Картотека литературных произведений для развития творческого воображения.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мишина Елена Михайловна

Цель картотеки:помочь педагогам и воспитателям в организации занятий направленных на развитие актёрского мастерства , творческого воображения , речи, фантазии.

I) " Кто я? "

Тепло, темно и сухо

В норе под старым пнём.

   Имею я два уха

   И не гуляю днём.

   Зато с восходом лунным

   Наружу выхожу,

   В ночи вздыхаю шумно

   И листьями шуршу.

   Потом к рассвету, быстро

   Спешу к себе домой,

   И хвостик мой пушистый

   Волочится за мной.

   Я тих и безобиден,

   Но кто я - не скажу,

   Ведь ночью я не виден,

   А днём в норе сижу.

(Дарья Герасимова)

2) " Мастак "

   Я сказочку вот эту

   Начну, пожалуй так:

   Жил - был весёлый парень,

   На выдумки мастак.

   Он в кухне сеял репу,

   В окно провёл ручей,

   А в огроде печку сложил из кирпичей.

   Он сделал всё как надо:

   Чело, трубу, шесток...

   Но вдруг приладил к печке

   Колёса и свисток.

   Он ловко чиркнул спичкой,

   Огонь к дровам поднёс,

   И печка засвистела,

   Совсем как паровоз.

   Колёсами по грядке

   Она крутнула враз,

   Пустила дым колечком,

   Да и пропала с глаз.

   А весельчак воскликнул:

   -Ну что ж... Я не грущу!

   Вмиг смастерю телегу

   И печку разыщу:

   И так как понапрасну

   Он слов не говорил,

   То славную телегу -

   Тук, тук! - и смастерил.

   Телега вслед за печкой

   Катить уже могла,

   Но тут он к ней приделал

   Два лёгоньких крыла.

   И... скрипнула телега,

   На ветер оперлась,

   Сама одна на небо

   Журавликом взвилась!

   А весельчак махнул ей:

   - Взлетела, так лети!

   Я что-нибудь получше

   Смогу изобрести.

   Переживать без дела

   Не стану просто так

   На то я - и придумщик!

   На то я - и мастак!

               (Лев Кузьмин) 

3) " Игра "

   Вот я вижу: куст растёт в саду,
   Воробьи играют в чехарду,
   Вижу крышу дома своего...
   А теперь не вижу ничего.

   Вот я вижу: пыль стоит столбом,
   Грузовик промчался за углом,
   Вижу, как шофёр ведёт его...
   И опять не вижу ничего.

   Вот я вижу: лёгкий мотылёк
   Раскачал высокий стебелёк,
   Вижу я, как шмель влетел в окно...
   И опять вокруг меня темно.

   Снова вижу: выбивают кресло,
   Вижу, как порхает стрекоза...

   * * * * *

   Кто бы знал, как это интересно:
   Открывать и закрывать глаза!

                            ( Овсей Дриз )

3) " Дерево приехало "

   Дерево приехало,
   Дерево приехало,
   Дерево приехало
К нам во двор!
Привезло с собою
Чемодан с землёю,
А в дорожной сумке
Вешний свой убор.
Путёвку шофёр
Из кармана достал:
— «Улица Радости,
Пятый квартал...»
Что-то не вижу я
Номера дома.
Может быть, надо
Подъехать к другому?

— Что вы! —
Машину жильцы обступили. —
Просто наш номер
Проставить забыли.
В этом вопросе
Не может быть спора —
Где вы найдёте
Так много простора?
Где ещё так
Будут дереву рады?
Правильно всё,
Сомневаться не надо!
— «Улица Радости,
Пятый квартал...»
— Снова путёвку
Шофёр прочитал. —
Всё же без номера дома,
Беда —
Мог я заехать
Совсем не туда!

— Что вы! —
Вскричал седовласый жилец. —
Здесь разгружайтесь,
И делу конец! —
Шофёра слегка
Потрепав по плечу,
Промолвил бухгалтер:
— Я счёт оплачу! —
Дворник сказал:
— Деревцо я полью.—
Плотник: — Под ним
Я поставлю скамью. —
Мальчик: — На нём
Прикреплю я скворечник! —
Девочка: — Скворушек
Буду стеречь я,
Как бы их кот невзначай
Не унёс. —
Ну, а шофёр
Всё бормочет под нос:
— «Улица Радости,
Пятый квартал...» —
Вновь из кармана
Путёвку достал. —
Где же тут номер?
Ну что за оказия?
Должен быть номер
В путёвке указан!

Хором сказали
Шофёру ребята:
— Есть у нас, дядя,
Совки и лопаты! —
Грузчик сказал:
— На руках донесу,
Тонну могу я
Держать па весу!
Дереву чем тут у нас
Не житьё? —
Ну, а шофёр
Повторяет своё.

Тут окружили упрямца хозяйки:
— Ну-ка, любезный,
Скорей вылезай-ка!
Случая ради
(Обычай таков)
Мы на весь дом
Напечём пирогов.

Вдруг все замолкли,
Стоят удивлённые:
На дереве лопнули
Почки зелёные,
И в добавленье,
Совсем уж как чудо,
Запела на ветке
Лесная пичуга.

С выбором дома
Покончен вопрос:
Дерево к месту,
Как видно, пришлось.

( Овсей Дриз )

4) " В тишине "

Бабушка вяжет
На спицах чулок.
Пляшет на нитке
Под стулом клубок.

Сад за окошком
В осеннем дожде,
Отцовская скрипка
Висит на гвозде.

Палочку я дострогал...
Тишина...
Лишь скрипка порою
Вздыхает со сна.

( Овсей Дриз )

5) " Юла "

 

Жу-жу-жу! –   жужжит юла. –
  Это что же за дела?
  Я хочу остановиться!
  У меня в глазах двоится:
 
  У сороки на заборе
  Два хвоста, два хвоста!
  Восемь лап, четыре уха
  У кота, у кота!
  А у старого барбоса,
  Верь не верь, четыре носа!
 
  - Жу-жу-жу! – жужжит юла. –
  Может, я с ума сошла?
  Так, ребята, не годится.
  Я хочу остановиться!
 
  Подо мной земля качнулась,
  С боку на бок повернулась,
  Повертелась, покрутилась –
  И на небе очутилась!
  В внизу,
  Наоборот,
  Оказался небосвод!
 
  Самолеты,
  Вертолеты
  По земле летают!
  Вверх ногами
  Дворники
  Небо подметают.
 
  А молочницы,
  Глядите,
  Продают кефир
  В зените!
 
  - Жу-жу-жу! – жужжит юла. –
  До чего же я дошла!
  Я уж слишком завертелась,
  Мне вертеться расхотелось!

(Овсей Дриз)

 

6) " Про малютку автобус который боялся темноты "  

Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро все трое умывались, заправлялись бензином, маслом и водой, а затем везли пассажиров из деревни в большой город у моря.
Туда и обратно, туда и обратно.
Малютка-автобус часто проделывал этот путь днём, но поздно вечером ездить ему не приходилось. К тому же он очень боялся темноты. И вот мама сказала ему:
— Послушай-ка одну историю! Давным-давно темнота очень боялась автобусов. И однажды мама сказала ей: «Не надо бояться. Если ты вечером побоишься выйти, чтобы окутать мир тьмой, люди так и не узнают, что пора спать. И звёзды не узнают, что пора светить. Ну же, смелей!»
И вот темнота, весь день прятавшаяся за спиной солнца, начала потихонечку опускаться на улицы и дома. По городу туда-сюда сновали автобусы. Темнота набралась храбрости и спустилась чуть пониже. На улицах уже зажглись огни, и водители автобусов тоже зажгли в своих машинах свет.
Наконец темнота окутала весь город, но не успела она опомниться, как, гудя на ходу, сквозь неё промчался автобус. Какая неожиданность! Но ей понравилось. Пожалуй, немножко щекотно, но очень весело.
Потом сквозь темноту промчалось ещё несколько автобусов.
В них горел свет, люди в автобусах покупали билеты, садились, вставали — словом, прекрасно проводили время.

Про малютку-автобус, который боялся темноты - Дональд Биссет
Позднее, когда вышла луна, темнота играла в прятки с домами. А утром опять взошло солнце и отправило темноту домой, к маме. Но теперь темнота уже не боялась автобусов.
Когда мама-автобус кончила свою историю, малютка-автобус сказал:
— Ладно, поеду.
Пришёл водитель, завёл мотор, зажёг свет, пришли люди, расселись по местам, кондуктор дал звонок, и маленький автобус поехал прямо в темноту к большому городу у моря.                                                                    ( Д. Биссет )

7) " Первый снег "

Давно-давно жила в Африке девочка, которая никогда не видела снега. Звали её Амината.
Однажды Амината гуляла со своей собакой в саду. Ей было грустно-грустно.

       Первый снег - Дональд Биссет

— Почему тебе грустно? — спросила её собака. Собаку звали Кунуллу.
— Наверное, потому, что я никогда в жизни не видела снега.
— Гав! Я тоже.
— Мне так хочется увидеть снег! — вздохнула Амината.
— Гав! И мне,— сказал Кунуллу.
В этот вечер, когда Амината и Кунуллу ушли спать и в саду никого не осталось, цветы завели разговор.
— Ты слышала,— сказала чайная роза лиловым крокусам,— Амината ни разу в жизни не видела снега.
— Подумать только! — закивали в ответ крокусы.
— Такая славная девочка,— вставили своё слово и маргаритки.— Каждый вечер поливает нас из лейки.
— Надо что-то сделать! — решили все.
— Я знаю что! — сказал Южный ветер, который тоже гулял в этот вечер по саду.— Ждите меня, я скоро вернусь!
И он полетел на север. Далеко-далеко, через пустыни и горы, моря и равнины, через леса и замёрзшие тундры на Северный полюс, где жил Северный ветер. Вот куда прилетел Южный ветер.
— Тебе здесь что надо? — удивился Северный ветер.— Уходи-ка лучше, не то я тебя сейчас поймаю!
— А ну догони! — весело крикнул Южный ветер и полетел назад.
А Северный ветер помчался за ним. Но Южный был лёгкий ветерок и летел быстрей. Он спешил домой в Африку, и Северный ветер никак не мог его догнать. Он нёс с собой такой холод, такую стужу, что даже облака замёрзли и съёжились и вместо дождя на землю посыпал снег.
Белые снежные хлопья…
Наутро Амината вышла с собакой в сад и увидела, что всё вокруг белое-белое.
— Смотри, Кунуллу, как красиво! Всё такое белое, мягкое и пушистое. Наверное, это снег?
— Гав! Снег,— согласился Кунуллу.
А Южный ветер после длинной прогулки устал и спрятался в собачью конуру отдохнуть. Северному ветру надоело его ждать, и он улетел назад на Северный полюс.
Снова выглянуло солнышко, снег растаял, и опять в саду цвели цветы.                                             ( Д. Биссет )

8) " Кузнечик денди "

Жил-был на свете кузнечик, ужасный гордец. Звали его Денди. Ещё когда он был маленьким и только учился прыгать вместе с другими кузнечиками, он всегда прыгал выше всех. Но учитель говорил ему:
— Денди, ты должен учиться не только большим прыжкам, но и маленьким.
— Нет,— отвечал Денди,— я кузнечик особенный, не как все. Я люблю только большие прыжки.
Так он и не научился делать маленьких прыжков.
Однажды он вышел из дому попрыгать и повстречался с улиткой Оливией.

Кузнечик Денди и улитка
— Не надоела тебе такая медленная жизнь? — спросил он её.— Целый день ползёшь и ползёшь с собственным домом на спине.
— Ну что ты,— ответила Оливия.— Я люблю ползать. Мне очень нравится быть улиткой, особенно когда идёт дождь, а у меня в раковине уютно и сухо. И потом, я никогда не опаздываю домой — дом всегда при мне. Надеюсь, ты понимаешь, что я имею в виду? Быть улиткой так интересно!
— Что ж,— сказал Денди,— о вкусах не спорят. Привет! — И он запрыгал прочь, очень гордый собой.
Он и в самом деле был прекрасный прыгун. Все кузнечики хорошие прыгуны. Но Денди мог прыгнуть на тридцать сантиметров — это огромное расстояние, если учесть, что сам он был в десять раз меньше.
И всё-таки кое-чего он делать не умел. Не умел делать маленьких прыжков. Он не мог прыгнуть на пятнадцать или на десять сантиметров — только на тридцать. Прыг! — и тридцать сантиметров позади.
Пока он разговаривал с Оливией, пришло время обедать, и Денди поспешил домой. Он был уже у самого дома — всего в каких-нибудь десяти сантиметрах,— но попасть домой никак не мог, потому что, сколько он ни прыгал, он каждый раз перепрыгивал через свой дом. Ведь он не умел делать маленьких прыжков!

кузнечик спешит домой
Бедняжка Денди уже начал терять терпение и ужасно злился, но тут, на счастье, появилась — кто бы вы думали? — улитка Оливия со своим домиком на спине.
— Вот видишь, Денди,— сказала она,— улиткам тоже есть чем гордиться. По крайней мере, домой они попадают без всяких хлопот.
У Оливии было доброе сердце (почти все улитки добрые, если только не встанут с левой ноги), и она предложила Денди:
— Влезай ко мне на спину, я отвезу тебя домой.
улитка везет кузнечика
Денди очень обрадовался, тут же сел на неё верхом, и улитка повезла его к дому.
— Благодарю тебя, Оливия,— сказал он.— Теперь я сам вижу, что большие прыжки — это ещё не всё на свете!                                                 ( Д. Биссет )

9) " На кого похоже эхо "

-Эхо, любишь баловство?
-О!
-Я ведь тоже баловник!
-Вник!
- А теперь скажи, кто ты?
- Ты!
- Ой да ну? А кто же я?
- Я!
 Вот потеха, так потеха.

Не поймешь : кто-я, кто - эхо.

               (Г. Семёнов)

10) " Кошка "

Говорит мне тихо кошка:
– Пожалей меня немножко!
Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету.
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднёс.
Я обнял её за шею:
– Вот как я тебя жалею!
Ну, чего ты хочешь, кошка?
Говорит она: – Немножко,
Хоть немножко пожалей –
Отпусти меня скорей.
                        (А. Гришин).

11) " В мире облаков "

Жалко мне,

что я не птица.

Если был бы я таков,

то хотел бы очутиться

в мире белых облаков.

 

В этом мире

много места —

весь воздушный океан!

Вот из облачного теста

возникает Великан.

Мимо звери проплывают

всех моделей,

всех систем —

и которые бывают,

и которых нет совсем.

 

Мы шагаем с Великаном

через воздух напрямик.

Ветер дарит облака нам,

повторяя каждый миг:

«Не бывает тут покоя,

и поспорить я готов:

все огромное такое

в мире белых облаков!»

 

Спорить с Ветром

я не стану,

наблюдая,

как внизу

кит плывет по океану,

точно перышко в тазу.

            ( Т. Собакин )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук детей 2-3 лет

В данной методической разработке подобраны игры и упражнения направленные на развитие творческого воображения и сенсорных эталонов детей 2-3 лет...

Картотека дидактических игр для развития творческого воображения

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях,...

Картотека дидактических игр на развитие творческого воображения у дошкольников

Представлены игры на развитие творческого воображения дошкольников....

Картотека дидактических игр по развитию творческого воображения дошкольников посредством рисования

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17       Картотека дидактических игр по развитию творческого во...

Картотека дидактических игр на развитие творческого воображения

Картотека дидактических игр на развитие творческого воображения...