Проект "Национальный костюм Хантов и Манси"
проект по развитию речи
Национальный костюм Хантов и Манси проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnyy_kostyum_hantov_i_mansi_gotovyy_proekt.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Составитель: Федорова Е.Л.
п. Сентябрьский
Нефтеюганский район
2017 год
Социальный проект
НРМ ДОБУ «Детский сад «Солнышко»
«Национальный костюм Хантов и Манси»
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,
В которых воплощается Родина.»
В.М. Сухомлинский
- Актуальность проекта
В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных направлений работы. Чтобы этот процесс протекал успешно, необходимо придать ему социально и личностно значимый характер.
Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он будет включен в активную индивидуальную и совместную деятельность по изучению и преобразованию окружающей действительности, когда поймет, что его край родной – это частица большой Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке).
О национальной одежде приходится судить по материалам истории, фракам, миниатюрам, предметам прикладного искусства. У национальной одежды коренных жителей Югры многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
На протяжении многих тысячелетий одежда людей выполняла практические, эстетические, социальные и религиозные функции. Она издавна служила средством налаживания дипломатических и культурных контактов, а также являлась объектом торговли.
Костюм – один из наиболее важных элементов материальной культуры любого народа. Он может состоять из разных частей, определяющих внешний вид человека: головные уборы, верхняя и нижняя плечевая или поясная одежда, обувь, а также украшения и аксессуары.
В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Национальная одежда – это, своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Цель проекта:
Нравственно – патриотическое воспитание школьников на основе изучения истории родного края, национального народного костюма, изготовление наглядного пособия. формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.
Задачи:
- Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории Ханты-мансийского округа (хантов и манси)
- Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
- Воспитывать положительное толерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды МБДОУ.
- Собрать материал о региональных особенностях народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека
- Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение проекта в ДОУ.
Краткая аннотация проекта:
- Проект выполняет творческая группа сотрудников детского сада «Солнышко», совместно с родителями.
- Проект рассчитан на детей дошкольного возраста, посещающих детский сад и родителей.
- Проект реализуется через сотрудничество с разными организациями: средняя общеобразовательная школа, ДК
- Приобретение материала для пошива костюмов.
- Просвещение родителей предполагается путём консультаций, бесед, оформления стендов, участием в театрализованных представления.
Проект находится на стадии планирования и разработки. Продолжительность проекта – до мая 2018 года.
В реализации проекта планируется просветительская работа наглядная информация для родителей, консультации, беседы, совместные мероприятия.
Проект реализуется с учетом программы регионального компонента
«Мой край родной» для детей от 3 до 8 лет в рамках вариативной части основной образовательной программы НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
Срок реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2018 гг.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги специалисты, мастерицы по декоративно-прикладному искусству и лица пожилого возраста.
3. География проекта: поселок Сентябрьский, 66, НРМ ДОБУ «Детский сад «Солнышко», Нефтеюганского района, Тюменской области, ХМАО-Югра.
Заявитель (организация/группа физических лиц/физическое лицо): НРМ ДОБУ Детский сад «Солнышко», пос. Сентябрьский, 66, телефон/факс: 299-265
Руководитель проекта: Федорова Елена Леонидовна, воспитатель детского сада «Солнышко», рабочий телефон: 299-265, сотовый: 89825080667, email: Elena.leonidovna2007@mail.ru .
Руководитель организации: Вдовина Ольга Валерьевна, заведующий детского сада, рабочий телефон: 299-265
Обоснование необходимости проекта:
Мы живем в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение.
Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа.
Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры» - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов – это практичность. Она рассчитана на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков. Одежда у хантов нижнеобского региона очень разнообразна.
Рассмотрим, какие национальные костюмы у народов ханты манси. Все они красивые, яркие. Раньше люди так ходили каждый день, а теперь надевают эти костюмы на праздники.
Рабочий план реализации проекта.
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Ответственные за выполнение |
1 | Создание творческой группы. | Сентябрь 2017 г. | Федорова Е.Л. – руководитель проекта |
2 | Консультации со специалистами | Ноябрь 2017 г. | Федорова Е.Л. |
3 | Составление списка необходимых ресурсов для создания «Национальный костюм Хантов и Манси» | Октябрь 2017 г. | Творческая группа |
4 | Представление проекта общественности. Осуществление поиска спонсоров. | Ноябрь 2017 г. | Федорова Е.Л. |
5 | Оформление заказа на изготовление костюмов | Январь - февраль 2018 г. | Руководитель проекта, творческая группа |
6 | Оформление | Май-август 2018 г. | Творческая группа |
7. | Презентация костюмов (проекта) | Август 2018 г. | Федорова Е.Л. |
8. | Проведение совместных мероприятий | Сентябрь 2018 г. | Дусбабаева А.Л. –старший воспитатель Федорова Е.Л. |
Предполагаемый результат
- Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и региональной (югорский);
- Проектная работа по ознакомлению с национальным костюмом
- Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах славянских и угорских народов, умения различать изделия разных народных промыслов;
- Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре славянских и угорских народов;
- умение детей различать национальную одежду угорских народов севера;
- Приобретение детьми практических умений по работе с национальным костюмом народов Ханты и манси;
- Создана предметно – развивающая среда по этнокультурному образованию в саду в целом.
7. Смета расходов
№ | Наименование | Цена | Кол-во | Стоимость |
| Ткань костюмная | 350,00 | 20 м | 7 000,00 |
| Ажурная тесьма | 65,00 | 21 м | 1 365,00 |
| Искусственный мех | 240,00 | 32 м | 7 680,00 |
4 | Мех жаккардовый | 1 700,00 | 7,5 | 12 700,00 |
Итого: | 28 745,00 |
Итого: 28 745 (рублей 00 копеек)
Практическая значимость
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей
Подготовительный этап:
1) Создание рабочей группы по воплощению проекта.
2) Организация «Круглого стола» с целью определения круга партнёров (, родительский комитет, средняя образовательная школа, ДК
3) Определение круга деятельности участников проекта.
4) Составление плана мероприятий по выполнению поставленных задач.
Творческая группа создана из 7 сотрудников детского сада. Реализовывать Проект будет группа сотрудников детского сада «Солнышко», совместно с родителями и организациями: администрация с.п. Сентябрьский, средняя общеобразовательная школа. ДК
Перспективы дальнейшего развитие проекта
- Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах славянских и угорских народов, умения различать изделия разных народных промыслов;
- Сохранность и продолжение работы данного проекта просматривается в преемственности: ушедших в школу детей сменяют подросшие малыши.
- Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре славянских и угорских народов;
- Создание предметно – развивающей среды по этнокультурному образованию в саду в целом.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005. 150 с.
- Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ.– 2005.– №1. – С. 21-34.
- География Ханты-Мансийского автономного округа: учеб. пособие для 8-9 кл. / сост.: В. В. Бакулин и др.; под ред.: Э. В. Ким и др. - М.: Экопрос, 1996. 222с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России М., 2011. 156 с.
- Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина // Управление ДОУ.– 2005.– №1. – С. 24-29.
- Лукина Н.В. Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 2002. 320 с.
- Мещ В.А.«Здравствуй Югра!». Х. – М.: «Полиграфист», 2000. 168 с.
- С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ – Сфера. 2005. 192с.
- Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. Томск, 2001. 240 с.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. М.: Мозаика-синтез, 2005. 160 с.
- Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души». Сборник стихов, сказок, праздников Югры. Х. – М.: «Полиграфист», 2005. 280 с.
- Харамзин Т.Г., Хайрулина Н.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров. М., 2005. 234 с.
- Шесталов Ю. «Ханты. Манси. Кто мы?». Х.-М. «Стерх», 1993. 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»
Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...
Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»
Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...
Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.
Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...
ОДЕЖДА ХАНТОВ И МАНСИ
ОДЕЖДА ХАНТОВ И МАНСИ...
Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси (фото). Экскурсия в библиотеку (фото)
1. Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля2. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси3. Экскурсия в библиотеку...
Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси
Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты, с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....
Мероприятие для старших дошкольников "ХАНТЫ И МАНСИ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРА"
Тема краеведения очень актуальная. Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в последние годы всё увереннее набирает силу процесс реа...