артикуляционная гимнастика
картотека по развитию речи (младшая группа)

Меншикова Ирина Петровна
Артикуляционная гимнастика помогает развитию связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsiya.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

 

Общий комплекс артикуляционной гимнастики 

  

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на выработку основных движений и положения органов артикуляции: губ, нижней челюсти, языка.

 

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно, утром и вечером, перед зеркалом. Продолжительность от 3 до 5 минут.

1.         «Заборчик» 

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).

 

  1. «Трубочка» Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).

  1. «Заборчик – трубочка» Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое. Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

4.         «Окошко» 

Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.

Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот   открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.

5.         «Наказать непослушный язык» 

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пяпя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

6.         «Лопатка» 

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.        

7.         «Кошка лакает молоко» 

Цель: выработать движение широкого языка вперед – назад.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широким языком производить движения вперед – назад.

8.          «Часики» 

Цель: научить ребенка направлять язык к уголкам рта: вправо – влево, развивать подвижность передней части языка.

Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, повернуть высунутый язык вправо, удержать до 3 – 5, затем повернуть влево; б) улыбнуться, показать зубы, поворачивать язык вправо и влево («тик-так»).

9.          «Качели»   

Цель: научить ребенка менять поочередно положение языка вверх – вниз, растягивать подъязычную связку.

Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить язык за нижние зубы, удержать в таком положении до 3-5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и тоже удержать до 3-5;  б) менять поочередно положение языка вверх-вниз, под счет 1-2.

10.          «Блинчик-иголочка» 

Цель: научить ребенка поочередно делать язык широким и узким.

Выполнение: приоткрыть рот, высунуть язык, сделать его широким, как блинчик (широко распластанный тонкий язык), удержать такой язык до 3 – 5, затем сделать язык узким (округленный с заостренным кончиком). Удержать до 3 – 5. Менять поочередно 3 – 4 раза.

12.         «Лошадки» 

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем его вверх,  растягивать подъязычную связку, развивать подвижность кончика языка.

Выполнение:  улыбнуться,  приоткрыть рот,  показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее.

Работает только язык и нижняя челюсть.

 

Составитель

Логопед высшей категории

Мария Николаевна Болдырева

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...