Информационная карта проекта "Раз словечко, два словечко".
проект по развитию речи (старшая группа)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Байр»
359010, Республика Калмыкия,
Яшалтинский район, с. Яшалта, ул.Ленина,8
8 (847 45)91230
e-mail: fa.s.67@mail.ru
http://yashaltabair.kalm.prosadiki.ru/
Информационная карта проекта
«Раз словечко, два словечко»
- Автор проекта: учитель-дефектолог Куркина А. А.;
- Тип проекта: творческий;
- Участники проекта: воспитанники старших групп;
- Продолжительность проекта: долгосрочный;
- Актуальность реализации проекта:
Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также средств и форм осуществления данной работы педагогами.
- Цель проекта: Стимулирование речевого развития, повышение речевой активности воспитанников, побуждение к общению.
- Задачи проекта:
* Создать условия для социализации личности каждого воспитанника,
* Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
* Формировать общие речевые навыки;
* Побуждать повторять новые слова, договаривать фразу;
* Формировать грамматический строй речи;
* Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
*Создать предметно – развивающую среду в условиях группы;
*Создание коллективной копилки словарей:
- «Упрямые слова» (неизменяемые )
- «Слова-друзья» (синонимы)
- «Слова наоборот» (антонимы)
- «Слова-близнецы» (паронимы);
- Предполагаемый результат реализации проекта:
- Дети пользуются фразой, используют речь для выражения просьб, желаний, участвуют в диалоге, расширено понимание обращенной речи, развита речевая активность;
- Разработан тематический план по лексическим темам и реализован в течении учебного года;
- Родители владеют информацией о речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, используют рекомендации в работе с детьми по лексическим темам в домашних условиях.
- Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (сентябрь – октябрь):
- Анкетирование родителей воспитанников средних групп с целью выявления проблемных вопросов речевого развития детей;
- Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп;
- Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых проблемах детей и способах их устранения;
- Подбор методической литературы по практической логопедии в работе с дошкольниками;
- Презентация: информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Раз словечко, два словечко»;
- Подбор и изучение методической литературы, подбор материала (дидактические игры и упражнения);
Учитель-дефектолог совместно с воспитателями старших групп определили дидактические игры, необходимые для реализации проекта.
Первый этап проходил параллельно с изучением лексических тем осенней тематики.
Дети вместе с учителем-дефектологом познакомились и закрепили родственные слова к понятиям «Гриб», «Дерево», «Лист», «Дождь», « Сад», «Огород».
Воспитанники совместно с учителем-дефектологом и воспитателями создали « Копилку слов». Она включает разделы:
- «Как появились слова»,
- «Какие бывают слова»,
- «Слова-предметы»,
- «Слова-действия»,
- «Слова-признаки».
- Организационный:
Месяц | Тематические мероприятия | Цели |
Ноябрь | 1.Проведение всех типов занятий - Опыт «Как появились слова?»; - Опыт «Кто больше назовет слов» (на каждое слово - фишка); - «Слова – предметы»; - Разучивание стихотворения «У меня есть…» (речь - движение); - «Слова – признаки»; - Чтение и пересказ логосказки «Живой букет» А. Ягодаровой; 2.Консультация для родителей «Умение слышать слово»; 3.Памятка для родителей «Как правильно сделать книжку-малышку?»; 4.Совместная работа с детьми: панно по циклу занятий на тему осень; 5.Консультация для педагогов «Семантический компонент». |
|
Декабрь | 1.Проведение всех типов занятий - «Слова-действия»; - Разучивание стихотворения «Мой братишка» (речь-движение); - Чтение и пересказ логосказки «Шустрик в лесу» с опорой на пиктограммы; - «Предлоги»; - Демонстрация игровой и звуковой презентации «Маленькие слова»; - Чтение и пересказ логосказки «Догонялка» Т.Шуйской с опорой на пиктограммы; 2.Папка-передвижка «Будьте вместе с ребенком»; 3.Консультация для педагогов «Копилка слов». |
|
Январь | 1.Проведение всех типов занятий - Уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы слов; - Звуковая игровая презентация «Слова-малышки» «Слова-великаны»; - Дидактические игры «Малыши и великаны», «В гости к гномам»; - Чтение и пересказ логосказки «Два брата» с опорой на пиктограммы. |
|
Февраль | 1.Проведение всех типов занятий - «Слова наоборот» (антонимы); - Звуковая игровая презентация «Антонимы»; - Логосказка «Длинный и короткий антонимы», «Слова приятели» (синонимы); - Звуковая игровая презентация «Синонимы»; - Речевые дидактические игры «Все наоборот»; 2.Папка-передвижка для родителей «Влияние добрых слов на человека». |
|
Март | 1.Проведение всех типов занятий - «Многозначные слова»; - Презентация игровая «Многозначные слова»; 2.Консультация для родителей «Ребенок учится родному языку»; |
|
Апрель | 1.Проведение всех типов занятий - Родственные слова «Семейка слов»; - Презентация звуковая и игровая «Семейка слов»; - Чтение и пересказ по ролям логосказки « Про посуду», «Чудесный ручеек» Т.Шуйская; 2.Консультация для родителей «Как относиться к речевым ошибкам детей?»; 3. Досуг с родителями «Мой дружок - мой весёлый язычок»; 4.Презентация «Копилки слов»; 5.Проведение речевых игр с родителями и детьми. |
|
План-график мероприятий:
- Викторина «Слово на ладошке"
Цель:
- развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования;
- активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение;
- развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования в свободной речи;
- закрепление пройденного материала в игровой форме;
Ответственные: учитель-дефектолог; воспитатели подготовительных групп
Дата проведения: 19-21 января 2021 г.
- Чтение логосказки «Баба-Яга» и пересказ по ролям ( по мотивам сказки А.Афанасьева)»
Цель:
- познакомить детей с понятиями «Слова наоборот», учить подбирать слова противоположные по смыслу;
- продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами;
- активизировать и обогатить словарный запас детей словами с разнообразными смысловыми оттенками;
- познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу;
Ответственный: учитель-дефектолог;
Дата проведения: 16-18 февраля 2021 г.
- Презентация родителями альбома о многозначных словах – омонимах
Цель:
- познакомить детей с понятиями «многозначные слова» (разные предметы, явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковое название);
- развивать умение давать описательную характеристику предмета (учить находить «главные» и «второстепенные» признаки);
- активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение;
Ответственные: учитель-дефектолог; родители воспитанников старших групп
Дата проведения: 22-26 марта 2021 г.
- Итоговый
- Консультация с родителями «Как относиться к речевым ошибкам детей?»;
- Презентация «Игры своими руками» (представление родителями книжек-малышек вместе с детьми);
- Досуг для детей и родителей «Мой дружок - мой весёлый язычок»;
- Презентация детьми и родителями «Копилки слов» .
Продукт проекта:
- Методические материалы:
папки – передвижки «Быть вместе с ребенком»; «Умение слышать слово»; «Как относиться к речевым ошибкам детей?»;
- Игра «Слова наоборот» – антонимы,
игра-пазлы «Слова наоборот» – антонимы,
игра «Слова – близнецы» – омонимы.
- Создание совместно с детьми и родителями «Копилки слов»;
- Памятка «Создаем книжку-малышку»;
- Картотека игр со словами – синонимами, антонимами, омонимами;
- Книжки – малышки, набор карточек «Семейки слов»;
- Подборка игровых презентаций на расширение словаря словами – синонимами, антонимами, «словами - малышами и словами-великанами»;
- Панно «Осень» из ватных дисков - итог коллективной работы с детьми в процессе моделирования семантического поля и поиска родственных слов к понятиям «Гриб», «Дерево», «Лист», «Дождь», « Сад», «Огород»;
- Подборка логосказок на закрепление и активизацию всех категорий слов.
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта: «Раз словечко, два словечко» удалось достичь:
- повышения уровня языкового развития детей;
- правильного и осознанного употребления детьми слов различных категорий;
- умение анализировать и сопоставлять слова, вникать в его смысловую сторону;
- умение использовать в речи синонимы, антонимы, многозначные слова;
- умение образовывать слова с уменьшительным и увеличительным значением;
- положительной эмоциональной обстановки;
- пополнилось методическое и дидактическое оснащение группы.
Проект не только помог детям познакомиться с многообразием слов русского языка, повысить уровень языкового развития детей, но и заинтересовал родителей, которые приняли активное участие в его реализации.
- Литература:
1. Л. М. Козырева. «Развитие речи детей 5-6 лет». Москва 2017 год.
2. С. В. Леснина. Индивидуальное развитие детей в доу. Волгоград. 2015 год.
3. Н. А Лукина. «Научи меня слышать». Санкт-Петербург «Паритет» 2013 год.
4. И. В. Ткаченко «Играю значит живу» Дрофа Москва 2018 год.
5. Н. Е Веракса. А. Н Веракса «Развитие ребенка в дошкольном возрасте» Мозаика- Синтез Москва 2016 год.
6. А. И Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье» Мозаика-Синтез Москва 2016 г.
7. Журнал «Уроки логопеда» - Пальчиковые игры. Издательство – Стрекоза.
8. Журнал «Уроки логопеда» Учимся говорить правильно» Издательство – Стрекоза.
9. О. Александрова «Развиваем память, внимание, речь». ООО «Издательство «Эксмо», 2019 год.
10. В. В Гербова «Развитие речи в старшей группе» Москва 2015 год.
11. Интернет – ресурсы. Сайты : маам. ру; дошколенок. ру, педпортал, дефектология про, инфоурок, открытое образование, логопед. Мерсибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО
СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»
Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."
Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"
В статье представлены рекомендации для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."
На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Представленная ...

Проект "Раз словечко, два словечко ..."
Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...