"Пахчара"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание: Формировать представление детей о сезонных изменениях в природе. Познакомить с лексическими единицами по новой теме «Наш огород» купăста, хăяр, кăшман, çĕр улми, кишер, сухан. Учить давать развернутое описание овоща, указывая цвет, размер. Закрепить слова: кĕркунне, сарă, хěрлě, симěс, шурǎ, хǎмǎр. Упражнять в четком и правильном произношении чувашских звуков.
Предварительная работа: рассматривание признаков осени на прогулке, иллюстраций, фотографий осени и других времен года в сравнении, овощей, экскурсия на огород, чтение стихов об овощах
Материал и оборудование: блюда с овощами (капуста, огурец, свекла, картофель, лук).
Ход:
Группа украшена осенними листочками. На столе стоят блюда с овощами, желтые листочки.
Воспитатель:!(Здравствуйте ребятки))! Как ваше настроение?
Дети:! Ырă кун пултăр! (Здравствуйте)! Хорошее!
Воспитатель: Дети посмотрите в окно на улицу. Какое время года за окном?
Дети: На улице осень.
Воспитатель:
Да, дети, на улице сейчас осень. Кĕркунне.
Воспитатель: Дети, какие вы знаете признаки осени?
Дети: Дуют сильные ветры.
Дети: На улице холодно, люди одеваются тепло.
Дети: Идут дожди.
Дети: Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель дополняет: Дни становятся короче, а ночи длинные. На полях, в огороде люди собирают урожай (овощи).
(кто то стучится за дверью) Приходит осень.
Воспитатель: Дети, слышите кто то стучится! Давайте откроем!? кто же это к нам пришел! это Осень к нам пришла в гости!
Осень: Здравствуйте ребятки Я слышала, что вы обо мне говорили.
Воспитатель: Да, мы только что вспоминали тебя.
Осень: А я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла гостинца.
Воспитатель: Нам очень интересно, что это может быть…
Осень: Я принесла вам много-много овощей
Воспитатель Спасибо, осень! Ребята, а давайте, мы с вами вместе познакомим Осень с нашим родным языком, и расскажем ей, как называются эти овощи на чувашском языке.
Осень достает из корзины морковку и показывает.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это морковь.
Воспитатель: Правильно, это морковь.
А сейчас я вам скаж, как называется морковь на чувашском языке.
«Кишер». Давайте все вместе скажем слово «Кишер» Ки-шер! Индивидуально
Дети: Осень, осень скажи нам,
Что у тебя есть в корзине
Осень достает капусту, показывает.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Эта капуста.
Воспитатель: А теперь послушайте как произносится капуста на чувашском языке. «купăста».
Давайте скажем слово «купăста» все вместе. Дети говорят.
Индивидуально
Воспитатель: А какого цвета капуста?
Дети: Белая, зеленая!
Воспитатель: Действительно. Те шурǎ, те симĕс.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим. Что же еще нам принесла осень
Достают лук и показывают.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это лук.
Воспитатель дополняет : Лук очень горький, но очень полезный.
Дети, послушайте, как произносится лук на чувашском языке.
«Сухан»! Давайте скажем все вместе «Сухан»
Индивидуально
Воспитатель: А какого цвета лук?
Дети: Лук желтого цвета!
Воспитатель: Сухан сарǎ тĕслĕ.
Осень, осень скажи нам,
Что у тебя есть в корзине
Достает свеклу и показывает.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это свекла.
ВоспитательА сейчас я назову, как произносится свекла на чувашскомм языке!
«кǎшман»! Давайте скажем все вместе,!
Индивидуально
Воспитатель: :Свекла красного цвета, очень красивого цвета и суп очень вкусный получается. Кǎшман хĕрлĕ тĕслĕ.
Осень достает огурец и показывает.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это огурец.
Воспитатель: Дети, послушайте, как произносится огурец на чувашском языке! « хǎяр» . Давайте скажем все вместе « хǎяр» Индивидуально
Воспитатель: Какого цвета огурец?
Дети: Огурец зеленого цвета.
Воспитатель: Огурец очень вкусный и сладкий. Он зеленого цвета. Хǎяр симĕс тĕслĕ.
Осень достает картошку и показывает.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это картошка.
Воспитатель: Картошка очень сытная, богата крахмалом.
А сейчас я вам скажу как называется картошка на чувашском языке. «çĕр улми». Давайте все вместе скажем «çĕр улми» Индивидуально
Воспитатель: Какого цвета картошка?
Дети: картошка коричневого цвета.
Воспитатель: çĕр улми хǎмǎр тĕслĕ.
Воспитатель: Нам осень много овощей принесла, которые очень полезны.
Осень: Дети, мне очень понравилось с вами. Но мне пора уходить, у меня ещё очень много дел и осенних забот.. До свиданья!
Дети: До свиданья (Сывǎ пулǎр!)
Осень ушла.
Физкультминутка: Давайте мы с вами
Немножко отдохнем.
Хĕрачасем — тăрăр!
Арçын ачасем — тăрăр!
Ачасем, ларăр!
Воспитатель: Фонематическое упражнение
ăн-ăн-ăн-çăвăн
ăн-ăн-ăн-шăлăн
Воспитатель А сейчас, дети мы будем отгадывать загадки, и вы постараетесь найти отгадки, кто 1-ый назовет тому дам медаль с рисунком. Называйте отгадку на чувашском языке.
Загадывание загадок с целью закрепления новых слов.
1.Сидит девица в темнице.ю а коса на улице. (морковь)
2.Без окон, без дверей
Полна горница людей (огурец)
3. Круглолицая девица,
Выросла в темнице (свекла)
4. Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Воспитатель: Молодцы, очень хорошо отгадывали загадки.
Воспитатель: Мы сегодня с вами вспомнили про овощей. А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Мĕн ку», «Тутлǎ –тутлǎ мар»
При разгадывании, дети произносят названия овощей на чувашском языке. И отвечают на вопрос вкусно или нет.
Хорошо! Молодцы! Маттур ачасем.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Готовим овощной суп» (с целью закрепления новых слов).
Я называю овощ на чувашском языке, а вы находите его в корзине и кладете в кастрюлю! Маттур ачасем. А давайте отнесем эти овощи нашим поварам, а они нам сварят к обеду вкусный суп.
Список литературы
- Л.В.Кузнецова “Программа образования ребенка дошкольника”
- Л.Г.Васильева «Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников
- Л.Б.Соловей Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции Чувашского края»
- М. И.Скворцов «Русско - чувашский разговорник»
- Борис Рыбаков «Народный календарь»
- З.С.Антонова «Перле вулар – ха»
- Журнал «Народная школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chuvashskomu.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: Формировать представление детей о сезонных изменениях в природе. Познакомить с лексическими единицами по новой теме «Наш огород» купăста, хăяр, кăшман, çĕр улми, кишер, сухан. Учить давать развернутое описание овоща, указывая цвет, размер. Закрепить слова: кĕркунне, сарă, хěрлě, симěс, шурǎ, хǎмǎр. Упражнять в четком и правильном произношении чувашских звуков.
Предварительная работа: рассматривание признаков осени на прогулке, иллюстраций, фотографий осени и других времен года в сравнении, овощей, экскурсия на огород, чтение стихов об овощах
Материал и оборудование: блюда с овощами (капуста, огурец, свекла, картофель, лук).
Ход:
Группа украшена осенними листочками. На столе стоят блюда с овощами, желтые листочки.
Воспитатель:!(Здравствуйте ребятки))! Как ваше настроение?
Дети:! Ырă кун пултăр! (Здравствуйте)! Хорошее!
Воспитатель: Дети посмотрите в окно на улицу. Какое время года за окном?
Дети: На улице осень.
Воспитатель:
Да, дети, на улице сейчас осень. Кĕркунне.
Воспитатель: Дети, какие вы знаете признаки осени?
Дети: Дуют сильные ветры.
Дети: На улице холодно, люди одеваются тепло.
Дети: Идут дожди.
Дети: Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель дополняет: Дни становятся короче, а ночи длинные. На полях, в огороде люди собирают урожай (овощи).
(кто то стучится за дверью) Приходит осень.
Воспитатель: Дети, слышите кто то стучится! Давайте откроем!? кто же это к нам пришел! это Осень к нам пришла в гости!
Осень: Здравствуйте ребятки Я слышала, что вы обо мне говорили.
Воспитатель: Да, мы только что вспоминали тебя.
Осень: А я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла гостинца.
Воспитатель: Нам очень интересно, что это может быть…
Осень: Я принесла вам много-много овощей
Воспитатель Спасибо, осень! Ребята, а давайте, мы с вами вместе познакомим Осень с нашим родным языком, и расскажем ей, как называются эти овощи на чувашском языке.
Осень достает из корзины морковку и показывает.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это морковь.
Воспитатель: Правильно, это морковь.
А сейчас я вам скаж, как называется морковь на чувашском языке.
«Кишер». Давайте все вместе скажем слово «Кишер» Ки-шер! Индивидуально
Дети: Осень, осень скажи нам,
Что у тебя есть в корзине
Осень достает капусту, показывает.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Эта капуста.
Воспитатель: А теперь послушайте как произносится капуста на чувашском языке. «купăста».
Давайте скажем слово «купăста» все вместе. Дети говорят.
Индивидуально
Воспитатель: А какого цвета капуста?
Дети: Белая, зеленая!
Воспитатель: Действительно. Те шурǎ, те симĕс.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим. Что же еще нам принесла осень
Достают лук и показывают.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это лук.
Воспитатель дополняет : Лук очень горький, но очень полезный.
Дети, послушайте, как произносится лук на чувашском языке.
«Сухан»! Давайте скажем все вместе «Сухан»
Индивидуально
Воспитатель: А какого цвета лук?
Дети: Лук желтого цвета!
Воспитатель: Сухан сарǎ тĕслĕ.
Осень, осень скажи нам,
Что у тебя есть в корзине
Достает свеклу и показывает.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это свекла.
ВоспитательА сейчас я назову, как произносится свекла на чувашскомм языке!
«кǎшман»! Давайте скажем все вместе,!
Индивидуально
Воспитатель: :Свекла красного цвета, очень красивого цвета и суп очень вкусный получается. Кǎшман хĕрлĕ тĕслĕ.
Осень достает огурец и показывает.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это огурец.
Воспитатель: Дети, послушайте, как произносится огурец на чувашском языке! « хǎяр» . Давайте скажем все вместе « хǎяр» Индивидуально
Воспитатель: Какого цвета огурец?
Дети: Огурец зеленого цвета.
Воспитатель: Огурец очень вкусный и сладкий. Он зеленого цвета. Хǎяр симĕс тĕслĕ.
Осень достает картошку и показывает.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это картошка.
Воспитатель: Картошка очень сытная, богата крахмалом.
А сейчас я вам скажу как называется картошка на чувашском языке. «çĕр улми». Давайте все вместе скажем «çĕр улми» Индивидуально
Воспитатель: Какого цвета картошка?
Дети: картошка коричневого цвета.
Воспитатель: çĕр улми хǎмǎр тĕслĕ.
Воспитатель: Нам осень много овощей принесла, которые очень полезны.
Осень: Дети, мне очень понравилось с вами. Но мне пора уходить, у меня ещё очень много дел и осенних забот.. До свиданья!
Дети: До свиданья (Сывǎ пулǎр!)
Осень ушла.
Физкультминутка: Давайте мы с вами
Немножко отдохнем.
Хĕрачасем — тăрăр!
Арçын ачасем — тăрăр!
Ачасем, ларăр!
Воспитатель: Фонематическое упражнение
ăн-ăн-ăн-çăвăн
ăн-ăн-ăн-шăлăн
Воспитатель А сейчас, дети мы будем отгадывать загадки, и вы постараетесь найти отгадки, кто 1-ый назовет тому дам медаль с рисунком. Называйте отгадку на чувашском языке.
Загадывание загадок с целью закрепления новых слов.
1.Сидит девица в темнице.ю а коса на улице. (морковь)
2.Без окон, без дверей
Полна горница людей (огурец)
3. Круглолицая девица,
Выросла в темнице (свекла)
4. Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Воспитатель: Молодцы, очень хорошо отгадывали загадки.
Воспитатель: Мы сегодня с вами вспомнили про овощей. А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Мĕн ку», «Тутлǎ –тутлǎ мар»
При разгадывании, дети произносят названия овощей на чувашском языке. И отвечают на вопрос вкусно или нет.
Хорошо! Молодцы! Маттур ачасем.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Готовим овощной суп» (с целью закрепления новых слов).
Я называю овощ на чувашском языке, а вы находите его в корзине и кладете в кастрюлю! Маттур ачасем. А давайте отнесем эти овощи нашим поварам, а они нам сварят к обеду вкусный суп.
Список литературы
- Л.В.Кузнецова “Программа образования ребенка дошкольника”
- Л.Г.Васильева «Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников
- Л.Б.Соловей Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции Чувашского края»
- М. И.Скворцов «Русско - чувашский разговорник»
- Борис Рыбаков «Народный календарь»
- З.С.Антонова «Перле вулар – ха»
- Журнал «Народная школа»