Картотека речевых игр для дошкольников
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр для дошкольников
Задачи:
• Формирование эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
• Развитие фонематического слуха;
• Формирование грамматического строя речи;
• Активизация словарного запаса;
• Развитие инициативы
Уважаемые родители!
Предлагаем вам игры, в которые можно играть с детьми по дороге в магазин или на дачу, занимаясь домашними делами. Играть можно как большой компанией, так и вдвоем. Все эти игры направлены на активизацию и расширение словарного запаса, развитие речевого слуха. Богатый словарный запас поможет детям в школе писать изложения, пересказывать литературные произведения. У детей с развитым речевым слухом обычно не только грамотная устная речь, но и письменная, следовательно, игры на развитие речевого слуха являются профилактикой дизграфии.
Игра «Магазин»
Цель игры: Учить описывать предмет, не называя его; находить его существенные признаки; активизировать словарь.
Ход игры:
Игроки выбирают водящего-продавца (сначала лучше, чтоб продавцом был ребенок, а покупателем взрослый, чтобы у ребенка был образец описания.) Затем покупатели по очереди подходят к продавцу и начинают описывать нужный им предмет (он обязательно должен присутствовать в комнате).
Как только покупатель закончил описание предмета, продавец называет (отдает) описываемый предмет. После того, как все покупатели приобретут нужные вещи, происходит смена ролей.
Например: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» — говорит покупатель.
Варианты игры: если такая игра становится проста для ребенка, можно усложнить, договариваясь описывать предметы определенной группы (мебель, одежда, посуда, цветы и т. д.)
Игра «Скажи какой»
Цель игры: формировать умение согласовывать существительные с прилагательными.
Ход игры:
Водящий задает вопрос «Про что можно сказать?». Игрок (и) по очереди подбирают существительные. Игру можно проводить и без водящего (если играют 2-3 человека, тогда любой из игроков задает вопрос и все по очереди на него отвечают. Важно обращать внимание на окончание.
Например: Про что можно сказать «зеленый»? (огурец, крокодил, карандаш). Лягушка – ответ не верный, так как про нее мы говорим «зеленая», а не «зеленый».
Игра «Согласие – несогласие»
Цель игры: формировать умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Ход игры:
Взрослый говорит утверждение, ребенок его оспаривает и обосновывает свое мнение.
Например:
Взрослый: Сегодня будет дождь.
Ребенок: Нет, не будет, потому что небо чистое.
Взрослый: Все птицы улетают в теплые края.
Ребенок: Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Вариант игры: можно не менять утверждение после одного оспаривания, а продолжать дискуссию. В таком варианте каждый игрок обосновывает свою точку зрения.
Например:
Взрослый: это кошка
Ребенок: нет, это собака, она лает, а кошка мяучит.
Взрослый: нет, это кошка, она пушистая и спит на диване.
Ребенок: нет, это все-таки собака, ведь она грызет кости.
И так далее.
Игра «Подбери признак»
Цель игры: активизировать в речи прилагательные, формировать умение отвечать на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие».
Ход игры:
Ведущий называет существительное и задает вопрос. Игрок (и) по очереди подбирают прилагательные. Выигрывает тот, кто назовет больше прилагательных.
Например:
Солнце (какое) – яркое, ласковое, блестящее.
Облака (какие) – кучевые, пушистые, белые.
Белка (какая) — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное. Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.
Мяч (какой) — резиновый, круглый, большой, синий.
Игра «Подбери действия»
Цель игры: активизировать в речи глаголы, формировать умение отвечать на вопросы: «что делает?», «что делают?».
Ход игры:
Ведущий называет существительное и задает вопрос. Игрок (и) по очереди подбирают глаголы. Выигрывает тот, кто назовет больше глаголов.
Например:
Снег (что делает) – падает, ложится, тает.
Сосульки (что делают) – висят, капают, тают.
Листья (что делают) – распускаются, растут, зеленеют, опадают.
Игра «Скажи наоборот».
Цель игры: активизировать в речи антонимы
Ход игры:
Водящий и игрок по очереди называют противоположные по смыслу слова.
Например:
Слабый -… (сильный, пасмурно - … (солнечно, улыбаться - … (плакать, весело - … (грустно)
Игра «Скажи по-другому?»
Цель игры: активизировать в речи синонимы, расширять словарный запас.
Ход игры: игроки по очереди подбирают заданному слову слова похожие по смыслу. Выигрывает тот, кто больше слов подберет.
Например:
Метель (вьюга, буран, пурга).
Смешной (забавный, потешный, комичный).
Игра «Снежный ком»
Цель игры: активизировать словарный запас, закреплять обобщенные понятия.
Ход игры: игроки определяются с темой. Далее первый игрок называет слово, подходящее к заданной теме, второй игрок повторяет слово первого игрока и называет свое, следующий игрок называет первые два слова и добавляет свое и так далее. Выигрывает тот, кто дольше сможет продолжать цепочку.
Например: тема «мебель».
Первый игрок говорит: стул
Второй игрок: стул, стол
Третий игрок: стул, стол, кровать и так далее.
Игра «Цепочка слов»
Цель игры: развитие речевого слуха, активизация словарного запаса.
Ход игры: игроки по очереди называют слова на последнюю букву предыдущего.
Например:
Первый игрок говорит: «кошка». Это слово заканчивается на букву А, следующий игрок должен придумать слово на букву А, например «абрикос». В этом слове последняя буква С, следующее слово должно начинаться с нее и так далее.
Вариант игры: в начале игры обозначается тема. Например, «овощи». Слова можно называть только те, которые подходят к заданной теме.
Вариант игры: называть слово на последний звук предыдущего.
Например:
Первый игрок говорит слово «ком» (оно заканчивается на твердый звук м, второй игрок должен придумать слово, которое начинается на твердый звук м, например, «мост». Слова, начинающиеся на мягкий звук (например, «мишка») не принимаются.
Игра «Хлопни, если услышишь нужный звук»
Цель игры: развитие речевого слуха, внимания.
Ход игры: Взрослый называет определенный звук. Затем начинает называть разные слова. Ребенок внимательно слушает, услышав слово с заданным звуком, делает хлопок в ладоши.
Игра «Определи место звука в слове»
Цель игры: развитие речевого слуха, внимания.
Ход игры:
Взрослый называет определенный звук. Затем начинает называть слова с заданным звуком. Игрок (и) определяет (ют) место звука в слове (начало, середина или конец).
Например:
Взрослый говорит: «Сейчас я буду называть слова со звуком В, а ты слушай внимательно и постарайся определить, где находится звук В: в начале, в середине или в конце. Ворона (в начале, дрова (в середине, улов (в конце)».
Вариант игры: ребенку предлагается рассмотреть предметные картинки и разложить их так, чтобы в одной стопке оказались слова с заданным звуком в начале, в другой - в середине слова, а в третьей – в конце слова.
Игра «Подбери слово с заданным звуком».
Цель игры: развитие речевого слуха.
Ход игры: ведущий называет определенный звук и предлагает назвать слова с заданным звуком. Сначала заданный звук может стоять в любом месте слова. Затем взрослый обозначает место заданного звука в слове (в начале, в середине или в конце). Если задается согласный звук, сначала придумываются слова с твердым звуком, затем с мягким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевых игр для дошкольников
Развитие речи дошкольников...
Картотека речевых игр для дошкольников по лексическим темам.
Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и сам...
Картотека речевых игр с дошкольниками
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку....
Картотека речевых игр для дошкольников
Картотека речевых игр для дошкольников...
Картотека "Речевые игры для дошкольников"
Картотека "Речевые игры для дошкольников"...
Картотека .Речевые игры для дошкольников.
Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование гра...
Картотека речевых игр для дошкольников с ЗПР
В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры для того, чтобы учить детей с ЗПР правильно изменять слова, помогать запомнить трудные ...