Нормативные показатели речевого развития детей 5-6 лет
консультация по развитию речи

Мартыненко Олеся Петровна

Начиная с 5 лет, дети переходят в старший возраст. Это лучшая пора детства. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверенны в себе, научились общаться с ровесниками, играть. В этом возрасте все дети трудолюбивы, охотно дежурят, накрывают на стол, поливают цветы, подметают дорожки. В этом возрасте уже завершается становление нормального звукопроизношения: у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторые смешения звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_rechevogo_razvitiya_5-6.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативные показатели речевого развития детей 5-6 лет

Начиная с 5 лет, дети переходят в старший возраст. Это лучшая пора детства. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверенны в себе, научились общаться с ровесниками, играть. В этом возрасте все дети трудолюбивы, охотно дежурят, накрывают на стол, поливают цветы, подметают дорожки. А какие они разговорчивые!

Характеристику речевого развития детей от 5 до 6 лет стоит начать с описания состояния звуковой стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение должно прийти в норму.

Внимание, родители!

Искаженный звук может закрепиться и исправить его с возрастом будет всё труднее.

Звуковая сторона речи

Становление нормального звукопроизношения завершается к 5 годам: у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторые смешения звуков «Л-Р», «С-Ш» в многосложных словах (лаборатория, шерстяной). Но так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха.

Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации. Лучшим материалом для показа интонаций являются стихи и сказки классиков русской литературы.

Формирование навыков звукового анализа

Развиваются простейшие формы звукового анализа, становится возможным узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком.

Для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать звуковой состав слова. В возрасте 5 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть определением позиции звука в слове — начало, середина, конец слова.

Словарный запас

После 5 лет словарный запас растет стремительно. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — достигает своего расцвета. Слова запоминаются сами собой. Эту способность схватывать всё на лету надо использовать, организуя с детьми игры, читая книги и просматривая телепередачи. Пятилетние дети любознательны и любопытны. Познавательная активность их должна реализовываться. Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем больше его словарный запас (около 3000слов).

Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов. Дети пользуются словами обобщениями (транспорт, посуда). Много прилагательных, обозначающих признаки и качество предметов. Дети подбирают слова противоположные по смыслу. Ребенок называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановка звуков, слогов, исключение составляют только некоторые трудные слова.

Грамматический строй речи

В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, случаев словотворчество становится всё меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованием звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в Именительном и Родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — много карандашов) и так далее. Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением (вошел, зашёл, пришел, подошел).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, тактично исправляют их (не грушев, а груш: не на пианине, а на пианино; не ложить, а класть).

Связная речь

Качественный скачок происходит в овладении связной речью. Все условия для развития связной речи к 5 годам созданы:

  • звукопроизношение;
  • грамматический строй;
  • накоплен словарный запас.

Все это дает возможность облечь в словесную форму мысль.

Приготовление к игре, распределение ролей, придумывание сюжета по ходу игры — всё это требует умения говорить. Надо отметить, что на всех перечисленных этапах игры, прежде всего, нужна диалогическая речь, как одна из форм связной речи.

Но в данном возрасте необходимо развивать монологическую речь. Детей надо специально учить монологической речи, так как в речи взрослых в повседневной жизни эта форма речи используется редко.

Необходимо учить детей пересказывать, составлять рассказы описания, составлять рассказы по картине и серии картин.

Развитие речи требует

системной и последовательной работы

воспитателей и родителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Показатели речевого развитияВремя появления в нормеУпотребляет местоимение «Я»2 года 3 мес.Адекватно использует названия цветов2 года 6 мес.Согласует имена прилагательные с существительными в ро...

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Показатели речевого развитияВремя появления в нормеУпотребляет в активной речи слова - названия частей предметов3 года 6 мес.Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксамиС 3 летИспользует в ...

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развитияВремя появления в нормеИспользует родовые названия предметовС 4 лет 6 мес.Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии4 года 6 мес.Может подбирать к сло...

Показатели речевого развития детей седьмого года жизни

Показатели речевого развития детей седьмого года жизниЗвуковая сторона речиК шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно п...

Консультация для родителей "Возрастные показатели речевого развития детей"

нормы речевого развития детей дошкольного возраста...

Показатели речевого развития детей 6-7 лет

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или фразы, насыщенные сочетаниями звук...

Нормативные показатели речевого развития детей 5-6 лет.

Нормативные показатели речевого развития детей 5-6 лет....