ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
методическая разработка по развитию речи

Гиматова Ольга Александровна

В последнее время много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха. Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционной работы с детьми.

Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_posobiya_i_igry_dlya_razvitiya.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

В последнее время много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха. Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционной работы с детьми.

Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков.

Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений.

Комплект игрового пособия состоит из игровых упражнений на развитие воздушной струи, целями и задачами которых являются:

-формирование целенаправленной воздушной струи.

-развитие силы воздушной струи.

-развитие дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков.

-активизация губных мышц.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

-упражнения проводят в хорошо проветренном помещении;

-обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос.

-выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения;

-следить за точностью направления воздушной струи;

-кратковременность упражнений от30 секунд до 1,5 минут;

-дозированность количества и темпа упражнений;

-выдуваемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля;

-нельзя надувать щёки.

1. Упражнение «Бабочка летит».

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Оборудование: бабочки с прикрепленной к ним ниткой.

Инструкция к проведению: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на бабочку так, чтобы она летела как будто с цветка плавно, а не резко или рывками».

2. Упражнение «Кто загонит мяч в ворота»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3. «Самый быстрый карандаш».

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см, кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4. Упражнение «Сила ветра»

Оборудование: детские пластмассовые свистульки

Инструкция к проведению: выдох производится через рот, выдох должен быть сильным и попадать точно в раструб свистульки, а для этого необходимо его крепко зажать губами, воздух не должен выходить через нос.

5. «Фокус»

Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

6. Игры на развитие речевого дыхания без оборудования. Заниматься можно 1 раз в неделю, по одной игре.

«Цветочек» -вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».

«Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.

«Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.

«Погрей руки» -вдыхать через нос и дуть на «озябшие руки».

«Снежок тает» - подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.

«Согрей игрушку» - вдохнуть через нос и дуть на «замёршую» игрушку.

7. «Чайник закипел»

У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1 – 1,5 см. По сигналу «у Саши чайник закипел». Один из детей дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

8. Упражнение «Снег кружится, летает, летает»

Цель: развитие сильного плавного выдоха

Оборудование: картинка с зимним пейзажем, бумажные снежинки, свисающие вниз на лентах.

Инструкция к проведению: «Наступила зима, и с неба посыпался снег. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на снежинки»

9. Упражнение «Кружатся осенние листочки»

Игровая ситуация «Подул осенний ветерок». Воспитатель побуждает детей поиграть с листочками вместе с ветерком.

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад... Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

М. Ивенсен

Можно дуть по очереди, при этом поинтересоваться у ребёнка, с каким листочком ветерок играет. Ребёнок может назвать цвет листочка, определить его местонахождение на веточке (вверху, внизу, посередине).

10. «Кто дальше загонит мяч».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

11. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Оборудование: соломинки, стаканы с водой

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

12. «Пилим дрова».

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе

13. «Паровоз».

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.

14. «Надуй шар».

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

15. «Спускай воздух».

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.

16. «Веточка»

Инструкция: «Станьте прямо (или сядьте) прямо, опустите руки вдоль тела. Медленно поднимайте руки вверх, делая при этом глубокий вдох через нос. Потянитесь вверх к солнцу – задержите дыхание. Сделайте медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержите дыхание.

Медленный вдох через нос и выпрямились. Снова задержите дыхание. Наклоняясь влево, медленно выдохните через рот. Снова задержите дыхание».

17. «Ворона».

Из положения стоя с поднятыми руками (вдох) ребенок медленно приседает, опуская руки вниз (выдох). На выдохе произносится «к-а-а-а-р». Вдох делается непроизвольно при возвращении в исходное положение.

18. «Намотай клубочек».

Дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время длительно пропевают гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее.

19. «Певец».

Инструкция: «Сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх.

Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А-А, медленно при этом опуская руки. Снова задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох, поднимая руки до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Во время выдоха поете О-О-О-О, обнимая себя за плечи и опуская голову на грудь. Задержите дыхание на выдохе. Сделайте глубокий вдох. Руки при этом поднимите до уровня груди и снова задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У-У, опуская при этом руки вниз, а голову на грудь.

20. «Большой – маленький».

Стоя прямо, на вдохе малыш поднимается на пальцы ног, тянется руками вверх и показывает какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе он должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «у – х», спрятать голову за коленями –показать, какой он маленький.

Список литературы:

1. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет» (1, 2, 3 – ий периоды обучения)

Краузе Е.Н. «Логопедия»

2. Лазаренко О.И., Спорышева Е.Б. «Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи»

3. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»

4. Нурмухаметова Л.Р. «Дыхательная гимнастика в детском саду» (журнал «Логопед», 2008 г., № 3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка дидактических пособий Д/игра для средней группы "Геометрик"

Образовательная область:   «Познание» (ФЭМП). Формировать у детей умение анализировать предметы с точки зрения формы; закреплять знания о геометрических фигурах; формировать умение воспроизв...

Дидактическое пособие. Логопедическая игра "Рыбак".

Игра предназначена  для детей от 5 до 7 лет, имеющих  проблемы  в речевом развитии.  Применима для подготовки  к школе....

Дидактическое пособие «Мы играем и фигуры изучаем»

Дидактическое пособие  «Мы играем и фигуры изучаем».(для детей от 3 до 5 лет)Одним из самых главных свойств, которые дают ребёнку представление об окружающем мире, является форма предметов. Знани...

Дидактические пособия и игры для развития речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание - залог успеха в освоении правильного произношения звуков....

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)

Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...

Дидактическое пособие «ТРИЗ – игры и методические пособия, используемые в ДОУ»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учрежд...