Картотека чистоговорок
картотека по развитию речи

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию.

Среди эффективных средств развития звуковой культуры действующее место принадлежит чистоговорки.

С их помощью педагог имеет возможность наладить произнесения дошкольником определенного звука или звукосочетания. Главное, заставить ребенка четко их артикулировать. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

 

В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал ;

Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;

Чистоговорки помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;

Чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;

Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных, в режимных моментах.

Воспитатели так же могут использовать чистоговорки и в закреплении материала, и в режимных моментах.

Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ны-ны-ны – оденем мы штаны, ни-ни-ни – куртку застегни, се-се-се – оденемся мы все и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека чистоговорок22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Звук /а/

А-а-а-шире ротик, детвора.

А-а-а-у меня болит нога.

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-дай трубу.

У-у-у-всех детей зову.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

И-и-и-хорошо сиди.

И-и-и-песенку тяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.

О-о-о-мне тепло.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба.

Бу-бу-бу – взяли мы трубу.

Бы-бы-бы – нет трубы.

Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.

Звуки /в, вь/

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву - я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /г, гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу - хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.

Ги-ги-ги – Машенька, беги.

Ги-ги-ги - за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звук /д/

Да-да-да - у меня вода.

Да-да-да - буду строить города.

Да-да-да - горяча вода.

Ды-ды-ды - нет воды.

Ды-ды-ды - на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду.

Ду-ду-ду - я по ягоды иду.

Ду-ду-ду - я по лугу иду.

Ду-ду-ду - в зоопарк иду.

До-до-до - там на дереве гнездо.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звуки /з, зь/

За-за-за – в огороде коза.

За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Зе-зе-зе - Зоя едет на Козе.

Зу-зу-зу - я яблоко грызу.

Зу-зу-зу - накормлю козу.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – язык длинный у козы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май.

Уй-уй-уй – ветер, дуй.

Ой-ой-ой – возьми меня с собой.

Ой-ой-ой - скачет заинька косой.

Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /к, кь/

Ка-ка-ка – бежит река.

Ко-ко-ко – вижу далеко.

Ку-ку-ку – кукушка на суку.

Ку-ку-ку - взяли дети по совку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.

Ак-ак-ак - расцветает мак.

Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ки-ки-ки - это кубики.

Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.

Звуки /л, ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ла-ла-ла - не забьете мне гола.

Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?

Ла-ла-ла - я малинник нашла.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу - купили пилу.

Лу-лу-лу - заведу юлу.

Ал-ал-ал – темный подвал.

Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал.

Ал-ал-ал - сказку дедушка читал.

Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол - начинается футбол.

Ул-ул-ул – новый стул.

Ул-ул-ул - ветерок подул.

Ул-ул-ул - зимний лес уснул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Ил-ил-ил - в барабан я бил.

Алка-алка – у Володи палка.

Олка-олка – у Володи иголка.

Улка-улка – у Володи булка.

Илка-илка – у Володи вилка.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /м, мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма - буду строить я дома.

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ма - ма - ма - вот пришла зима.

Ма - ма - ма - я поймал сома.

Му-му-му-молоко кому?

Ум-ум-ум - вот аквариум.

Мо-мо-мо-едим эскимо.

Ом-ом-ом - мы гулять идем.

Ом-ом-ом - это снежный ком.

Ом-ом-ом - слепим снежный дом.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы-мы-мы - дождались зимы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.

Звуки /н, нь/

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Он-он-он – телефон.

Ан-ан-ан – барабан.

Ан-ан-ан - мне купили барабан.

Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.

Ин-ин-ин – магазин.

Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /п, пь/

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп - варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /р, рь/

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра - во дворе гора.

Ра-ра-ра - в лес идти пора.

Ра-ра-ра - сад полить пора.

Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.

Ра-ра-ра - суп варить пора.

Ра-ра-ра - суп снимать пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

Ры-ры-ры - в камышах живут бобры.

Ры-ры-ры - любит Варечка шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ар-ар-ар – летит комар.

Ар-ар-ар - рядом синий шар.

Ар-ар-ар - улетает синий шар.

Ар-ар-ар - это красный шар.

Ар-ар-ар - над кастрюлей пар.

Ор-ор-ор – у Ромы топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у Ромы марка.

Орка-орка – крутая горка.

Урка-урка – кошка Мурка.

Ирка-ирка – у Иры дырка.

Ря-ря-ря – синие моря.

Ре-ре-ре – санки на горе.

Рю-рю-рю – репу я варю.

Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.

Рю-рю-рю - тебе песенку дарю.

Ри-ри-ри – горят фонари.

Ри-ри-ри - на рябину посмотри.

Ри-ри-ри - там расселись снегири.

Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.

Ри-ри-ри - на мартышек посмотри.

Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.

Арь-арь-арь – у меня букварь.

Орь-орь-орь – у Серёжи корь.

Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Звуки /с, сь/

Са-са-са – в окно летит оса.

Са-са-са - на траве роса.

Са-са-са - у меня коса.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

Са-са-са - в норе живет лиса.

Са-са-са - будку сделали для пса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Су-су-су - заплету косу.

Су-су-су - наточу косу.

Су-су-су - я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы - у сома усы.

Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы - у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – сено принеси.

Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /т, ть/

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ты-ты-ты - у куклы белые банты.

Ты-ты-ты - я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от - летит в небе самолет.

От-от-от - испугался серый кот.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – со мной не шути.

Ит-ит-ит - каша пшенная кипит.

Ить-ить-ить – я хочу пить.

Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

Звуки /х, хь/

Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ху-ху-ху – ели мы уху.

Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

Ух-ух-ух - развалился домик - бух!

Их-их-их – ветерок затих.

Ох-ох-ох – зеленый мох.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца.

Ца-ца-ца - дождик льется без конца.

Цу-цу-цу – не боюсь овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача.

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.

Чу-чу-чу - в самолете я лечу.

Чу-чу-чу - стать я летчиком хочу.

Чу-чу-чу - быстро всех домчу.

Чу-чу-чу - я колесами стучу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Ач-ач-ач – пришел врач.

Ач-ач-ач - подарил мне папа мяч.

Оч-оч-оч – скоро ночь.

Ич-ич-ич – красный кирпич.

Ич-ич-ич - из песка пекут кулич.

Уч-уч-уч – у меня ключ.

Уч-уч-уч - в небе много туч.

Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.

Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

Чок-чок-чок - вдруг упала на бочок.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша - вижу я в воде ерша.

Шу-шу-шу – помогите малышу.

Шу-шу-шу - я траву кошу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Ши-ши-ши - зашумели камыши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Аш-аш-аш - это котик наш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Щу-щу-щу - я сома тащу.

Щу-щу-щу - васильки ищу.

Ще-ще-ще – я в плаще.

Щи-щи-щи – мы ели щи.

Щи-щи-щи - осенью нужны плащи.

Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека чистоговорок и скороговорок

Предллагаю материал для речевого развития ребенка-дошкольника. Предложенная картотека может использоваться как часть занятия, так и в повседневной жизни...

Картотека чистоговорок

Для закрепления звукопроизношения в работе с детьми предлагаю использовать данную картотеку чистоговорок. Эти карточки с картинками и текстом будут интересны детям и удобны педагогу. Надо их тольк...

Картотека чистоговорок

Чистоговорки для развития речи...

Картотека чистоговорок, скороговорок, стихов

Картотека содержит чистоговорки, скороговорки и стихи для автоматизации, дифференциации  звуков....

Картотека чистоговорок, скороговорок

Картотека чистоговорок, чистоговорок...

Картотека чистоговорок на автоматизацию звуков [Л], [Р]

Речевой материал на автоматизацию и дифференциацию звуков [Л], [Р]....

Картотека чистоговорок

чистоговорки по лексическим темам...