Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
консультация по развитию речи

О важности театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников, цель и задачи проекта "Мы - артисты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность

как средство развития речи дошкольников

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

          Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

          Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

         Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как одну из  основных тем  своей деятельности я выбрала: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей».

          Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.   Дошкольники с  удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

            Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

           Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу,  пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.   Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

            Работая над проектом «Мы – артисты», я поняла, что  педагогу необходимы артистические качества, желание профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе.

          Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

          Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

      Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений.

     Сюда относятся артикуляционная гимнастика; упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса.  Таким   образом, театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей.

Цель проекта «Мы – артисты»: развитие связной, выразительной речи у детей через театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно.

Задачи:

•        учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

•        формировать грамматический, лексический строй речи;

•        развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

•        продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

•        продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

•        продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;

•        пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;

•        воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;

•        развивать мелкую моторику рук;

•        формировать умение воплощать услышанное в инсценировках;

•        создание и совершенствование развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающей развитие речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

В статье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игр используемых в театральной...

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

Статья " Театрализованная деятельность - как средство развития речи дошкольников" Авторы Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.

Работая с детьми более двадцати лет, отмечаем что уровень развития речи многих детей отстает от возрастной нормы. Ищем новые формы и методы развития речи детей, стремимся в игре вызвать речевую активн...

Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная деятельность-это …не просто игра!   Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих спосо...

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”. К.С.Станиславский...