Дидактические игры со словами. Чтение небылиц
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гагарина Елена Петровна

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц

Тема. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.

Задачи.

Учить детей самостоятельно составлять небылицы, активизировать речь детей.

Развивать воображение и фантазию.

Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».

Предшествующая работа: чтение сказок К. И. Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», Б. Заходера «Кит и кот».

Разучивание небылиц, инсценирование небылиц.

Материал к НОД.

Иллюстрации произведений К. И. Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; Б. Заходера «Кит и кот»; «Небылицы в лицах».

Для детей: полотно с набором картинок для составления небылиц;

колпаки скоморохов (2, платья (2, крынка с венчиком, чашка круглая, ложка, шапочки медведя (2, куклы Незнайка, Скоморох.

Оборудование.

Проектор, ноутбук, презентация Power Point.

Ход НОД

Воспитатель:

(Коммуникативная игра «Доброе утро!»).

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу).

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

-Доброе утро (выставляют руки вперед и прислоняют ладошки).

-Доброе утро солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся).

Доброе утро улыбчивым лицам (машут правой рукой и улыбаются друг другу).

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро.

Длится до вечера.

-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им ваши улыбки. А теперь посмотрите на меня и подарите улыбку мне. Вы заметили самого маленького, тихого, скромного гостя в группе? Кто это? (Незнайка. Показываю куклу Незнайку).

Воспитатель:

- Правильно, это Незнайка. Пришла я утром на работу и вижу: Незнайка, печальный, в дверях стоит, а в руках книгу теребит. Он стихи сочинил и стал читать у себя в Солнечном городе ребятам, поэту Цветику. Но ребятам стихи не понравились, сказали, что таких стихов не бывает, и запретили Незнайке их кому-либо показывать.

Обиделся Незнайка на друзей и просит книгу со стихами в детский сад ребятам в подарок передать: «Почитайте мои стихи, пусть ваши ребята скажут: правда ли стихи мои плохие». Прочитаем, ребята, стихи Незнайки? (Да). Сейчас, Незнайка, мы с ребятами прочитаем твои стихи. Ты садись здесь повыше и слушай нас внимательно. Вы, ребята, тоже будьте внимательны, объясним Незнайке, в чем причина его неудачи.

Открываю страницу, читаю.

Дидактическая игра «Слово заблудилось».

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Правила игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами. (Показываю два изображения на слайде: лук-жук).

Вопросы:

Кто ползет? Как вы думаете, куда лук ползет? (Он растет, тянется вверх). Лук может ползти? (Нет). Тогда кто же ползет? (Жук). Что перепутал Незнайка? (Слово перепутал). Незнайка, ползет жук, а не лук!

2. Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель (капель) перед сном».(Показываю два изображения на слайде:цапли-капли).

Вопросы:

Что врач назначает больному? (Цапли).

Может быть такое лекарство? (Нет).

Что тогда назначил врач? (Врач назначил капли).

Что снова перепутал Незнайка? (Слово перепутал Незнайка).

3. Жучка будку (булку) не доела.

Неохота, надоело. (Показываю два изображения на слайде: будка-булка).

Вопросы:

Что ела Жучка?

Почему будку нельзя есть?

РЕКЛАМА

А что же она ела? (Булку).

4. Забодал меня котел (козел,

На него я очень зол. (Показываю два изображения на слайде: будка-булка).

Вопросы:

Что такое котел? (Он не может бодать). А кто бодал? (Козел, потому что у него есть рога).

И снова, в чем ошибка? (Слово перепутал Незнайка).

Ребята приходят к выводу, что Незнайка перепутал слова.

Воспитатель:

-О чем получились у Незнайки стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

Воспитатель:

Молодцы, правильно. Это небылицы. Интересные небылицы написал Незнайка? (Интересные, смешные).

Обращаюсь к Незнайке:

-Хорошие у тебя стихи, Незнайка, и ребятам нравятся, только они называются небылицы. Поэтому твои небылицы не понятны ребятам из Солнечного города, потому что в них они увидели неправду. Ты им скажи, что кроме стихов, бывают небылицы, пусть они знают об этом.

-Ребята, Незнайка еще и на слайде нам прислал стихотворение. Прочитаем, что же в нем не так.

Слайд ("Ехал Ваня на коне").

Дидактическая игра «Что не так?».

Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.

Вопросы.

Какие действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все пра-вильно, здесь нет вымысла).

- Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Ехал фикус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Дети рассматривают картинку на слайде, рассказывают новую небылицу.

А такое бывает в жизни?

Что получилось? (Небылица).

-Интересно придумывать из стихов запутанные истории? А хотите сами сочинить небылицу? Для этого я дам вам наборы картинок.

-Ребята, кажется, Незнайка мне хочет что-то сказать… (подхожу к кукле, наклоняюсь и «слушаю»). Незнайка говорит, что он устал, хочет сделать зарядку и приглашает вас. Выходите, ребята, на середину группы, вам тоже отдохнуть самое время.

Физкультминутка.

Старый заяц сено косит (косят сено,

А лиса сгребает (сгребает).

Муха сено к возу носит (несет, делает шаги,

А комар кидает (кидает).

Довезли до сеновала (руками крутят колеса).

С воза муха закричала (головой крутит):

-На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду (шагает на месте,

Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза,

Буду я хромая (хромает).

Ребята садятся.

Раздаю детям полотно с набором сюжетных картинок.

Воспитатель (к детям):

-Вы запомнили, как составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах составите по одной небылице (составляют, рассказывают).

Небылицы могут получиться разные. Например, такие:

1 Собака садится играть на гармошке.

2. Ныряют в аквариум рыжие кошки.

3. Внучкина бабушка в куклы играет.

4. Цветы малышей поливают из лейки.

5. На сосне растет картошка.

-Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные).Зачем составляли небылицы? (Веселиться).

А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?

Они выглядели так (На слайде - скоморохи). Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен, водили с собой медведя. Так они веселили народ. К нам сегодня в гости нагрянули скоморохи. Смотрите, какие они яркие, нарядные, шумные и медведей с собой привели. Выходите, скоморохи, повеселите нас. (Переодетые в скоморохов дети читают небылицы).

Детям даю задание:

- Постарайтесь запомнить небылицы, а потом назовете, какие удалось запомнить.

Выступление скоморохов. (Двое детей в шапочках медведей, у одного ребенка крынка с венчиком – взбивает сметану, у другого – чашка с деревянной ложкой, в чашке мука).

На заборе чепуха

Кушала варенье.

Куры съели петуха

В это воскресенье.

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один сбивал сметану,

Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку –

Оба шлепнулись в муку!

Нос в муке, рот в муке,

Ухо в кислом молоке!

(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом молоке»).

Наш козел-стрекозел

То-то умный был.

Он и тесто месил,

Он и печку топил,

Творогом лепешки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал,

Песни-сказки небылицы, небывальщины,

Небывальщины да неслыхальщины. (Последние две строки говорят все вместе).

Воспитатель:

-Понравилось слушать? Что вы слушали сегодня? (Небылицы).

Какие вам запомнились небылицы?

А еще что вы делали? (Составляли небылицы). Скажите, как нужно составлять небылицы? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может). Помогли Незнайке разобраться в его творчестве.

Что Незнайка сочинил? (Небылицы). Только друзья Незнайки не знают, что, кроме стихов, бывают небылицы, смешные, веселые, но Незнайка им обязательно об этом расскажет. А книгу свою он оставляет в детском саду - это подарок его нам.

Нужно поблагодарить Незнайку.

Дети:

- Хорошие, Незнайка, получились у тебя небылицы. Спасибо тебе. Сочиняй и приноси нам, мы с удовольствием будем читать.

Воспитатель:

-Сегодня вы все активны были.

Сейчас вы покажете, какое настроение у вас после чтения книги Незнайки. Ответьте на мои вопросы движениями:

Если весело тебе – ты три раза топни;

Если весело тебе – ты три раза хлопни;

Если весело тебе – ты к солнцу потянись!

Если весело тебе – ты всем улыбнись!

Воспитатель:

-Я рада, что сегодняшняя наша встреча вам принесла большое удовольствие.

А теперь пора прощаться с гостями.

Дети:

Мы хотим вам на прощанье

Всем здоровья пожелать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц

Тема. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.

Задачи.

Учить детей самостоятельно составлять небылицы, активизировать речь детей.

Развивать воображение и фантазию.

Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».

Предшествующая работа: чтение сказок К. И. Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», Б. Заходера «Кит и кот».

Разучивание небылиц, инсценирование небылиц.

Материал к НОД.

Иллюстрации произведений К. И. Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; Б. Заходера «Кит и кот»; «Небылицы в лицах».

Для детей: полотно с набором картинок для составления небылиц;

колпаки скоморохов (2, платья (2, крынка с венчиком, чашка круглая, ложка, шапочки медведя (2, куклы Незнайка, Скоморох.

Оборудование.

Проектор, ноутбук, презентация Power Point.

Ход НОД

Воспитатель:

(Коммуникативная игра «Доброе утро!»).

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу).

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

-Доброе утро (выставляют руки вперед и прислоняют ладошки).

-Доброе утро солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся).

Доброе утро улыбчивым лицам (машут правой рукой и улыбаются друг другу).

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро.

Длится до вечера.

-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им ваши улыбки. А теперь посмотрите на меня и подарите улыбку мне. Вы заметили самого маленького, тихого, скромного гостя в группе? Кто это? (Незнайка. Показываю куклу Незнайку).

Воспитатель:

- Правильно, это Незнайка. Пришла я утром на работу и вижу: Незнайка, печальный, в дверях стоит, а в руках книгу теребит. Он стихи сочинил и стал читать у себя в Солнечном городе ребятам, поэту Цветику. Но ребятам стихи не понравились, сказали, что таких стихов не бывает, и запретили Незнайке их кому-либо показывать.

Обиделся Незнайка на друзей и просит книгу со стихами в детский сад ребятам в подарок передать: «Почитайте мои стихи, пусть ваши ребята скажут: правда ли стихи мои плохие». Прочитаем, ребята, стихи Незнайки? (Да). Сейчас, Незнайка, мы с ребятами прочитаем твои стихи. Ты садись здесь повыше и слушай нас внимательно. Вы, ребята, тоже будьте внимательны, объясним Незнайке, в чем причина его неудачи.

Открываю страницу, читаю.

Дидактическая игра «Слово заблудилось».

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Правила игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами. (Показываю два изображения на слайде: лук-жук).

Вопросы:

Кто ползет? Как вы думаете, куда лук ползет? (Он растет, тянется вверх). Лук может ползти? (Нет). Тогда кто же ползет? (Жук). Что перепутал Незнайка? (Слово перепутал). Незнайка, ползет жук, а не лук!

2. Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель (капель) перед сном».(Показываю два изображения на слайде:цапли-капли).

Вопросы:

Что врач назначает больному? (Цапли).

Может быть такое лекарство? (Нет).

Что тогда назначил врач? (Врач назначил капли).

Что снова перепутал Незнайка? (Слово перепутал Незнайка).

3. Жучка будку (булку) не доела.

Неохота, надоело. (Показываю два изображения на слайде: будка-булка).

Вопросы:

Что ела Жучка?

Почему будку нельзя есть?

РЕКЛАМА

А что же она ела? (Булку).

4. Забодал меня котел (козел,

На него я очень зол. (Показываю два изображения на слайде: будка-булка).

Вопросы:

Что такое котел? (Он не может бодать). А кто бодал? (Козел, потому что у него есть рога).

И снова, в чем ошибка? (Слово перепутал Незнайка).

Ребята приходят к выводу, что Незнайка перепутал слова.

Воспитатель:

-О чем получились у Незнайки стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

Воспитатель:

Молодцы, правильно. Это небылицы. Интересные небылицы написал Незнайка? (Интересные, смешные).

Обращаюсь к Незнайке:

-Хорошие у тебя стихи, Незнайка, и ребятам нравятся, только они называются небылицы. Поэтому твои небылицы не понятны ребятам из Солнечного города, потому что в них они увидели неправду. Ты им скажи, что кроме стихов, бывают небылицы, пусть они знают об этом.

-Ребята, Незнайка еще и на слайде нам прислал стихотворение. Прочитаем, что же в нем не так.

Слайд ("Ехал Ваня на коне").

Дидактическая игра «Что не так?».

Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.

Вопросы.

Какие действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все пра-вильно, здесь нет вымысла).

- Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Ехал фикус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Дети рассматривают картинку на слайде, рассказывают новую небылицу.

А такое бывает в жизни?

Что получилось? (Небылица).

-Интересно придумывать из стихов запутанные истории? А хотите сами сочинить небылицу? Для этого я дам вам наборы картинок.

-Ребята, кажется, Незнайка мне хочет что-то сказать… (подхожу к кукле, наклоняюсь и «слушаю»). Незнайка говорит, что он устал, хочет сделать зарядку и приглашает вас. Выходите, ребята, на середину группы, вам тоже отдохнуть самое время.

Физкультминутка.

Старый заяц сено косит (косят сено,

А лиса сгребает (сгребает).

Муха сено к возу носит (несет, делает шаги,

А комар кидает (кидает).

Довезли до сеновала (руками крутят колеса).

С воза муха закричала (головой крутит):

-На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду (шагает на месте,

Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза,

Буду я хромая (хромает).

Ребята садятся.

Раздаю детям полотно с набором сюжетных картинок.

Воспитатель (к детям):

-Вы запомнили, как составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах составите по одной небылице (составляют, рассказывают).

Небылицы могут получиться разные. Например, такие:

1 Собака садится играть на гармошке.

2. Ныряют в аквариум рыжие кошки.

3. Внучкина бабушка в куклы играет.

4. Цветы малышей поливают из лейки.

5. На сосне растет картошка.

-Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные).Зачем составляли небылицы? (Веселиться).

А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?

Они выглядели так (На слайде - скоморохи). Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен, водили с собой медведя. Так они веселили народ. К нам сегодня в гости нагрянули скоморохи. Смотрите, какие они яркие, нарядные, шумные и медведей с собой привели. Выходите, скоморохи, повеселите нас. (Переодетые в скоморохов дети читают небылицы).

Детям даю задание:

- Постарайтесь запомнить небылицы, а потом назовете, какие удалось запомнить.

Выступление скоморохов. (Двое детей в шапочках медведей, у одного ребенка крынка с венчиком – взбивает сметану, у другого – чашка с деревянной ложкой, в чашке мука).

На заборе чепуха

Кушала варенье.

Куры съели петуха

В это воскресенье.

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один сбивал сметану,

Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку –

Оба шлепнулись в муку!

Нос в муке, рот в муке,

Ухо в кислом молоке!

(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом молоке»).

Наш козел-стрекозел

То-то умный был.

Он и тесто месил,

Он и печку топил,

Творогом лепешки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал,

Песни-сказки небылицы, небывальщины,

Небывальщины да неслыхальщины. (Последние две строки говорят все вместе).

Воспитатель:

-Понравилось слушать? Что вы слушали сегодня? (Небылицы).

Какие вам запомнились небылицы?

А еще что вы делали? (Составляли небылицы). Скажите, как нужно составлять небылицы? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может). Помогли Незнайке разобраться в его творчестве.

Что Незнайка сочинил? (Небылицы). Только друзья Незнайки не знают, что, кроме стихов, бывают небылицы, смешные, веселые, но Незнайка им обязательно об этом расскажет. А книгу свою он оставляет в детском саду - это подарок его нам.

Нужно поблагодарить Незнайку.

Дети:

- Хорошие, Незнайка, получились у тебя небылицы. Спасибо тебе. Сочиняй и приноси нам, мы с удовольствием будем читать.

Воспитатель:

-Сегодня вы все активны были.

Сейчас вы покажете, какое настроение у вас после чтения книги Незнайки. Ответьте на мои вопросы движениями:

Если весело тебе – ты три раза топни;

Если весело тебе – ты три раза хлопни;

Если весело тебе – ты к солнцу потянись!

Если весело тебе – ты всем улыбнись!

Воспитатель:

-Я рада, что сегодняшняя наша встреча вам принесла большое удовольствие.

А теперь пора прощаться с гостями.

Дети:

Мы хотим вам на прощанье

Всем здоровья пожелать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД. "Дидактические игры со словами. Чтение небылиц".

Знакомство с небылицами и составление их....

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц

Знакомить детей с небылицами. Активизировать словарь детей....

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Небылицы – упражнения, развивающие мышление ребенка. Небылицы, нелепицы - стишки,  наполненные различной  несуразицей.  Сочинение и чтение небылиц далеко не бесполезное ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц».

Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.                  Задачи....