Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе
картотека по развитию речи (средняя группа)

Кымбат Амантаевна Уртакова
Цель: Расширение словарного запаса детей, развитие реакции, закрепление знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ярковская СОШ №3 с кадетскими классами (дошкольные группы) Новосибирского района Новосибирской области

Картотека дидактических игр по развитию речи

 для детей средней группы

                                                             Составила: воспитатель

Уртакова Кымбат Амантаевна

2021

1.«Назови детеныша»

Цель: Расширение словарного запаса детей, развитие реакции, закрепление знаний о животных и их детенышах.

Ход игры: Воспитатель бросает детям мяч, называя животных. Дети отбрасывают его обратно, называя детенышей.

«Дикие животные»

Заяц- (зайчонок)

Лиса-(лисенок)

Медведь –( медвежонок)

Бобр- (бобренок)

Ёж –( ежонок)

Лось -(Лосенок)

Волк – (Волчонок)

 «Домашние животные»

Корова – (теленок);

Лошадь –( жеребенок);

Кошка- (котенок);

Собака- (щенок);

Коза-(козленок);

Овца- (Ягненок).

«Дикие птицы»

2.«Потерялись»

Цель: Развитие внимания, мышления,  памяти. Закрепление знаний о взрослых животных и их детенышах.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображена пара животных (Волк- волчица) и другие карточки с изображением разных детенышей. Задача найти каждой семье потерянного детеныша.

3.«Четвёртый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

Ход игры: Воспитатель показывает карточки с изображением четырех предметов. Задача детей определить, какой из них лишний.

4.«Скажи наоборот»

Цель: Развитие мышления, речи ребенка, памяти, логики и интеллекта.

Ход игры: Воспитатель бросает  мяч ребенку и говорит: «Высокий!». Малыш ловит мяч, бросает его обратно, одновременно говоря: «Низкий!» и т. д.

большой – маленький
высокий - низкий
огромный - малюсенький
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
красивый - некрасивый/уродливый
больной - здоровый
веселый - печальный
гибкий - негибкий\жесткий
молодой - старый
сильный - слабый
темный - светлый
черный - белый
внизу – вверху
древний/старинный - современный
новый - старый
глубокий - мелкий
мокрый - сухой
водный - безводный
волосатый - лысый
прямой - кривой
одетый - раздетый
включенный - выключенный
открытый - закрытый
полный - пустой
горячий - холодный
мягкий - твердый
внутри - снаружи
шумный - тихий/бесшумный
широкий - узкий
один - много.

5.«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён

существительных.

Ход игры: Воспитатель  бросает мяч детям, называя имена существительные в

единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные

во множественном числе.

Скворец- скворцы;

Голубь- голуби;

Ворона – вороны;

Воробей – воробьи;

Лист – листья;

Стул – стулья;

Шкаф – шкафы;

Стол- столы;

Дом- дома;

Диван- диваны.

6.«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи

уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением предмета и проговаривает вслух название. Дети называют измененное слово.

Стол-столик;

 ключ-ключик;

шапка-шапочка;

 белка-белочка;

 книга-книжечка;

ложка-ложечка;

голова-головка;

картина-картинка;

мыло-мыльце;

зеркало-зеркальце;

 кукла-куколка;

свёкла- свёколка;

коса-косичка;

вода-водичка;

Жук-жучок;

дуб-дубок;

вишня-вишенка;

башня-башенка;

платье-платьице;

кресло-креслице.

7. «Что пропало?»

Цель: Развитие зрительной  памяти, внимания.

Ход игры: Воспитатель выставляет на фланелеграф  4 предмета. Задача детей запомнить, какие это предметы. Далее они закрывают глаза и педагог убирает что- то одно, а дети должны вспомнить, что пропало.

8. «Признак предмета»

        Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

        Ход игры: Воспитатель  называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.      

        

Зима – снежная, холодная, белая…

Сапоги – теплые, зимние, красивые, черные…

Мама добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Машина – быстрая, красная, легковая, новая…

Цветок – красивый, нежный, красный…

9. «Потерялся листок»

        Цели: Развитие умения распознавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе),  развивать внимание.

        Ход игры: Воспитатель показывает карточку и изображением листочка, а дети называю не только дерево, но и название листа.

   

10. Игра «Подбери рифму»

Цель: Развитие речи, внимания. Обогащение словарного запаса

Ход игры: Воспитатель начинает зачитывать, а дети должны продолжить рифму.

Вот на грядке, погляди-ка,

Зреет красная... (клубника).

 

Уродилась нынче густо,

Пригодится в щах... (капуста).

 

В огород пробравшись ловко,

Зайка кушает... (морковку).

 

За волком собаки гнались,

А погнавшись... (испугались).

 

Влез на самый косогор

Ядовитый... (мухомор).

 

Любят малые ребятки

Всем загадывать... (загадки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Дидактические игры по развитию речи.Дидактическая игра «Найди ошибку»Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.Ход игры: Воспитател...

Картотеки дидактических игр по развитию речи в средней группе

Картотеки дидактических игр по развитию речи в средней группе...

Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе.

В картотеке представлен материал по ознакомлению детей средней группы по развитию речи посредством дидактических игр....

Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №57 «Одуванчик» Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе  Подготовила воспитатель:Чап...

Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя....

Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы.

Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы....