Картотека игр для детей 4 - 5 лет по развитию речи
картотека по развитию речи (средняя группа)

Славнова Мария Александровна

Обогащение и активизация словаря, развитие мышления и связной речи; обучение использованию в речи обобщающих понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей 4 - 5 лет  по развитию речи

«Найди первый звук»

Цель: учиться чётко выделять в слове первый звук.

Ход игры: для этого нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.

Взрослый предлагает ребёнку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака).

Если ребёнок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, протяжно, нараспев.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

- Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».

Развитый  речевой слух даёт возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причём такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

«Громко - шёпотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шёпотом.

Ход игры: взрослый говорит, что  в гости к котёнку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: « Са - са - са - прилетела к нам оса».

Затем эта рифмовка повторяется громко - тихо - шёпотом (вместе со взрослым  и индивидуально).

Предложите ребёнку закончить фразу самостоятельно: са - са  - са… ( там летит оса) су - су - су ...(я боюсь осу).

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Ход игры:  взрослый показывает картинку – например, белочку  и предлагает рассказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только  внешние черты персонажа ( белочка рыжая, пушистая, быстрая, смелая, сообразительная, она прыгает с ветки на ветку, собирает грибы, запасает шишки, орехи).

Аналогично даётся задание и про других животных.

     

«Кто заблудился»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

Ход игры:

 - Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц).  Как назвать его ласково?  (Зайчонок, зайчик, заинька). Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему?                     (Потерялся, заблудился, лапку уколол).  Скажите, какой сейчас зайчик?

- Закончите предложения. Если зайчик потерялся… (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы…(перевяжем её, полечим, успокоим, утешим).

« Кого можно гладить»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом « гладить».

Ход игры:  - помните, мы с  вами говорили, что ежа нельзя погладить. А можно погладить? А кого можно погладить? (Брюк, платье, юбку). Как одним словом всё это назвать? (Одежда).

Глажу платье утюгом,

А кота и кошку,

Что гуляют под окном,

Глажу я ладошкой.

- Что делает котёнок, когда его гладят? ( Мурлычет, выгибает спинку).

У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана….

«Шишка»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова  « шишка».

Ход игры:

Что растёт на ёлке?

Шишки да иголки.

Если мы растём на ели. Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

- Про какие шишки говориться в этом стихотворении?

Подберите  к слову «шишка» складные слова ( «малышка», « мышка», « мишка»..)

Вспомните  стихотворение про мишку.

- Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается

 ( Белка).

Белка  шалунья сидела на ёлке,

 бросила шишку прямо на волка,

Ох, какая она шалунишка!

У волка на лбу сразу выросла…(шишка).

«Ручка - ножка»

Цель: познакомить  с разными значениями слов «ручка», « ножка».

Ход игры: - отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем кто придёт, ручку подаёт. ( Дверная ручка).

У каких предметов есть ручка?  Что можно делать ручкой?

- Нарисуйте предметы, у которых есть ручка. Закончите предложение: ручка нужна, чтобы..  За ручку можно… А какие предметы мы называем словом «ножка»?

Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.

«Как сказать по - другому»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

Ход игры: - Скажи по – другому. Часы идут...(ходят). Мальчик идёт…(шагает). Снег идёт..(падает). Пароход идёт…(плывёт).

Закончи предложения. Мальчик пошёл…Девочка ушла..  Люди вышли…Я пришёл…

Саша идёт медленно, а Миша идёт….Можно сказать, что он идёт, а…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей 6-7 лет

Дидактические игры и упражненя по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр "Запомни сказку" для развития речи детей

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром.Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбир...

Картотека речевых игр и упражнений для развития речи детей старшей группы

Речевые игры и упражнения можно использовать в образовательной деятельности, режимных моментов, индивидуальной работе с детьми....

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Тема «Игрушки»Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .Дидактическая...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...