Консультация для педагогов на пед. часе "Влияние усного народного творчества на развитие речи детей"
консультация по развитию речи (младшая группа)
В данной консультации для педагогов ДОУ представлен материал для развития выразительности речи детей младшего дошкольного возраста , используя произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов | 341.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Начало искусства слова - в фольклоре» М. Горький Речь является важнейшим средством развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. « Мудрость предков – зеркало для потомков» К.Д. Ушинский
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка . Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички , потешки , прибаутки , песенки, скороговорки , пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Основные задачи развития речи детей Воспитание звуковой культуры речи Обогащение и активизация словаря Формирование грамматического строя речи Важнейшим источником развития детской речи и её выразительности являются - произведения устного народного творчества (фольклор).
Малые формы фольклора помогают «выломать язык ребёнка на русский лад» К.Д. Ушинский «Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.» А.М. Горький
Что такое устное народное творчество? « Устное» – передавалось «из уст в уста», так как раньше не записывалось. « Народное» – создано народом : русским, белорусским,. « Творчество»- это когда что-то придумывают, творят
Устное народное творчество Фольклор - устное народное творчество folk – народ, lore - знание ,мудрость Народный театр былины бывальщина легенды предания сказки заклички считалки загадки поговорки пословицы песни игры колыбельные прибаутки
Колыбельные песни С самого раннего возраста ребёнок знакомится с устным народным творчеством. Это колыбельные песни в которых посредством прекрасных и доступных образов мать рассказывает ребёнку о том, что в родном доме его ждёт тепло и любовь, что мир может быть добрым и злым, что существует мера всему, «граница», край; как в этом мире жить и творить. Спи, моя радость, усни. О баю, баю, баю, Не ложися на краю, Придет серенький волчек , Он укусит за бочек, И потащит во лесок.
Пестушка Короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца . Пестушкой сопровождают движения ребенка , действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни . Потягушеньки , Порастушеньки , В ножки — ходушеньки . В роток — говорок, А в голову — разумок Водичка-водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!
Потешки Потешка — это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей. Потешка не только развлекает, но и развивает малыша. Она учит понимать человеческую речь и соотносить слова и действия. Родитель вместе с малышом проговаривают потешку , при этом выполняют определенные действия и жесты, упоминающиеся в потешке . Сорока-ворона Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он в лес не ходил, Дров не рубил, Воду не носил, Печь не топил, — Нет тебе кашки! Зайчик серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок ! Идет коза рогатая, Идет коза бодатая , За малыми ребятами, За малыми ребятами. Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт — Забодает, забодает, забодает!
Прибаутки Стихотворение , похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет , как поссорился кот с кошкой . Петя –Петя –Петушок Петя – красный гребешок, По дорожке он пошел И копеечку нашел. Купил себе сапожки, А курочке- сережки! Ай, лады-лады-лады, Начерпал медведь воды Целое корытце, Захотел помыться! Надо, надо чистым быть, Чистым по лесу ходить!
Заклички Короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла . Народ обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы . Разговоры с природой были ласковыми и приветливыми .
Приговорки Коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам , домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку . Котя , котя , воробей, Вылей воду из ушей — Из правого, из левого. Дам тебе копейку — Серебряную, Позолоченную, Расколоченную! Высеку талИнку * На правую спинку, На левое плечо, Разгорелось горячо! Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! С помощью приговорки спрашивают у кукушки , сколько лет жить . Кукушка, кукушечка Серая рябушечка . Покупай в лесу “ Ку - ку ” Сколько лет я проживу?
Приметы Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой ... Солнце красно заходит за лес – к колючему ветру
Сказки В сказках предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям. Сказка помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость .
Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки - своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать и отца.
Чем отличается пословица от поговорки Пословица – это грамматически законченное высказывание, основанное на выраженной в форме поучения народной мудрости. Пословица – это всегда законченное предложение, в то время как поговорка – краткое высказывание, не образующее предложения. Лучше синица в руках, чем журавль в небе (самостоятельный оконченный афоризм – пословица); Собака на сене (коротенький фразеологизм, может быть составной частью целого предложения: Она ведёт себя как собака на сене: и сама не ест, и другим не даёт!). ( поговорка)
Поговорка напротив может вовсе не содержать никакого назидания, а просто юмористически отражать действительность. Купить кота в мешке (поговорка юмористического характера, указывающая на то, что предмет покупки неизвестен и неоправдан). В пословице житейская мудрость выражена в поучительной, побудительной форме. Любишь кататься – люби и саночки возить (мораль этой пословицы: если любишь весело отдыхать и получать удовольствие, прежде нужно хорошенько поработать);
Зачастую поговорка выделяется из полноценного фольклорного произведения, например из басни или пословицы, как его составная часть, и, впоследствии, обретает свою собственную жизнь, передаваясь из уст в уста. Я не буду помогать! Ты сам заварил эту кашу! (поговорка, отделившаяся от пословицы). Сам заварил кашу – сам её и расхлёбывай (пословица, которая учит нас самостоятельно решать свои проблемы и не надеяться на помощь со стороны);
Пословица содержит мораль и вывод, а поговорка их не имеет . Работа не волк – в лес не убежит (вывод: значит, можно не спешить её выполнять, всему своё время); Легка на помине (нет окончательного вывода). Происхождение этой поговорки имеет некоторые мистические корни и уходит вглубь веков. Древние люди были суеверны и верили в различные поверья. Например, они страшно боялись произносить слово «черт», ведь нечистая сила могла появиться в тот же миг. Более реальным было появление волков, нападающих на домашний скот. Думать и произносить что-либо связанное со словом «волк» запрещалось. Так вот, поговорка изначально так и звучала: «Лёгок волк на помине». Опускаем слово «волк» (вдруг сейчас появится), получаем укороченное выражение – «легок на помине». Произносить слово «волк» никому уже не страшно. Однако все равно никто не произносит пословицу в первозданном виде «легок волк на помине».
Пословица часто имеет рифму и ритм, а поговорка просто придает эмоциональную окраску к сказанному. Бой красен мужеством, а приятель — дружеством (пословица); Соловьём поёт, заливается! (поговорка).
Загадки В глубокой древности люди использовали загадки как один из приёмов иносказательной речи, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от нечистой силы своё жилище, свою семью . С помощью загадок нередко испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Стоит Антошка на одной ножке.
Частушки Частушки - это маленькие песенки из четырёх слов, из которых мы узнаём о различных событиях в жизни русского народа, о труде и досуге, любви и страданиях, радостях и горестях, о достоинствах и недостатках, о природе . Разрешите поплясать, разрешите топнуть ! Неужели в этом доме половицы лопнут?
Устное народное творчество помогает узнать, как видели мир наши предки, во что верили, на что надеялись, как жили и трудились . Фольклор - это плод народного досуга, это народное достоинство и ум. Передающаяся из поколения в поколение народная мудрость стала исторической памятью народа, праздничными одеждами его души и наполнила глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по законам, связанными с его трудом, природой почитанием отцов и дедов.
Фольклор является действенным методом воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей . Л.Н. Павлова
Таким образом, фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей физически и нравственно.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей. Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...
Консультации для родителей по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров...
Перспективный план работы педагога по индивидуальной теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей».
План работы по развитию речи через устное народное творчество....
Консультация для педагогов по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка....
консультация для педагогов в ДОУ "Влияние русского народного творчества на развитие речи детей "
консультация для педагогов в ДОУ "Влияние русского народного творчества на развитие речи детей"...
Мастер-класс для педагогов и презентация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...
Мастер класс для педагогов на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста" Ноябрь 2023
Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова,...