Мастер-класс для педагогов "Взаимосвязь работы по звуковой культуре речи и физического развития участников»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Голубева Валентина Петровна

 Мастер-класс представлен для педагогов. На нем представлены задания для развития звуковой культуры речи детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_zkr.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

    ГБДОУ д/с 39 Красносельского района Санкт-Петербурга.

                                    Мастер класс на тему:

«Взаимосвязь работы по звуковой культуре речи и физического развития участников» 

                                                                                                                            Подготовила:

                                                                                                                     воспитатель средней гр №3

                                                                                                                  Голубева Валентина Петровна

                                                           Санкт-Петербург

                                                               2020- 2021 г                                

Актуальность.    

     Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином  данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

 Всё это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых – родителей и педагогов – помочь ему овладеть устной и письменной речью.

   Воспитание звуковой культурой речи – одно из основных задач развития речи дошкольного возраста. К ней относится: речепроизношения, которое включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а так же умение пользоваться двигательными  средствами выразительности (мимика и жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих взрослых, которые находятся вокруг него. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением

 Цель: Развивать звуковую культуру речи, учитывая потребности в двигательной активности.

 Задачи:

  1. Развивать подвижность речевого аппарата, выполняя артикуляционную гимнастику.
  2. Формировать понятие  «звук, слог».
  3. Развивать фонематический слух, выделяя звук, среди других звуков, слогов, слов.
  4. Развивать слуховую память, разучивая чистоговорки, стихи и загадки.
  5. Улучшать звукопроизношение, разучивая пальчиковую гимнастику.
  6. Закреплять произношение звуков, выполняя фонетическую зарядку.
  7. Развивать общие моторные движения с помощью речевых подвижных игр.

Этапы работы:

1 . Артикуляционная гимнастика.

2. Игры на развитие фонематического слуха.

3. Разучивание чистоговорок.

4. Выполнение пальчиковой гимнастики.

5. Выполнение фонетической зарядки.

6. Проведение подвижных игр, направленных на закрепление звукопроизношения.

 Практическая часть.

Артикуляционная гимнастика:

 _ «Иголочка лопата»

_ «Улыбка трубочка»

_ «Качели»

_ «Грибок»

_ «Горка»

_ «Чашечка»

_ «Вкусное варенье»

Пальчиковая гимнастика:

Солнышко, солнышко, золотое донышко    руки поднимаем вверх

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.            Сжимаем и разжимаем пальчики

Побежал в саду ручей                                 ладони соединить и показывать 

Прилетело сто грачей                                    волнообразные движения

И сугробы тают, тают.                                   Соединяем большие пальцы, 

И цветочки вырастают                                  изображаем крылья

                                                                           Руки соединяем и показываем вверх      

                                                                           цветок

Фонетическая зарядка:                                

_ ноги на ширине плеч, произносим звук (А) разводим руками в стороны (2-3раза)

_ ноги на ширине плеч, произносим звук (О), взмах руками в стороны (2-3р)

_ ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью, раскрываются и произносим звук (У)

_ ноги на ширине плеч, наклоны туловища влево вправо и на каждый наклон произносим звук (Ы)

 _ ноги слегка расставлены, руки внизу, наклон вперед и произносим звук (Г)

_ ноги на ширине плеч, наклон вперед, руки в стороны и произнести звук (Ш)

_ ноги слега расставлены, поднимаем руки вверх и раскачиваем, произносим звук (С)

_ ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кулаки барабанят по коленям, и произносят звук (Д)

_ ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, движение бокса и произносим звук (Т)

_ ноги на ширине плеч, руки делают моталочку и произносят звук (Р)

Фонетическая зарядка: «Начало, середина, конец»

Описание игры: участники стоят по кругу, педагог задаёт звук, например (Л), если звук в начале поднимаем руки, если звук в середине, руки в стороны, если звук в конце, руки опускаем вниз.

И.м .п. «Звуковой мяч»

Описание игры:

1 вариант: участники стоят по кругу, педагог в центре с мячом. Называет звук, тот, кто ловит, придумывает слово на заданный звук.

2 вариант: Педагог в центре, называет слово, тот, кто ловит, называет первый звук.

3 вариант: педагог в центре, задает задание – Придумайте слово, чтобы  слово заканчивалось на звук, например (С).

4 вариант: педагог в центре, называет слово, и задает вопрос, какой звук в конце?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Методическая разработка. Развитие речи: "Планирование работы по звуковой культуре речи ".

Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т.д.). В тоже время работа по звуковой культур...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...

Мастер-класс для воспитателей на тему: "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

В последние годы возросло количество детей с нарушениями речи. Поэтому именно сейчас, стало актуальным объяснить воспитателям и их помощникам-родителям из каких компонентов складывается правильная , ч...