Картотека игр для детей 4 - 5 лет по развитию речи
картотека по развитию речи (средняя группа)
Обогащение и активизация словаря, развитие мышления и связной речи; обучение использованию в речи обобщающих понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для детей 4 - 5 лет по развитию речи
«Найди первый звук»
Цель: учиться чётко выделять в слове первый звук.
Ход игры: для этого нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребёнку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака).
Если ребёнок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, протяжно, нараспев.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
- Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».
Развитый речевой слух даёт возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причём такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.
«Громко - шёпотом»
Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шёпотом.
Ход игры: взрослый говорит, что в гости к котёнку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: « Са - са - са - прилетела к нам оса».
Затем эта рифмовка повторяется громко - тихо - шёпотом (вместе со взрослым и индивидуально).
Предложите ребёнку закончить фразу самостоятельно: са - са - са… ( там летит оса) су - су - су ...(я боюсь осу).
«Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Ход игры: взрослый показывает картинку – например, белочку и предлагает рассказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа ( белочка рыжая, пушистая, быстрая, смелая, сообразительная, она прыгает с ветки на ветку, собирает грибы, запасает шишки, орехи).
Аналогично даётся задание и про других животных.
«Кто заблудился»
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
Ход игры:
- Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц). Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька). Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол). Скажите, какой сейчас зайчик?
- Закончите предложения. Если зайчик потерялся… (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы…(перевяжем её, полечим, успокоим, утешим).
« Кого можно гладить»
Цель: познакомить детей с многозначным глаголом « гладить».
Ход игры: - помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А можно погладить? А кого можно погладить? (Брюк, платье, юбку). Как одним словом всё это назвать? (Одежда).
Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой.
- Что делает котёнок, когда его гладят? ( Мурлычет, выгибает спинку).
У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана….
«Шишка»
Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова « шишка».
Ход игры:
Что растёт на ёлке?
Шишки да иголки.
Если мы растём на ели. Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
- Про какие шишки говориться в этом стихотворении?
Подберите к слову «шишка» складные слова ( «малышка», « мышка», « мишка»..)
Вспомните стихотворение про мишку.
- Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается
( Белка).
Белка шалунья сидела на ёлке,
бросила шишку прямо на волка,
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла…(шишка).
«Ручка - ножка»
Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», « ножка».
Ход игры: - отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем кто придёт, ручку подаёт. ( Дверная ручка).
У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?
- Нарисуйте предметы, у которых есть ручка. Закончите предложение: ручка нужна, чтобы.. За ручку можно… А какие предметы мы называем словом «ножка»?
Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.
«Как сказать по - другому»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
Ход игры: - Скажи по – другому. Часы идут...(ходят). Мальчик идёт…(шагает). Снег идёт..(падает). Пароход идёт…(плывёт).
Закончи предложения. Мальчик пошёл…Девочка ушла.. Люди вышли…Я пришёл…
Саша идёт медленно, а Миша идёт….Можно сказать, что он идёт, а…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей 6-7 лет
Дидактические игры и упражненя по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр "Запомни сказку" для развития речи детей
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром.Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбир...
Картотека речевых игр и упражнений для развития речи детей старшей группы
Речевые игры и упражнения можно использовать в образовательной деятельности, режимных моментов, индивидуальной работе с детьми....
Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...
Картотека дидактических игры и упражнений для детей, направленных на развитие речи и обогащение знаний детей о родном городе.
Подборка дидактических игр и упражнений на тему "Мой город"...
Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»
Тема «Игрушки»Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .Дидактическая...
Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...