Игры, упражнения по развитию речи для детей 4-5 лет
статья по развитию речи (средняя группа)
«ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_uprazhneniya_po_razvitiyu_rechi_dlya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
При благоприятных условиях воспитания и развития к четырем годам ребенок усваивает звуковую систему языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса и т. д.). Накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные; начинают активно употребляться прилагательные и местоимения. Однако дети четвертого года жизни не способны к вычленению существенных признаков предмета; существует несоответствие между овладением фонетической и содержательной сторонами слов.
Вместе с тем у ребенка активно формируются языковые обобщения. Ребенок овладевает основными грамматическими формами: он употребляет множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительное наклонение. В речи начинают появляться сложные по структуре предложения, состоящие из главных и придаточных, отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные с помощью союзов. Дети осваивают навыки разговорной речи и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера.
Однако в речи детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности. В этом возрасте многие дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие [ж, ш, ч, щ], сонорные [р, рь, л, ль] звуки, а некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием и артикуляционного аппарата, и таких элементов звуковой культуры, как дикция, темп, сила голоса.
Овладение основными грамматическими формами также имеет особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Существует проблема новых словообразований. Стремление к созданию новых слов появляется у ребенка в результате творческого освоения богатств родного языка.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка этого возраста ситуативна, в ней преобладает экспрессивное изложение.
Игры по воспитанию звуковой культуры речи
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3 – 4 лет. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты – дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду – ду», колокольчик звенит «динь – динь». Таким образом закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков), отрабатывается с помощью специального речевого материала. Это шутки – чистоговорки («Бы – бы – бы – идет дым из трубы»), потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» родители предлагают выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками [ш] и [ж]. («Ша – ша – ша – мы купаем малыша; шу – шу – шу – дам грибочек малышу; ши – ши – ши – где гуляют малыши? Или жа – жа – жа – мы увидели ежа; жу – жу – жу – мы грибок дадим ежу; жи – жи – жи – где грибы берут ежи?»). Такие упражнения (их можно сопровождать действиями с игрушками: елочкой, ежом, грибочком) помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произношении слова, фразы, ребенок начинает понимать термины «звук», «слово».
Необходимо также в этом возрасте уделять пристальное внимание воспитанию интонационного чутья, темпу речи, дикции, силе голоса, поскольку здесь заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводятся игры «Узнай по голосу», «Чей это голосок?». В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим и тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).
От звукового оформления высказывания зависит его эмоциональность и выразительность, поэтому нужно научить детей отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также регулировать темп речи в связном высказывании. Детям предлагаются чистоговорки, фразы из стихотворений; они произносят их с разной силой голоса. Здесь очень важно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).
Формирование словаря
В словарной работе главное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающего ребенка жизни, активному применению разных частей речи – не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, и не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.
Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы что это? кто это? видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?) а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?». От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) нужно переходить к перечислению свойств и внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению с другими предметами (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое яблоко, а какой апельсин? Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).
При назывании действий предмета или объекта, или действий с этим предметом дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводится игра с картинками «Что сначала, что потом?». На одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой – развешивает его. Ребенок не только называет действия (стирает, развешивает), но и может рассказать о том, как девочка играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит – делает зарядку, обедает – моет посуду).
Рассматривая картинки, дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня …(маленькая); красный карандаш длинный, а синий …(короткий), зеленая лента узкая, а белая …(широкая), одно дерево высокое, а другое …(низкое), волосы у куклы Кати светлые, а у Тани …(темные).
У детей формируется понимание и умение употреблять обобщающие понятия (платье, рубашка – это одежда; кукла, мяч – это игрушки; чашка, тарелка – это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, вагоны – поезд).
Дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба … (плывет); дом строят – суп … (варят); мяч сделан из резины – карандаш … (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки … (ложки, вилки); кофта, платье … (рубашка, юбка, брюки).
С помощью иллюстративного материала проводится работа по ознакомлению с многозначными словами (ножка стула – ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки – ручка у зонтика – ручка у чашки; иголка швейная – иголка у ежа на спине – иголка у елки).
В целом словарная работа направлена на подведение детей к пониманию значений слов, обогащение его смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.
Формирование грамматического строя речи
В младшей дошкольной группе большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использованием в речи грамматических средств, а также активный поиск ребенком правильной формы слова. Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши). В играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки). Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм. Игра «В прятки» помогает освоить эти грамматические формы. Игрушки прячут в разных местах, а дети, находя их, называют правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати.
Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся – умывается, оделся – одевается). Для этого проводятся разнообразные игры («Летает – не летает», «Кто что делает»).
Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования: названия животных и их детенышей, предметов посуды образуются с помощью разных суффиксов (заяц – зайчонок – зайчата, сахарница – хлебница).
Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольного приставочного словообразования (вошел – вышел, пришел – ушел). Так, в играх «Молчанка», «Сова» дети учатся образовывать слова суффиксально – префиксальным способом (выйди – войди – отойди; залезь – вылезь, закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть).
Дети знакомятся также со способами образования глаголов на материале звукоподражаний (воробей чик – чирик – чирикает, утка кря – кря – крякает, лягушка ква – ква – квакает) и названий музыкальных инструментов при помощи суффиксов (на барабане – барабанят, на дудочке – дудят, на трубе – трубят, а на гитаре и гармошке играют). «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? Дудочку? Трубу?» такие вопросы подводят детей к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это действие, и оно имеет свое название.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития речи. Подготовка детей к школе.
Начало обучения в школе - очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Ребенок шести - семи лет очень актив...
Консультация для родителей на тему: «Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста».
При благоприятных условиях воспитания и развития к четырем годам ребенок усваивает звуковую систему языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элеме...
Консультация для родителей тема: «Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста».
При благоприятных условиях воспитания и развития к четырем годам ребенок усваивает звуковую систему языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элеме...
«Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста».
laquo;Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста»....
«Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Консультация "Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста"
Консультация "Игры, упражнения для детей младшего дошкольного возраста"...
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...