карточки с изображением деревьев (дуб, берёза,клён);
идентичный план- схема на плакате,расположенный в центре речевого развития в групповой комнате;
на выставке детского творчества- аппликации из осенних листьев и набор высушенных под прессом осенних листьев различной формы и окраски; карточки с изображением дуба, клёна,берёзы,рябины.
Предварительная подготовка:
- наблюдения на прогулке "Какие бывают листочки?","Как дрожит осиновый лист?","Листья порхают,кружатся,танцуют.","Лес, точно терем расписной...",дид.игра "Что так звучит?";
-чтение художественной литературы;
- изговление поделок и аппликаций с использованием осенних листьев;
работа экологического кружка "Листопад.Зачем и почему падают листья."
Расположение и организация:
В групповой комнате на трёх стульчиках,расположенных на некотором расстоянии друг от друга, закреплены карточки с изображением деревьев: клёна,берёзы,дуба,рябины; на полу- натуральные листья этих деревьев.В центре детского творчества- выставка "Калейдоскоп осеннего листопада";
в центре эксперементально- познавательной деятельности - схема "Природа листопада";
в центре развития речи - план - схема для составления рассказа - описания "Листопад".Напротив плана- схемы расположены стульчики детей, на стене - экран мультимедийного оборудования.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель
- Ребята,присядьте,пожалуйста, на стульчики.Вы знаете,какое время года у нас сейчас?("Осень.")Я вам прочту стихотворение, а вы послушайте и скажите, о чём оно?
Осень длинной, тонкой кистью
Разукрашивает листья.
Красный, жёлтый,золотой -
Как хорош ты, лист цветной!
Но ветер щёки толстые Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул...
Красный, жёлтый, золотой-
-Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно-
-Листьев нет, лишь солнце видно.
- Ребята, о чём это стихотворение?("Это стихотворение о листопаде.")Правильно.А кто знает,какие два слова спрятались в слове "листопад"?("В слове "листопад" спрятались слова "листья" и "падают")Молодцы! Ребята,сегодня мы будем рассказывать о листопаде.Но сначала мне хотелось бы с вами поиграть.Вы согласны?Ведь все листочки падают с каких то деревьев.Сейчас я узнаю, сможете ли вы вернуть разлетевшиеся листочки к своим родителям- деревьям?
(Проводится игра "С чьей ветки детки?")
Воспитатель
- Ребята,при составлении рассказа о листопаде мы с вами будем пользоваться планом- схемой с рисунками.Первое,о чём нам надо сказать, это с каких деревьев падают листочки.Если с дуба,то они какие?("Дубовые")Если с клёна?("Кленовые").Если с берёзы?("Берёзовые"),а если с рябины?("Рябиновые")Молодцы!Обратите внимание на экран.(На экране появляется картинка с изображением дерева без листьев.)Я нарисовала дерево,чтобы напомнить вам, с чего можно начать рассказ о листопаде.
Ребята,а какого цвета листочки бывают во время листопада?("Желтые, красные,оранжевые,зелёные...")Верно.Только мне хотелось бы,чтобы ваш ответ прозвучал так:"Листочки во время листопада бывают жёлтые,красные,оранжевые,зелёные.Кто- нибудь может повторить полный ответ?(ответ ребёнка)
В стихотворении прозвучало такое слово "пёстрые".Как вы думаете,что оно означает?("Слово "пёстрые" означает разноцветные)Правильно.И деревья во время листопада бывают пёстрые, и отдельно листочек может быть пёстрым.(Воспитатель показывает детям листик клёна или спиреи).А что ещё может быть пёстрым?("Летняя лужайка","Платье","Салфетка","Скатерть","Занавеска"...)Молодцы!(добиваться полного ответа:"Пёстрым может быть занавеска.")Листья быаают разноцветные,поэтому следующая картинка в этой схеме - это краски и кисточка в стакане с водой.(На экране появляется картинка 2)
В некоторых стихотворениях поэты так восхищены красотой осенних листьев, что им хочется назвать их цвет как то особенно красиво.Вам знакомы такие слова:"Листья золотые," "багряная листва"?(ответы)
Хорошо.А сейчас я приглашаю вас пройти на нашу выставку.
Воспитатель
-А вы знаете,как звучат листья? Мы можем их слышать?("Листья шелестят")Правильно.Листья шелестят на ветру.А во время листопада,когда они уже осыпались с деревьев?("Листья шуршат под ногами")Правильно.А хотите поиграть?Вдохните.Откройте слегка рот, поднимите язычок вверх, а теперь, не опуская язычок,закройте рот и через сомкнутые зубки выпустите воздух.Покажите,как шелестят листочки.(Дети произносят "ш- ш- ш").Молодцы.Пусть мальчики будут листочки, а девочки- ветерок.Ветерок будет дуть,а листочки разлетаться и шелестеть.(Проводится игра:"Вот подул ветерок.Листочки зашелестели,оторвались от веток и полетели,полетели,полетели.Сначала они шелестели тихо, но ветерок подул сильнее, и они зашелестели громче.Ещё сильнее дунул ветер,громко- громко зашелестели листочки.Но тут ветер стал затихать и листочки зашелестели всё тише, тише, тише...И наступила тишина.(На экране появляется карточка 5)
Воспитатель
- Ребята,как вы думаете,при чём здесь мышка и книжка?("Книжка тоже шелестит своими листочками","Мышка шуршит в норке")Молодцы,ребята! И последняя карточка (открывается окно 6) "Что дети могут делать с листочками?"("Дети листочки подбрасывают","Дети играют с листочками","Дети танцуют с листочками","Дети собирают из листочков букеты","Дети делают поделки и аппликации из листочков")Молодцы! А теперь давайте вернёмся к нашей схеме на свои стульчики. Сначала я попробую составить рассказ о листопаде,а наша схема нам поможет.
"Берёзовые, кленовые, дубовые листочки красные, багряные, золотые, похожие на звёздочки, рыбок, сердечки,пёрышки,летают и падают, кружатся и опускаются на землю. Листья лежат на земле и плавают в лужах.Они шелестят на ветках и шуршат под ногами.Дети подбрасывают листья, играют и танцуют с ними, собирают из них букеты и делают с ними аппликации.Это листопад."(Далее педагог предлагает детям рассказать о листопаде.Спросить 2- 3 человек)Молодцы!(На экране появляется заставка "Листопад"
Воспитатель
-Теперь вы сможете сами с помощью схемы рассказывать про листопад.(Рефлексия)
Воспитатель
- Все вы были молодцы: внимательно слушали,правильно отвечали на вопросы,запоминали и размышляли.Я хочу подарить каждому вот по такому листочку.Он специально не разукрашен.Вы сами раскрасите его так,как вам захочется и можете подарить его кому то из близких.