Конспект ООД "В мире насекомых"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сюлаева Людмила Николаевна

Для детей группы компенсирующей направленности (ЗПР) от 5 до 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ООД "В мире насекомых"35.64 КБ

Предварительный просмотр:

   

Конспект основной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

в группе компенсирующей направленности для детей   от 5 до 6 лет

(задержка психического развития)

«В мире насекомых»

Выполнила:

Сюлаева Людмила Николаевна, учитель-дефектолог

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад № 37

города Кузнецка Пензенской области

         Цель ООД: обогатить знания детей об окружающем мире, о мире насекомых.

         Задачи:

Образовательные:

          -закреплять  представления о весне и её признаках;

- активизировать и обогащать атрибутивный словарь детей;

         - расширять знания детей о насекомых, их внешнем виде, особенностях.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, любознательность;

-развивать грамматический строй речи: образование уменьшительно-ласкательной формы существительного, подбор прилагательного к существительному, правильное употребление предложно-падежных форм;

         - развивать умение детей отвечать на вопросы, развивать связную устную речь;

         - способствовать развитию  мелкой моторики (пальчиковой)  и  координации  слова  с движениями;

         - развивать словесно-логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое внимание  детей. 

Воспитательные:

          - воспитывать  любовь  к  родной  природе;

- обогатить  детей  яркими  впечатлениями;

- воспитывать умение работать сообща, в коллективе детей.

Оборудование: стихотворный материал, презентация «Насекомые», офтальтренажёр, кубики с цифрами, разноцветные дорожки, тоннель, домик, поднос с бабочками.

Ход. 

Психологический настрой «Здравствуйте, ладошки» (дети сидят на ковре, выполняют речедвигательные упражнения):

Здравствуйте, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки: плюх-плюх-плюх.

Пухленькие щёчки: плюх-плюх-плюх.

Здравствуйте, губки

Здравствуйте, зубки

Здравствуй, мой носик: биб – биб - биб.

Здравствуйте, малышки, всем привет!

(дети сидят на ковре, выполняют речедвигательные упражнения).

Нам радостно с вами потому, что мы вместе. Пусть хорошее настроение будет с вами всегда! Дети, поднимайтесь, пожалуйста, проходите на цветочную поляну.

(дети садятся на большие  кубы).

Дыхательная гимнастика.

Дефектолог: Какой сегодня солнечный день! Как легко дышится на лесной полянке! Давайте глубоко вдохнем воздух через нос, плечи не поднимаем, щеки не надуваем и  выдохнем через рот.

(дети выполняют 3-5 раз).

Презентация «Насекомые».

 Дефектолог: Мы вместе сейчас расскажем сказку, а вернее, посмотрим.

 (во время просмотра строится диалог: вопрос дефектолога - ответ ребенка).

 Прошла холодная зима. Наступила …(весна). Природа стала пробуждаться от долгого сна. На ветках деревьях появляются …(почки), а из почек зелёные…(листочки). На проталинах видна первая…(травка). Прилетели из тёплых стран …(птицы). Вот и жители леса, луга проснулись весной.

- Кто-то уже торопится строить свой дом-муравейник. Это трудяга - …(муравей).

- А в траве зеленой тихо скачет по травинкам лихо.

 Весь в зеленом человечек шустрый маленький … (кузнечик)

- Добытчица меда уже над цветком. Это заботливая …(пчелка). Пожужжим, как пчела: ж-ж-ж.

- Пи-пи-пи-пищит…(комар), в темноте летая.

Обитателей её в темноте пугая. Позвеним, как комарики:з-з-з.

- Красненькие крылышки, чёрные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?.. (божья коровка).

- Как можно назвать всех жителей полянки одним словом?

Ответы детей: насекомые.

Дефектолог: Правильно, насекомые. Насекомых легко отличить от других животных по трем признакам. Давайте, дети, вспомним, каким?  

Ответы детей: у насекомых всегда 3 пары ног, то есть 6 ножек. У большинства насекомых есть крылья. Тело разделено на три части - голова, грудь, брюшко.

Дефектолог: Предлагаю выбрать только картинки насекомых. Вы находите нужную карточку и ставите в кармашек.

(на столе  лежат картинки животных, насекомых, птиц).

Дефектолог: Молодцы, дети! Но сказка наша не закончилась. Зимушка-зима убаюкала песенкой и засыпала домик бабочки. Без нашей помощи ей не проснуться. Готовы помочь бабочке?

Ответы детей.

Дефектолог: Наденем рюкзаки и в путь!

Динамическая пауза.

Мы шагаем по дорожке,

Дружно хлопаем в ладошки.

Поднимаем ручки к солнышку и к тучке.

А теперь смелей, смелей

Перепрыгнем мы ручей.

Дефектолог: Устали наши ножки, сделаем привал. Располагайтесь поудобнее.

Перед вами картинки: помогите насекомым добраться до предмета. Мы будем двигаться по дорожкам пальчиками сначала правой руки, затем левой.

- Максим поможет жукам дойти до леса, « шагая» одновременно двумя пальцами. У каждого пальчика своя дорожка.

- Егор будет вместе с бабочкой порхать с цветка на цветок сначала одним пальчиком, двумя, потом пятью пальчиками.

- Аделина поможет муравьишке доползти до муравейника поочередно каждым пальчиком, используя офтальтренажёр.

- Ваня, как кузнечик, перепрыгивает с кочки на кочку «прошагает» сразу тремя пальчиками.

Дефектолог: Молодцы, каждый справился со своим заданием.

Лото «Полянка чисел».

    Дефектолог: А на этой полянке предлагаю поиграть в лото чисел. Каждый выбирает кубик с цифрой. Цвет кубика означает соответствующую дорожку.

- Егор, отложи на синей дорожке соответствующее число.

(дети поочередно выполняют задание).

Дефектолог: Посмотрите, дети, вдали я вижу красивый дом. Но добраться до него  можно только через тоннель. Справимся? Помните, что двигаться надо друг за другом, не торопясь, опустив голову и прогнув спинку.

( дети проползают по тоннелю).

Дефектолог: Вот и дом. Кто же здесь живёт? Давайте заглянем в окно. Дети, здесь бабочка, да не одна (дефектолог достаёт из домика поднос с бабочками). Дети, какие бабочки?

Ответы детей: спящие, холодные, грустные, маленькие.  

Дефектолог: Давайте разбудим их. Вспомните, какие звуки издают насекомые. Как шумно на цветочной поляне!

(дети имитируют звуки насекомых).

Итог ООД:

Дефектолог:  Дети, о ком мы говорили сегодня? (о насекомых)

Какие признаки всех насекомых вы знаете? (у насекомых всегда 6 ножек, есть крылья, тело разделено на три части - голова, грудь, брюшко).

Что необходимо для роста и развития? (тепло, вода, свет).

- Молодцы, все были активные и любознательные!

Использованная литература:

1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

3.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме: «В мире насекомых».

Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего окружения». Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики, стрекозы, пчелы. Мы привыкли к их присутствию и почти п...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых»

Государственное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениеДЕТСКИЙ САД №41комбинированного видаКрасногвардейского районаСанкт – Петербурга Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим миром...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых»

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим миром«В мире насекомых»Цель: расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.Задачи: Образовательные: уточ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых»

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим миром«В мире насекомых»Цель: расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.Образовательные: уточнить зна...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «В мире насекомых»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «В мире насекомых»...

Конспект занятия по окружающему миру В средней группе по теме: «В мире насекомых».

Задачи:Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.Развивающие:...