Проект по речевому развитию
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Колобок» г. Ртищево Саратовской области
Проект по речевому развитию в подготовительной группе
«Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Воспитатели:
Гусева О.Н.
Демьянова Ю.С.
г.Ртищево
Проект по речевому развитию в подготовительной группе
«Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Актуальность
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Цель – развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи:
- Формировать интерес к художественной литературе.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
- Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
- Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
- Развивать творческие способности у детей.
- Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Методы работы:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- практический метод.
Формы работы:
- НОД;
- чтение художественной литературы;
- театрализованная деятельность и праздники;
- игры;
- разные формы бесед;
- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- экскурсии;
- взаимодействие с семьей.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Сроки проведения проекта: с 05.10.2020-05.02.2021.
Прогнозируемый результат:
1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.
2. Участвуют в театрализованных постановках сказок.
3. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.
4. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.
5. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.
6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.
План реализации проекта:
1-й этап – подготовительный
- Провести вводную диагностику по речевому развитию.
- Подобрать и изучить методическую литературу.
- Составить план по реализации проекта.
- Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения, пересказывания, заучивания.
- Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.
- Создание картотеки игр на развитие связной речи
2-й этап – деятельный
Беседы:
1. «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.
2. «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке.
3. Беседа по сказке «Хаврошечка» – помочь детям вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.
4. «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей, прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке», беседа по сказке.
5. «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких – отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.
6. «Беседа о творчестве К. И. Чуковского» – помочь детям вспомнить и назвать сказки К. И. Чуковского.
7. «Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из личного опыта.
Непосредственно образовательная деятельность:
- «По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки, используя чувство рифмы.
- «Русские народные сказки» - знать отличительные особенности русских народных сказок.
- Рассказывание русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение воспринимать образное содержание произведения, развивать поэтический слух.
- Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» - развивать память и речь детей.
- Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» - развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.
- Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» - развивать способность к целостному восприятию сказки.
- Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» - формировать умение пересказывать литературный текст.
- Русская народная сказка «Хаврошечка» – совершенствовать диалогическую форму речи.
- Малые фольклорные формы – продолжать знакомиться с малыми фольклорными формами.
- «По сказкам К. И. Чуковского» – совершенствовать выразительноедекламирование отрывков произведений, используя интонационные средства.
- Пересказ сказки «У страха глаза велики» - формировать умение пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений.
- Рассказывание сказок, составленных вместе с родителями, для книги «Новогодние приключения».
Творческие работы:
1. Рисование «Мой любимый сказочный герой» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.
2. Конструирование с аппликацией «Книжка-малышка по сказкам» – формировать умение работать всем вместе, прививать интерес к русским народным сказкам,зарубежным и авторским.
3. Аппликация «Цветик-семицветик» – формировать умение вырезать лепестки одинаковой формы и величины из бумаги, сложенной гармошкой.
4. Лепка ёжика по рассказу М. Пришвина «Ёж» - формировать умение точно передавать пропорции частей тела ёжика, передавать мелкие детали.
Развлечение:
1. Театрализованная постановка русской народной сказки «Теремок» – развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.
2. КВН «Узнай и назови сказку по первым строкам» – развивать память, внимательность, чувство товарищества.
3. «Узнай сказочного героя по его песенке» – развивать музыкальный слух, память.
Работа с родителями:
1. Консультации:
- «Первые книги ребёнка»;
- «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;
- «Рецепты составления домашней библиотеки»;
- Памятка по приобщению дошкольников к чтению.
3-й этап – заключительный
1. Итоговое занятие-викторина «Умные непоседы».
2. Заключительный этап диагностики.
При реализации данного проекта получены следующие выводы:
Ожидаемые результаты подтвердились:
У детей:
1. Сформировался интерес к художественной литературе.
2. Дети начали различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).
3. Расширился и активизировался словарный запас детей.
4. Появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя.
5. Улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации.
6. Заметно возрос интерес к поэтическому слову.
7. Сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.
8. Дети с удовольствием начали участвовать в инсценировках сказок.
9. Воспитанники стали более общительными, у них отмечено увеличение употребления полных предложений в речи, украшенных эпитетами, сравнениями, метафорами.
10. Повысилась познавательная способность, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному.
11. Сформировалась способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
12. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
У родителей:
Родители заинтересовались проблемой недостаточного чтения для детей и постарались заполнить этот пробел. Родители отметили, что благодаря участию в проекте они стали больше времени проводить с детьми.
Вся проведенная работа была активно использована в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.
Дидактические игры:
- «Кто больше слов скажет» – называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
- «Придумай рассказ» – учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
- «Скажи точнее» – развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
- «Цепочка слов» – подбор слов-существительных и прилагательных, характеризующих в своём объединении какой-либо объект сходными качественными признаками.
- «Живые слова» – составлять предложения по структурной схеме.
Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению:
1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.
2. Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.
3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.
4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.
5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.
6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.
7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.
8. Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки, детские стихи с повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.
9. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, размышляйте вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по речевому развитию в средней группе на тему «Весна - Красна, в гости к нам пришла!» Автор проекта : воспитатель Полунина Е. В.
Данный проект направлен на формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности. закрепление представлений детей о времени года «весна»; воспитывать бережное отношение к пробуждению приро...
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...
Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Речевые чудеса. Фразеологизмы».
Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста проводят огромную работу над формированием и совершенствованием лексико-грамматических категорий у своих воспитанников.В течение всего времени обучен...
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи»
Любовь к чтению книг необходимо развивать с раннего возраста, необходимо вырабатывать в ребенке интерес к слушанию произведений....
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи через ЧХЛ»
Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.Продолжительность проекта: сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет...