Кривогина Мария Олеговна
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Лексическая тема «Грибы»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка; собирать, заготавливать, прятаться, ядовитый, съедобный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе).Совершенствование навыков слогового анализа.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Наборное полотно, корзинка с плоскостными изображениями грибов, плоскостное изображение корзинки коричневого цвета.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: встречает детей, предлагает сесть на стульчики.
Воспитатель: послушай стихотворение и повторяй за мной. На каждую стихотворную строчку разминаем подушечку одного пальца.
Вылезли на кочке
Мелкие грибочки:
Грузди и горькушки,
Рыжики, волнушки.
Даже маленький пенёк
Удивленья скрыть не мог.
Выросли опята,
Скользкие маслята,
Бледные поганки
Встали на полянке.
Воспитатель: про что же этот стих? Правильно, про грибы. Сегодня мы познакомимся с грибами.
1. Посмотрите на картинки. Давайте назовём изображённые грибы. Обратите внимание на строение грибов, грибы состоят из шляпки и ножки. Знаете ли вы, что грибы бывают съедобные и ядовитые. Где же растут грибы? Правильно, в лесу, в чаще, на пеньке, в траве. А почему подосиновик так называется? А подберёзовик?
Из грибов можно сварить суп. Как будет называться такой суп? Можно засолить или замариновать грибы на зиму. А ещё можно пожарить грибы или сделать салат.
2. Упражнение «Жадина». Представьте, что это ваши грибы. Берёте по одному грибу и говорите: «это мой боровик, это моя лисичка и т. д.
3. Упражнение «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. ] А теперь названия своих собранных грибов разделим на слоги и прохлопаем.
4. Упражнение «За грибами».(Физкультминутка).Я вижу, что вы хорошо знаете названия грибов и можно отправляться за грибами.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте. ….
Посмотрите, как много грибов в лесу. Давайте соберём их.
5. Упражнение «У кого сколько?» (согласование числительных с существительными в роде и числе). А теперь сосчитайте грибы у себя в корзинках и расскажите, что вы собрали в лесу. Постарайтесь составить красивое предложение.
6. Упражнение «Эхо». (развитие силы голоса). Ой, а мы, кажется, заблудились. Давайте поиграем в игру «Эхо». Мы громко крикнем «Ау», а затем присядем и тихо скажем «Ау», это будет эхо.
7. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. ]
Вернулись мы из лесу. Посмотрите, наши грибы не простые. На обратной стороне картинки, при помощи которых мы должны выполнить гимнастику для нашего язычка.
8. Игра «Подними лукошко». (Развитие фонематического восприятия)
Слушайте меня внимательно и поднимайте коричневую корзинку, если услышите звук «а». Я буду произносить звуки, слоги, слова.
Да, бо, пу, бы, во, па, не, лу, га, ба, то, ву, пи, ша, зы, ра.
Подосиновик, лисичка, боровик, подберезовик, груздь, съедобный, маслёнок, гриб, моховик, рыжик, лукошко, сыроежка, грибник, пень, волнушка.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.