Консультация для родителей «Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?»
консультация
Почему же загадкам отводится такое огромное значение? Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление и, соответственно, помогают нам вырастить малыша интересным и умным человеком, причем совершенно непринужденно – играючи. Чтобы ребенок смог дать правильный ответ, он должен вспомнить: где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера. А значит, мыслительный процесс идет!
Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы (что? откуда? из чего сделано?), показывают разные грани предмета: то останавливают внимание на внешнем виде, то указывает на сущность, то на его назначение.
Педагоги-психологи установили, что обучение ребенка разгадыванию загадок можно начинать с трех лет. Но ведь, загадка есть не что иное, как вопрос, поэтому уже с самого маленького возраста загадывайте детям загадки.
Часто мамы и папы удивляются тому, что малыш не знает ответа на, казалось бы, такую легкую загадку, и торопятся ему подсказать. Не торопитесь! Лучше научите ребенка их отгадывать. Ведь правильно и самостоятельно найденный ответ – результат верного хода мыслей. К тому же, привыкая к готовым решениям, дети теряют интерес к предмету разговора.
Загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.
Вот как описывается солнце в одной из загадок:
«Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается,
А улыбка – лучи–
Очень даже горячи».
Эта загадка насыщена ощущениями, звуками, настроением. Она способствует воспитанию эстетических чувств у детей. А как развивает воображение! Такие загадки помогают по-другому взглянуть на самое обыкновенное в этом мире: солнышко, цветок, бабочку. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат. Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.
Чем больше загадок вы загадаете об одном предмете, тем более полно малыш его изучит.
Вот, например, загадки про лук:
• «Не бьет, не ругает, а плакать заставляет»
• «Зелененькая птичка в землю снесла яичко»
• «Сидит баба на грядках, вся в заплатках.
Кто ни взглянет, всяк плачет».
Первая загадка говорит о таком отличительном качестве лука, как его способности вызывать слезы, вторая о том, что он посажен в землю и растет особым образом, а третья – о его внешнем виде.
Сколько интересного узнает малыш! Ведь загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.
Попросите малыша загадать загадки вам. Тем самым вы потренируете его память и «проверите», насколько внимательно он вас слушал.
Вот так, используя загадку, вы легко и непринужденно научите своего малыша логически мыслить, искать решения, рассуждать, самостоятельно анализировать, чувствовать ритм. Поможете развить эстетическое и поэтическое чутье, память, воображение и речь.
Многие загадки обладают важным качеством. Они развивают чувство юмора. А еще ребятишки любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательные занятия.
Приступая к отбору загадок, необходимо, прежде всего, определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.
Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать, а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь.
При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок можно использовать такие приёмы, как наблюдение, рассматривание натуральных предметов, фотографий, кино- и видеофильмов, чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы, беседы на интересные детям темы, решение проблемных ситуаций.
Обучение детей придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например. Объект – ёжик.
- Ёжик - какой?
Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый.
- Что еще, кроме ёжика, бывает колючим?
- Ёлка, кактус, иголка...
- Что еще бывает круглым?
- Колобок, солнце, мяч…
- Что бывает маленьким?
- Муравей, мышка, паучок…
- Что еще бывает серым?
- Волк, мышь, заяц…
Выбирается по одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк. Получается загадка:
Колючий, а не ёлка.
Круглый, а не колобок.
Маленький, а не муравей.
Серый, а не волк. (Ответ: ёжик).
Чтобы работа по придумыванию загадок была увлекательной, загадку, которую придумает ребенок, взрослый должен отгадывать «с трудом» или «с ошибками». Такая совместная деятельность захватывает детей: им хочется сочинять загадки, которые взрослому трудно отгадать.
В заключении отметим, что не следует за один раз составлять больше четырех загадок. Главное – стремиться к максимально возможному пониманию ребенком своих загадок!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?
Подготовила воспитатель Цветкова З. Л.
Почему же загадкам отводится такое огромное значение? Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление и, соответственно, помогают нам вырастить малыша интересным и умным человеком, причем совершенно непринужденно – играючи. Чтобы ребенок смог дать правильный ответ, он должен вспомнить: где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера. А значит, мыслительный процесс идет!
Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы (что? откуда? из чего сделано?), показывают разные грани предмета: то останавливают внимание на внешнем виде, то указывает на сущность, то на его назначение.
Педагоги-психологи установили, что обучение ребенка разгадыванию загадок можно начинать с трех лет. Но ведь, загадка есть не что иное, как вопрос, поэтому уже с самого маленького возраста загадывайте детям загадки.
Часто мамы и папы удивляются тому, что малыш не знает ответа на, казалось бы, такую легкую загадку, и торопятся ему подсказать. Не торопитесь! Лучше научите ребенка их отгадывать. Ведь правильно и самостоятельно найденный ответ – результат верного хода мыслей. К тому же, привыкая к готовым решениям, дети теряют интерес к предмету разговора.
Загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.
Вот как описывается солнце в одной из загадок:
«Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается,
А улыбка – лучи–
Очень даже горячи».
Эта загадка насыщена ощущениями, звуками, настроением. Она способствует воспитанию эстетических чувств у детей. А как развивает воображение! Такие загадки помогают по-другому взглянуть на самое обыкновенное в этом мире: солнышко, цветок, бабочку. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат. Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.
Чем больше загадок вы загадаете об одном предмете, тем более полно малыш его изучит.
Вот, например, загадки про лук:
• «Не бьет, не ругает, а плакать заставляет»
• «Зелененькая птичка в землю снесла яичко»
• «Сидит баба на грядках, вся в заплатках.
Кто ни взглянет, всяк плачет».
Первая загадка говорит о таком отличительном качестве лука, как его способности вызывать слезы, вторая о том, что он посажен в землю и растет особым образом, а третья – о его внешнем виде.
Сколько интересного узнает малыш! Ведь загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.
Попросите малыша загадать загадки вам. Тем самым вы потренируете его память и «проверите», насколько внимательно он вас слушал.
Вот так, используя загадку, вы легко и непринужденно научите своего малыша логически мыслить, искать решения, рассуждать, самостоятельно анализировать, чувствовать ритм. Поможете развить эстетическое и поэтическое чутье, память, воображение и речь.
Многие загадки обладают важным качеством. Они развивают чувство юмора. А еще ребятишки любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательные занятия.
Приступая к отбору загадок, необходимо, прежде всего, определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.
Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать, а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь.
При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок можно использовать такие приёмы, как наблюдение, рассматривание натуральных предметов, фотографий, кино- и видеофильмов, чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы, беседы на интересные детям темы, решение проблемных ситуаций.
Обучение детей придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например. Объект – ёжик.
- Ёжик - какой?
Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый.
- Что еще, кроме ёжика, бывает колючим?
- Ёлка, кактус, иголка...
- Что еще бывает круглым?
- Колобок, солнце, мяч…
- Что бывает маленьким?
- Муравей, мышка, паучок…
- Что еще бывает серым?
- Волк, мышь, заяц…
Выбирается по одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк. Получается загадка:
Колючий, а не ёлка.
Круглый, а не колобок.
Маленький, а не муравей.
Серый, а не волк. (Ответ: ёжик).
Чтобы работа по придумыванию загадок была увлекательной, загадку, которую придумает ребенок, взрослый должен отгадывать «с трудом» или «с ошибками». Такая совместная деятельность захватывает детей: им хочется сочинять загадки, которые взрослому трудно отгадать.
В заключении отметим, что не следует за один раз составлять больше четырех загадок. Главное – стремиться к максимально возможному пониманию ребенком своих загадок!
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/25/picture-650562-1437846431.jpg)
консультация для родителей "Почему важно учить ребенка отгадывать загадки?"
Загадки - это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы: что? откуда? из чего сделано?, показывают разные грани предмета или объекта. Помимо того, что загадки способствуют активному развити...
Консультация для родителей "Почему полезно учить ребёнка играть в шахматы?"
Как отвлечь ребёнка от бесцельного сидения за компьютерными играми или небезопасного болтания по улицам? Один из лучших способов – научить его игре в шахматы! Эта удивительная, древнейшая игра доставл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-744486-1454254338.jpg)
Консультация для родителей: «Почему важно учить ребёнка играть в шахматы».
Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успе...
Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?
Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/27/picture-1025608-1522151719.jpg)
Консультация для родителей "Почему важно научить ребёнка одеваться самому"
Правила для родителей для обучения детей одеванию...