Рекомендации для педагогов по развитию речи младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)
В последние годы увеличилось количество детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Это обусловлено разными факторами, в частности, плохой экологической обстановкой, поздним поступлением детей в дошкольные учреждения и т.д. Хорошая речь ребенка – залог своевременного развития всех психических процессов и успешного обучения. Любая задержка речевого развития провоцирует задержку психического развития в целом. Бедный словарный запас затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, что провоцирует агрессивность и занижение самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 346.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
В последние годы увеличилось количество детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Это обусловлено разными факторами, в частности, плохой экологической обстановкой, поздним поступлением детей в дошкольные учреждения и т.д. Хорошая речь ребенка – залог своевременного развития всех психических процессов и успешного обучения. Любая задержка речевого развития провоцирует задержку психического развития в целом. Бедный словарный запас затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, что провоцирует агрессивность и занижение самооценки
- Решение каких задач может обеспечить высокий уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста?
- Развитие понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения ребенка
- Организация речевой среды, вовлечение в диалог
- Чтение и рассказывание произведений художественной литературы
- Развитие артикуляционного аппарата
- Пение потешек, песенок
- Общее физическое развитие ребенка
- Закаливающие процедуры для полости рта, кистей рук и ступней ног
- Развитие мелкой моторики
- И т.д.
- Что может сделать воспитатель для успешного речевого развития воспитанников?
- Создание спокойной доброжелательной атмосферы в группе – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми
- Искреннее уважение личности каждого ребенка – ребенку важно чувствовать, что его старания замечены, не остаются без внимания
- Целенаправленная работа воспитателя с детьми вне занятий - подвижные игры с текстом, хороводы, дидактические и настольно-печатные игры, игры-драматизации, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы
- Использование потешек, песенок, стихотворений во время режимных моментов («Водичка, водичка», «Про девочку, которая плохо кушала», и.т.п.)
- Использование художественного слова при организации сюжетно-ролевых игр
- Использование в изобразительной деятельности самых разнообразных, нестандартных материалов
- Создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие мелкой моторики детей
- И т. д.
- Высоких результатов развития речи детей невозможно достичь без целенаправленной работы с семьями воспитанников:
- Анкетирование (получение информации о характере общения с ребенком дома, о готовности сотрудничать с воспитателями в работе по развитию речи малышей и т.п.)
- Консультации (как разучивать стихи и читать книги, рассказывать сказки и т.п.)
- Беседы (о роли чтения перед сном, походов с детьми в театр и т.п.)
- Семинары-практикумы (обучение пальчиковым играм и др.)
- Конкурсы («Сказки рядышком живут», поделок из природных материалов и т.д.)
- Родительские собрания
- Вовлечение родителей в совместную с детьми театрализованную деятельность на праздниках
- Для успешного развития речи нужно активно использовать театрализованную деятельность как:
- Средство эмоционального развития (знакомство с чувствами и настроением героев)
- Средство непосредственно речевого развития (совершенствование диалогической и монологической речи, освоение выразительности речи)
- Средство самовыражения и самореализации детей (желание быть в той или иной роли и пребывание в ней всегда создает ситуацию успеха у ребенка)
- Средство развития мелкой моторики (изображение животных, птиц, предметов, пальчиковый театр)
- Формирование речи ребенка непосредственно связано с его сенсорным развитием органов чувств и восприятия. Знакомясь с цветом, формой и величиной в различных дидактических играх ребенок обогащает свой словарный запас, музыкальный слух.
- Дидактические игры и упражнений, которые можно использовать в работе не только во время занятий, но и при организации свободной деятельности с детьми:
- Разные виды театра – пальчиковый, масок, кукольный, варежковый, теневой и т.д.
- Упражнения и этюды на развитие эмоциональной сферы – встреча, ссора, беседа по телефону и др.
- Игры на превращения в кого-либо или что-либо
- Игры-упражнения на развитие речевого дыхания (мыльные пузыри, забей гол, самолетик и т.д.)
- Артикуляционная гимнастика (зарядка для губ, языка)
- Игры и упражнения на свободу звучания (колыбель, большой зуб, колокольчик и др.)
- Игры и упражнения на опору дыхания (птичий двор, дрессированные собачки и др.)
- Игры на расширение диапазона голоса (самолет, чудо-лесенка и др.)
- Творческие игры со словами («Вкусные слова», «Вопрос – ответ», «Сочини сказку» и др.)
- Скороговорки, потешки
- И так далее...
Кропотливая работа по развитию речи воспитанников даст положительный результат
Методики, используемые для педагогического обследования речи детей 3-4 лет
№ | Вопросы, задания, игры | Материал | Сформированы | На стадии формирования | Не сформированы |
1 | Согласование существительных с прилагательными и числительными, образование существительных по аналогии | Гербова В.В. «Учусь говорить», приложение, стр.150. Сюжетные картинки: кошка с котятами, собака со щенками. Иллюстрации с животными | Правильно заканчивают предложение | Допускают 1-3 ошибки, при указании исправляют | Допускают ошибки во всех заданиях |
2 | Употребление предложений с однородными членами | Коробка с детской столовой и чайной посудой. Иллюстрация «Дети играют в песочнице» | Отвечают на вопросы: «В коробке лежат чашки, сковородки, тарелки…», «У детей много игрушек – флажков, машин, формочек…» | Допускают ошибки, после указания взрослого исправляют | Не справляются с заданием |
3 | Умение отвечать на вопросы воспитателя | Машина, кукла, мяч | Правильно отвечают на поставленные вопросы | Отвечают на вопросы после образца воспитателя | Не понимают, не отвечают на вопросы |
4 | Повторение рассказа за воспитателем по сюжетной картинке | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во 2 младшей группе», вкладыши с иллюстрациями | Повторяют рассказ воспитателя | Повторяют, опуская незначительные события, дополняют после указаний воспитателя | Не справляются с заданием |
5 | Чтение стихотворений | Самостоятельно читает стихотворение | Читает с помощью воспитателя | Не выполняет задание | |
6 | Узнавание сказкок | Книги со сказками «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Лиса и заяц» и др. | Узнают и называют книги и их героев | Выполняют задание с помощью взрослого | Не справляются с заданием |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста"
В материале представлены советы для родителей по развитию речи дошкольников....

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"...

Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....

Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"
Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. В современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценн...

Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"
laquo;Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста".
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...