Доклад на педсовете. Тема "Познавательно-речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС", 21.03.2019
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Материал содержит рекомендации для педагогов ДОУ по активизации речевых навыков ребенка в процессе различных видов деятельности, формулирует задачи познавательно речевого развития дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-rechevoe_razvitie_doshkolnikov_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 125.07 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№23 «АНТОШКА»
(АОУ ДЕТСКИЙ САД №23 «АНТОШКА»)
Доклад на педагогическом совете на тему:
«Познавательно-речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»
Подготовила воспитатель Веселова Е.В.
г. Долгопрудный
21.03.2019
«Познавательно-речевое развитие дошкольников
в соответствие с ФГОС»
Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном объеме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому развитию детей. А дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать проблемы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей дошкольников и развитие речи, умение общаться. Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающим он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности, в сфере общения. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.
Важнейшими задачами познавательно-речевого развития является:
1. Развитие мыслительной деятельности.
2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
3. Сенсорное развитие.
4. Формирование способности к активной умственной деятельности.
5. Знакомство с родным краем.
6. Становление речи.
Формы деятельности способствующие
познавательно-речевому развитию
1. Регламентированная образовательная деятельность.
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Речь самого педагога, которая имеет общую и воспитательную направленность. Работая с детьми мы должны помнить, что дети, проводящие большую часть времени в детском саду, общаясь с нами, учатся у нас многому, в том числе и культуре речи, воспринимают нашу речь, как образец. Поэтому следует говорить, не искажая звуков, не съедая окончаний. Четко произносить длинные и незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
Следует способствовать формированию представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и представлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака - это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Поэтому всегда следует дать четкие представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, из которых они сделаны, где, кем, для чего используются.
Развитие любознательности. Следует поддерживать любознательность детей, организуя наблюдения, в ходе которых доступным для понимания языком отвечаю на вопросы.
Сенсорное воспитание. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
Игра. Одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников. И если во время организованной образовательной деятельности дети получают знания, то во время игры они имеют возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. В течение дня следует задействовать все виды игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач. Это в первую очередь сюжетно-ролевые игры, которые способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. («Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье модной одежды», «Музей» и др.). С
помощью строительно-конструктивных игр расширяю знания о геометрических формах и пространственных отношениях, цвете, развиваю конструктивные способности детей. Особое место в познавательно речевом развитии занимают и дидактические игры, поскольку обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. И конечно игры-драматизации, которые способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Создание предметно-пространственной среды в соответствие с ФГОС.
«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Одним из важных условий при создании развивающей предметно-пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей»
Так как при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий правильно организованной предметно-пространственной средой познавательное и речевое развитие будет полноценным и эффективным.
Проектная деятельность является фундаментом для единого познавательно-речевого образовательного пространства для развития у детей дошкольного возраста, развития коммуникативных навыков.
Стремление к развитию осознанной и активной речи детей главная задача в дошкольном учреждении. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изо деятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В докладе сформулированы задачи, приведены основные направления, виды и формыобразовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию д...
Презентация к докладу"Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников а соответствии с ФГОС "
Презентация к докладу «Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
ПЕДСОВЕТ «Особенности речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. ...
Доклад для педсовета Тема: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Тема: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС» подготовила воспитатель: Карянова В.П.2017 год Речевое развитие – главный показате...
Доклад «Роль песочной терапии в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС»
Доклад «Роль песочной терапии в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС»...
Доклад «Роль песочной терапии в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС»
Доклад «Роль песочной терапии в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС»...