Методическая разработка для педагогов дошкольной организации компенсирующего вида и родителей обучающихся по теме "Мамин праздник. Женские профессии"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка для педагогов дошкольной организации компенсирующего вида и родителей обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 598.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Мамин праздник.
Женские профессии.
А ВЫ ЗНАЛИ?
Самые известные женщины мира
13.02.2012
Ей было тридцать шесть лет, она к тому времени опубликовала учебник по географии и сборник рассказов. Лицо не утратило нежности, хотя у нее уже было пятеро детей. Темный костюм, светлые рюши обрамляют шею, волосы вьются, их стягивает черная лента, взгляд устремлен куда-то вдаль. |
06.02.2012
Морские разбойницы - Анна Бонни и Мэри Рид
Анна и Мэри дрались отчаянно. Прежде, чем их схватили, они успели убить трех нападавших и ранить еще семерых. А вот остальная команда почти не оказала сопротивления, понадеявшись на милость королевского правосудия. Как оказалось впоследствии, совершенно напрасно.
|
30.01.2012
Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям (лишь несколько – юношеству). «Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», - решительно заявляла Астрид. Она, вместе с героями книг учила детей, что «Если жить не по привычке, целой жизнью будет день!» |
23.01.2012
Эсте Лаудер - единственная женщина и единственный представитель косметической промышленности. Сварив свой первый крем в кастрюле, она заработала миллиарды долларов. |
Эта необыкновенная женщина умерла в 1850 г. в возрасте девяноста лет. Родившись и проведя детство в Страсбурге — городе с немецкой культурой, начав свою карьеру во Франции, добившись настоящего успеха в Великобритании, она вошла в историю мировой цивилизации. |
10.01.2012
Как вы думаете, что на свете важнее всего: карьера и популярность, талант, деньги, здоровье, дети, любовь или титул? А, может, стоит сосредоточиться на чем-то одном, тогда и все остальное появится? |
03.01.2012
Софья Васильевна Ковалевская (урожденная Корвин-Круковская) не верила в астрологию. Ее страстью с детства была математика, а позже не меньшую страсть она стала испытывать к литературе. Ее знал Ф.М. Достоевский, сделавший предложение, впрочем, не ей, а ее старшей сестре Анне. |
26.12.2011
Средние века прошли половину отмеренного им пути, когда явилась самая милая и восхитительная любовница из всех других - образованная и остроумная Элоиза. |
19.12.2011
12.12.2011
Агния Барто — стала любимым автором для многих поколений детей. Но мало кто знает подробности ее биографии. Например, о том, что она пережила личную трагедию, но не отчаялась. Или о том, как она помогла встретиться тысячам людей, потерявших друг друга во время войны. |
05.12.2011
Современные царице поэты восхваляли ее ум и красоту. Ее называли не царицей, а царем, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарной, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. |
Валентина Терешкова.
До зачисления в отряд космонавтов Терешкова работала и браслетчицей на шинном заводе, и ровничницей на комбинате технических тканей "Красный Перекоп".
Родилась она в крестьянской семье в деревне Большое Масленниково Ярославской области 6 марта 1937 года. В 1945 году девочка поступила в среднюю школу №32 города, где проучилась семь классов. Чтобы помочь семье, в 1954 Валентина поступила работать на шинный завод, одновременно поступив на учёбу в вечерние классы школы рабочей молодёжи. Продолжив работу на текстильном комбинате, с 1955 по 1960 Валентина прошла заочное обучение в техникуме лёгкой промышленности.
В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и находилась в нем до 28 апреля 1997 года.
После своего полета Валентина Владимировна продолжала проходить подготовку в отряде космонавтов, но большую часть времени стала занимать общественная работа. В.В. Терешковой пришлось совершить немало поездок по городам СССР, по многим странам мира.
Валентина Владимировна активно занималась в отряде космонавтов до 1968 года, когда женская группа была распущена, оставаясь в отряде космонавтов до 1987 года. В 1985 году даже рассматривался вопрос о возможности ее повторного полета в космос.
Также после выполнения космического полёта Терешкова поступила и окончила с отличием Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, стала кандидатом технических наук, профессором, автором более 50 научных работ.
С 1987-92 Терешкова - председатель Президиума Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. С 1994 руководитель Российского центра международного научного и культурного сотрудничества. В 1992 году она стала председателем президиума Российской ассоциации международного сотрудничества. В 1992 - 1995 гг. - первый заместитель председателя Российского агентства международного сотрудничества и развития. С 1994 г. В.В. Терешкова работает руководителем Российского центра международного научного и культурного сотрудничества.
В 2000 году британская ассоциация "Ежегодная ассамблея женщин" наградила ее почетным титулом "Величайшая женщина ХХ столетия".
Развиваем общую моторику.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте )
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в
стороны)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся)
ЗАГАДКИ
(читаем, учим, отгадываем )
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый.
(Парикмахер.)
Летают пальцы птицами –
Поток струится ситцевый.
Летают пальцы пчёлками –
Поток струится шёлковый.
(Ткачиха.)
По вагону он пройдёт –
Безбилетников найдёт.
В цехе друг его сидит –
Он за качеством следит.
(Контролёр.)
Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли.
(Кондуктор.)
Спрятан здесь вопрос такой:
Доктор с ниткой и иглой
Как зовётся? Вспоминай
И быстрей ответ давай.
(Хирург.)
Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?
В очках и при свете и то не суметь.
А он между тем разглядел сквозь неё
Не только меня, но и сердце моё.
(Рентгенолог.)
Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты всё в очках.
(Окулист.)
Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад.
(Водопроводчик.)
УЧИМ СТИХИ.
Воздушная принцесса
Нахожусь всегда в полёте
В белоснежном самолёте.
Пассажирам помогаю,
Прессу, кофе предлагаю.
Я воздушная принцесса
И зовусь я стюардесса.
Повар детского сада
В небе звёздочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
Только повару не спится –
Повар затемно встаёт.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
В спальни входит аппетит.
Мы в столовой дружно сядем,
Как огромная семья.
Буду поваром в столовой –
Так сама решила я!
Бухгалтер
Есть бухгалтер в ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт!
Менеджер
Фирмой крупной управляет
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он даёт
Всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперёд,
Приносила прибыль им.
Воспитатель
Он учит буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На все смотреть и все запоминать
И все родное, русское любить.
Учитель
Прозвучал звонок весёлый
В жёлто-красном сентябре,
Распахнули двери школы
Нашей шумной детворе.
В долгий жизненный экзамен
По дорожке непрямой
Поведёт в страну познаний
Наш учитель - рулевой.
ГИМНАСТИКА С ВООБРАЖЕНИЕМ.
ВЕСЁЛАЯ ПЧЁЛКА
Вдох свободный, на выдохе звук «з-з-з». Представляем, что пчёлка села на нос, на руку, на ногу. Это упражнение учит детей направлять дыхание и внимание на определённый участок кожи.
ОСТРОВ ПЛАКС
Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети – плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – вздох без выдоха (3-6 мин.). Происходит насыщение крови кислородом.
ХОЛОДНО – ЖАРКО
Подул холодный ветер – ребёнок съёжился в комочек. Выглянуло летнее солнышко – можно загорать. Расслабляется, обмахивается платочком (2-3 раза), напряжение и расслабление мышц туловища.
ШАРИК
Ребёнок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Затем представляется воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щёки. Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул. И ребёнок медленно расслабляет мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускается на пол.
ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ
(4-5 лет). Ребёнок стоит в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст делать повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. (Можно при этом или слегка ударять по пояснице в области почек).
Шалтай-болтай сидел на стене; Шалтай-болтай свалился во сне.
В расслабленном состоянии медленно опускаться на пол.
Математические задачки.
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет? (6)
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (10)
____________________________
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4)
____________________________
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? (5)
ТАЙНА ЖЕНСКОГО ИМЕНИ
А
Августа (лат.) – священная.
Аврора (лат.) – утренняя заря.
Агата (Агафья) (церк. Агафия) (греч.) – добрая.
Агнесса (лат.) – овечка.
Агния (лат.) – непорочная.
Ада (др. евр.) – радующаяся.
Аделаида (др. герм.) – благородного происхождения.
Аза – уважаемая, свободная.
Азалия – название цветка.
Аида (араб.) – польза, награда.
Акулина (церк. Акилина (лат.) – орлиная.
Алевтина (лат.) – см. Валентина.
Александра (греч.) – защитница людей.
Алина (лат.) – белая, благородная.
Алиса – женская форма к имени Алексей.
Алла (греч.) – другая, обменянная.
Альбина (лат.) – белая.
Амелия (герм.) – усердная, трудолюбивая.
Анастасия, Ася (греч.) – воскресшая.
Ангелина, Анжела (греч.) – вестница.
Анжелика (фр.1греч.) – см. Ангелина.
Анна (др. евр.) – милость, благодать.
Антонина (лат.) – уменьшительное от римского родового имени Антон.
Анфиса (греч.) – цветущая.
Априлина – от месяца «апрель».
Ариадна (греч.) – очень смелая, верная мужу жена.
Астра– название цветка.
Аурика (рум.) – золото.
Аэлита (греч.) – воздушная.
Б
Беатриса (лат.) – счастливая.
Белла (лат.) – прекрасная.
Берта (герм.) – великолепная.
Богдана (слав.) – данная богом (см. Богдан).
Божена (Женя) – из чешского языка.
Борислава (слав.) – борящаяся (см.Борислав).
Бронислава (слав.) – славная защитница.
В
Валентина (лат.) – здоровая, сильная.
Валерия (лат.) – сильная.
Ванда (польск.) – значение неясно.
Варвара(греч.) – иноземная.
Василиса (греч.) – царственная.
Васса (греч.) – лесистое ущелье.
Веда(слав.) – русалка.
Вела(слав.) – большая.
Велимира (слав.) – большой мир.
Венера (лат.) – богиня любви и красоты.
Вера(русск.) – вера.
Вероника (греч.) – приносящая победу.
Вивея (лат.) – живая.
Виктория (лат.) – богиня Победы.
Виолетта (фр.1лат.) – сокр. форма Виола – фиалочка.
Виринея (лат.) – зеленеющая, свежая.
Вита(лат.) – жизнь.
Виталина (лат) – жизненная.
Виталия (лат.) – жизненная, живая.
Влада (слав.) – владеющая.
Владислава (слав.) – владеющая славой.
Власта (слав.) – родина.
Г
Габриэль (евр.) – бог – моя сила.
Газель – козочка.
Галатея (греч.) – молочная.
Галина (греч.) – тишина, спокойствие.
Гелия (греч.) – солнечная.
Гелла (греч.) – значение неясно.
Генриетта (др. герм.) – глава дома.
Георгина – название цветка.
Гера (греч.) – жена Зевса.
Гертруда (герм.) – сильное копье.
Глафира (греч.) – изящная, утонченная.
Глория (лат.) – слава.
Горислава (слав.) – от основ слов «гореть» и «слава».
Гортензия (лат.) – садовница.
Д
Дана (слав.) – богом данная.
Даниэла (евр.) – бог – мой судья.
Данута (лит.) – дочь бога.
Дарья (перс.) – сильная, побеждающая.
Дебора (евр.) – пчела.
Декабрина – образовалось от «декабрь».
Диана (лат.) – богиня охоты и луны.
Дина (греч., др. евр.) – сильная, суждение бога.
Добромира (лат.) – добрый мир.
Доминика (слав.) – день божий (воскресенье).
Домна (лат.) – госпожа, хозяйка дома.
Доната (лат.) – подаренная.
Дора (греч.) – дар, подарок.
Драгослава (слав.) – дорогая слава.
Дросида (греч.) – роса.
Е
Ева (евр.) – жизнь; (греч.) – благая вестница; (араб.) – вера.
Евангелина (греч.) – приносящая добрую весть.
Евгения (греч.) – благородная.
Евдокия (греч.) – благоволение.
Евдоксия (греч.) – доброе имя.
Евлалия (греч.) – сладко говорящая.
Евлампия (греч.) – хорошо светить.
Евпраксия (греч.) – процветание.
Екатерина (греч.) – чистая, непорочная.
Елена (греч.) – светлая, сверкающая.
Елизавета (церк. Елисавета) (др. евр.) – почитающая бога.
Ефимия (греч.) – доброе имя.
Ефросинья (церк. Ефросиния) (греч.) – радостная.
Ж
Жанна (франц.) – от имени Иоанна.
Ждана (рус.) – невеста.
Женевьева (гал.) – белая волна.
Жозефина (франц.) – от имени Иосиф.
Жоржетта (франц.) – от имени Георгий.
З
Зара (перс.) – золото.
Зинаида (греч.) – рожденная Зевсом, божественная.
Злата (слав.) – золотая.
Златослава (слав.) – золото, слава.
Зоя (греч.) – жизнь.
И
Иветта (герм.) – лук из тиса.
Ида (англосакс.) – воительница.
Изабелла (др. евр.) – от имени Елизавета.
Изида – египетская богиня.
Изольда (англосакс.) – выдающаяся воительница.
Илона (венгерский вариант имени Елена) – светлая.
Инга (др. сканд.) – посвященная богу изобилия Ингве.
Инесса (исп.) – от имени Агнесса.
Инна (лат.) – бурный поток.
Иола (греч.) – арфа.
Иона (евр.) – голубь.
Ираида (греч.) – дочь Геры, жены Зевса.
Ирена – вариант имени Ирина.
Ирида (греч.) – богиня радуги.
Ирина (греч.) – мир.
Ирма (др. герм.) – посвященная богу войны.
Ия (греч.) – фиалка.
К
Калерия (лат.) – вариант имени Валерия, зовущая.
Камелия – название цветка.
Камилла (лат.) – ромашка.
Капитолина (лат.) – от названия одного из 7 холмов Рима.
Карина (итал.) – дорогая.
Карина (лат.) – дорогая.
Кира (греч.) – госпожа.
Клавдия (лат.) – из рода Клавдиев, хромая.
Клара (лат.) – ясная, светлая.
Кларисса – вариант имени Клара.
Клеопатра (греч.) – славная по отцу.
Клотильда (нем.) – знаменитое сражение.
Конкордия (лат.) – имя римской богини согласия.
Констанция (лат.) – неизменная, постоянная.
Кора (греч.) – девушка.
Кристина (греч.) – христианка, принадлежащая Христу.
Ксения (греч.) – чужеземная, гостья.
Л
Лада (слав.) – милая, жена.
Лайла (араб.) – ночь.
Лала (араб.) – мак, тюльпан, жемчуг.
Лариса (греч.) – чайка.
Лаура (лат.) – лавр.
Леда (греч./ликийское) – женщина.
Леонарда – женский вариант имени Леонард.
Леонида – женский вариант имени Леонид.
Лера – уменьшительное от Валерии.
Лидия (греч.) – из Лидии.
Лилия/Лилиана/Лиана (лат., слав.) – лилия (название цветка).
Лина – сокращенное от Капитолина, Каролина.
Линда – краткое от англ. Этелинда.
Лия (др. евр.) – телка, утомленная.
Лолита/Лола (уменьшительное от Долорес) – печаль, скорбь.
Луиза (франц.) – слава в сражении, славный воин.
Любава (слав.) – любимая.
Любовь (русск.) – любовь.
Людвига – женский вариант имени Людвиг.
Людмила (слав.) – милая людям.
Люсия/Люция (лат.) – свет.
М
Магдалина/Магда/Мадлена (евр.) – из Магдалы (Палестина).
Магнолия – название цветка.
Майя (греч.) – имя богини, матери Гермеса.
Маланья (греч.) – чернота.
Мальвина (др. герм.) – друг справедливости.
Маргарита (лат.) – жемчужина.
Марианна (евр.) – сложение имен Мария и Анна.
Мариамна (евр.) – отвергающая, горькая.
Марина (лат.) – морская.
Мария (др. евр.) – горькая, (др. египетск.) – любимая богом.
Марта (лат.) – см. Марфа, заимствованное из зап. языков.
Марфа (сирийск.) – госпожа, хозяйка.
Матильда (др. герм.) – сильная в сражении.
Матрена (церк. Матрона) (лат.) – знатная женщина.
Медея (греч.) – ловкая.
Мелисса (лат.) – название цветка.
Милена (слав.) – милая.
Милиса (феч.) – пчела.
Мимоза – название цветка.
Мира (нов. русск.) – мир.
Мия – единственная.
Моника (лат.) – совет.
Муза (греч.) – вдохновительница.
Мэри/Мара – европейский вариант имени Мария.
Н
Надежда (русск.) – надежда.
Нана – самостоятельная форма от имени Анна.
Наталия (лат.) – урожденная.
Нателла – вариант имени Наталия.
Неля/Нелли (уменьшительное от Елена) – светлая.
Ника (греч.) – имя богини победы.
Нина (греч.) – название ассирийской столицы Ниневия, Нин – бог
плодородия.
Новелла (лат.) – новая.
Нора (евр.) – свет.
О
Оксана (укр. вариант имени Ксения) – гостья, чужеземная.
Октавия – восьмая.
Олеся (украинский и белорусский вариант имени Александра) – защитница.
Оливия (феч.) – «олива» – маслина, дерево, символизирует мир.
Ольга (сканд.) – святая.
Офелия (лат.) – помощь.
П
Павла/Паола (лат.) – малая.
Пансия (греч.) – «панс» – ребенок.
Параскева (феч.) – пятница.
Патриция (лат.) – знатный человвек.
Пелагея (феч.) – морская.
Полина (франц.) – малая, принадлежащая Павлу.
Психея (греч.) – душа.
Пульхерия (лат.) – прекрасная.
Р
Рада (слав.) – радость.
Раиса (греч.) – легкая.
Раймонда (нем.) – разум, защита.
Рахиль (евр.) – овечка.
Ревекка (др. евр.) – сеть, привязывать.
Регина (лат.) – царица.
Рената (лат.) – вновь рожденная.
Римма (феч.) – бросок.
Рита – самостоятельная форма имени Маргарита.
Роза/Розалия (лат.) – название цветка.
Розина – уменьшительное от Роза.
Роксана (перс.) – рассвет.
Руфина (лат.) – рыжеватая.
Руфь (лат.) – рыжая.
С
Сабина – из племени «сабинянок».
Саломея (греч.) – мир, покой, благополучие.
Сана (лат.) – здоровая.
Сарра (др. евр.) – знатная, княгиня.
Светлана (слав.) – светлая.
Селена (греч.) – богиня Луны.
Селина (лат.) – небеснаая.
Серафима (др. евр.) – пылающая, пламя.
Сильва (лат.) – лесная.
Симона (евр.) – слышащая Бога.
Снежана (болг.) – снежная.
Софья (церк. София) (греч.) – мудрая.
Станислава (слав.) – стань прославленной.
Стелла (итал.) – звезда.
Степанида (церк. Стефанида) (греч.) – увенчанная.
Стефания (греч.) – венок.
Сусанна (церк. Сосанна) (др. евр.) – белая лилия.
Т
Таисия (греч.) – богиня.
Тамара (груз.) – смоковница.
Тамила (слав.) – томная.
Татьяна (церк. Татиана) (греч.) – устроительница, законодательница.
Тереза (греч.) – охотница, (др. герм.) – любимая и сильная.
У
Ульяна (церк. Иулиания) (лат.) – из рода Юлиев.
Урсула (нем.) – медведица.
Устинья (церк. Иустина) (лат.) – справедливая.
Ф
Фаина (греч.) – сияющая, факел.
Фатима (араб.) –– не маленькая.
Федора (церк. Феодора) (греч.) – божий дар.
Фекла (греч.) – бог, слава.
Фелицата (церк. Филица и Филицитата) (лат.) – счастливая.
Флора (лат.) – имя др. рим. богини цветов
Чем еще занять ребенка на кухне?
• Предложите своему карапузу помыть посуду. Особенно если малыш проявляет интерес к этому занятию. Легче потом домыть (перемыть) посуду, зато малыш на долгое время будет занят увлекательным занятием.
• Карапузы очень любят играть с различными емкостями. Кастрюли, ковшики, креманки, — все это можно бесконечно переставлять, расставлять, вкладывать друг в друга. Главное, — выбирайте посуду из небьющихся материалов. В остальном ограничений нет. Пусть малыш гремит кастрюлями. Зато ваши руки свободны для важных дел.
• Детей до трех лет многие мамы усаживают в слинг. Таким образом, малыш следить за всем, что делает его мама на кухне (практически принимает в этом участие). Но здесь есть один существенный минус, — близость ребенка к плите дает дополнительный шанс травмироваться (обжечься, уколоться, схватить что-то запрещенное). В общем, осторожнее с этим!
• Предложите ребенку игры с крупой и макаронными изделиями. Малыши очень любят перекладывать что-то из одной емкости в другую. Или вынимать предметы из емкости, а потом закладывать их снова. Правда, для двухгодовалых детей крупа — вряд ли подходящий вариант (они могут ее засунуть в рот). Для совсем маленьких детишек лучше подобрать более крупные предметы — например, яблочки (помойте их!) или грецкие орехи в скорлупе. Как вариант, — имейте на кухне корзину с игрушками (кубиками, пирамидками), которыми ребенок будет играть, сидя за своим столом.
Дети постарше тоже любят играть с крупой, — составлять различные фигурки и буквы.
• Не исключено, что многие родители сознательно ставят на кухне телевизор, чтобы отвлечь малыша мультиками. В принципе, вариант приемлемый. Но помните, что смотреть телевизор с низу вверх (т.е. с задранной головой) очень опасно для зрения. К тому же очень напрягаются мышцы шеи. Поэтому ставьте телевизор на уровне глаз или чуть ниже.
«Кухонный мастер»
Из макаронных изделий можно создать неповторимые ювелирные украшения. Вам понадобится – макароны (трубочки, звездочки, ракушки), крепкие нити, клей, краски. Пофантазируйте вместе с ребенком и тогда вы сможете смастерить шикарные бусы, браслеты и подвески для своей маленькой
принцессы. А с сыном можно, применив творческий подход, сделать оригинальную подарочную картинку-аппликацию для бабушки или дедушки.
Все дети любят рисовать, клеить и вырезать, используйте их стремление делать самодельные вещи. Развивайте мышление и фантазию ребенка, познакомив их с разными текстурами и материалами. На каждой кухне точно отыщется все, что нужно для создания поделок: мак, манная, гречневая крупа, семена кунжута, семена горчицы, горсть хлебных крошек. А бобы цветной фасоли надолго займут малыша своей раскраской и приятной на ощупь текстурой, тем более, что такое перебирание очень полезно для пальчиков.
Миниогород
Даже, если вы живете в квартире, вы можете познакомить ребенка с огородным делом прямо на кухне. В небольшом ведерке даже зимой вы можете показать малышу, как вырастить лук или салат. Пусть сам проделает несложные действия по посадке и уходу за луковицей, для ребенка это будет отличный урок биологии и экологии. А весной вы уже сможете вместе посадить саженец дерева у подъезда или помочь бабушке на даче.
Занимаясь своими делами на кухне можно найти вполне интересное занятие и для малыша. Главное в этом деле обеспечить безопасность ребенка – спрячьте подальше спички, острые предметы и чистящие вещества, а все горячие предметы также должны быть вне досягаемости ребенка.
ПОДЕЛКИ СВОИМИ РУКАМИ.
(конструируем вместе с детьми)
Пышное сердечко из салфеток
Такое сердечко из салфеток подойдет как к празднику 8 Марта, так и Дню Святого Валентина. Минимум материалов, простая технология изготовления, подходящая для детей.
Необходимые материалы:
- розовые и белые салфетки, нарезанные на квадраты 2,5х2,5 см
- клей
- лист картона
простой карандаш с ластиком на конце
Изготовление:
- Вырежьте из листа картона сердечко по шаблону.. Внутри получившегося сердечка начертите карандашом еще одно сердечко, поменьше (см. на фото - сердечко из белых салфеток).
- Нанесите клей на внутреннее сердечко.
- Возьмите карандаш с ластиком на конце, поставьте этот конец в центр белого кусочка салфетки. Оберните кусочком салфетки конец карандаша и прижмите конец карандаша на намазанную клеем поверхность картона. Продолжайте делать это до тех пор, пока все внутреннее сердечко не будет заполнено белыми салфетками.
- Повторите то же самое, но уже с розовой салфеткой. Наклеивайте кусочки на края сердечка, как на фото.
- При желании можно с обратной стороны сердечка приклеить петельку или магнит.
Курочки и цыплята из пластиковых стаканчиков
Открытка «Два серца»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения «как слово звучит», «найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.
«Найди первый звук»
Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.
Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
— машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.
«громко — шепотом»
Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
«как говорит Таня?»
Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «это таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так — мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (ребенок повторяет.) Взяла таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: «мяу-мяу» (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: «мяу-мяу» (сердитая интонация). Но таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело... Мяукать и лаять. Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый в случае необходимости помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.
В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).
«кто больше слов скажет»
Цель: Называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.
«кто заблудился?»
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
— кто скачет по лесной тропинке? (заяц.) Как назвать его ласково? (зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (грустный, печальный, огорченный.)
— закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... Цветы, грядки на огороде; гладить можно... Платье, брюки... Одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «какое что бывает?», «что умеет делать... Ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.
«какие бывают иголки»
Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
— какие иглы вы знаете? (швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
Чем похожи все иголки? (они острые, тонкие, колючие.)
— какой иглой мы шьем и вышиваем? (швейной.) Что шьют швейной иглой? (одежду). Что делают медицинской иглой? (укол.)
Есть у ежика и елки
очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
совершенно не похож.
— где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:
— что ж ты, еж, такой колючий?
— это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
— ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
— закончите предложения: «ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)».
— у папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
— придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.
«кого можно гладить»
Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».
— помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (одежда.)
Глажу платье утюгом,
а кота и кошку,
что гуляют под окном,
глажу я ладошкой.
— что делает котенок, когда его гладят? (мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана...
«шишка»
Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
мы на месте, мы при деле,
а на лбах у ребятишек
никому не нужно шишек.
— про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?
— подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка»...). Вспомните стихотворение про мишку. («мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)
— про кого эта загадка? «рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (белка.)
Белка-шалунья сидела на елке,
бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла... (шишка).
При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).
Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).
«ручка—ножка»
Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».
— отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (дверная ручка.)
— у каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?
— нарисуй предметы, у которых есть ручка.
— закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно...
— а какие предметы мы называем словом «ножка»?
— нарисуй предметы, у которых есть ножка.
«как сказать по-другому?»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
«кто это ползет?»
Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание.
— отгадайте загадку: «кто это ползет, на себе свой дом везет?».
Дети отгадывают загадку (улитка), рассматривают улитку, обращают внимание на домик и рожки. Вторая загадка: «глаза на рогах, а домок на спине».
— в каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение т.волжиной «где чей дом»:
Воробей живет под крышей,
в теплой норке — домик мыши,
у лягушки дом в пруду,
домик пеночки в саду.
— Эй, цыпленок, где твой дом?
— он у мамы под крылом.
- Может ли улитка выползти из своего домика? Почему? Быстро ли ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: «Я так тихо мчалась, так медленно неслась». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
Улитка стала загадывать детям лесные загадки: «колючая, маленькая — это ежик или елочка? Пушистый, маленький — это зайчик или белочка? - Теперь вы опишите меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую песенку про меня дети поют.
В речевой работе с детьми пятого года жизни расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала).
Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет... Шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).
Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! Спляши! Попрыгай!) Происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям (аналогично с играми, представленными выше).
Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов
пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лися-та — нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но — масленка и солонка).
Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов («почему грибы называют... Подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? ...шапку — ушанкой... Цветок — подснежником?»).
Особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона «карр-карр» — каркает, петух «кукареку» — кукарекает, поросенок «хрю-хрю» — хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, а также: учитель — учит, строитель — строит, но: врач — лечит, портной — шьет).
Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («закончи предложение»; «зачем тебе нужны...?»).
Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.
Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи — «мне нравится зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.
Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям даются схемы составления совместного рассказа — тем самым они глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («однажды...», «как-то раз...», «дело было летом...» и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («как-то раз... Собрались звери на полянке. Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...».) Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
Составление сказки «приключения маши в лесу»
Воспитатель спрашивает: «Зачем маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (за грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.
«расскажем про белочку»
Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.
— давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
Приведем пример занятия, в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа,
развитие связной речи.
«в гостях у лесника»
Цель: упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.
— дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (лесная.) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (лес.)
Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий).
— Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
— Отгадайте мою загадку:
Рыжая, пушистая,
на сосну взбирается,
шишками кидается.
Дети отгадывают, что это белка. Белка просит:
— Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.
При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у тебя...; на ушках...; хвостик у тебя...; ты умеешь... И очень любишь... .
Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.
Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается ребенку в естественно-разговорной форме: «давай подумаем сначала, как бельчонок встретился с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (малыши, друзья, пушок и рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем их приключения закончились?»
Параллельно с разными заданиями развивается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); это умение ребенку необходимо для дальнейшего развития родного языка.
Игры и упражнения по развитию речи для детей
старшего дошкольного возраста ( 6 - 7 лет)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.
Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение.
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.
«что такое звук, слово, предложение?»
Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.
Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (слог.) Что обозначает слово... Стол? (предмет мебели.)»
— Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.
— Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).
У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?
— Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.
— У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.
— Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).
— Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.
«найди звук»
Цель: находить слова с одним и двумя слогами.
— найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.)
— какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.
(слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «ж», слова «забор», «замок» — со звука «з», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «ц».)
— назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «рь» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «л» (баклажан, яблоко, кизил), «ль» (малина, лимон, апельсин, слива).
«КАРТИНА — КОРЗИНА»
Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.
Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (три.)
— подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).
— что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?
Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.
«ЕДЕМ, ЛЕТИМ, ПЛЫВЕМ»
Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.
— назови все предметы одним словом. (транспорт.)
— скажи, сколько слогов в этих словах? (во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (звук «т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)
— составь предложение с любым словом («самолет летит быстро»).
— скажи, что летает? (самолет, вертолет.) Что едет? (автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (теплоход.)
— угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: т—с (троллейбус), а—с (автобус), с—т (самолет), в—т (вертолет), м—о (метро), т—и (такси).
Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «зайчик-зайчик, где гулял?» (на полянке танцевал.) «где ты, белочка, скакала?» (я орешки собирала.) «эй, зверята, где вы были?» (мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло»), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
«ЧТО ВЫ ВИДИТЕ ВОКРУГ?»
Цель: уточнить представления детей о названии предметов.
— назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (за столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
— если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (по именам.)
— что означают слова... «мяч», «кукла», «ручка»?
— у меня в руке... Ручка. Что ею делают? (пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («ею открывают и закрывают дверь».)
— можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой:
«Плим»
Ложка — это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово — плим.
Кошка — это кошка. Я повторяю снова —
у кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка — это тряпка. Вот прыгает и скачет —
тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.
Шапка — это шапка. И ничего не значит
оделся и пошел. Плим, плим, плим.
— Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; маша и саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.
«СКАЖИ, КАКОЕ»
Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
— когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?
— послушай стихотворение м. щеловановой
«утро»
Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,
сегодня плохое утро, сегодня не будет солнца,
сегодня скучное утро сегодня будет хмурый,
и, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.
— почему же плохое утро? — почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро, наверное, будет солнце,
сегодня веселое утро обязательно будет солнце
и тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.
— о чем говорится в этом стихотворении? (о солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое,
безоблачное). Что еще может быть хмурым? (настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?
— есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (грустит, печалится, расстроился, обиделся.)
— а есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «папа, иди шепотом», «это я проснул сестричку», «я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
«НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
— узнай, о каком предмете я говорю: «круглое, сладкое, румяное — что это?» предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
— дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
— Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
— Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).
— помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении д.чиарди «прощальная игра»:
Скажу я слово высоко, скажу тебе я слово трус,
а ты ответишь... (низко). Ответишь ты... (храбрец).
Скажу я слово далеко, теперь начало я скажу —
а ты ответишь... (близко). Ну, отвечай... (конец).
— теперь можешь придумать слова, противоположные по значению.
Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый).
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: «один теряет, другой... (находит)».
«ВЫСОКИЙ — НИЗКИЙ»
Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.
К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка.
— посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы.
Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик).
На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника.
— назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («я нарисовал большой дом и маленький домик». «река глубокая, а ручей мелкий». «ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».)
— послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян
«маша обедает»:
...никому отказа нет,
подан каждому обед:
собачке — в миске,
в блюдечке — киске,
курочке-несушке —
пшена в черепушке,
а машеньке — в тарелке,
в глубокой, не в мелкой.
— что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).
«ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»
Цель: находить неточности в стихотворном тексте.
— послушай стихотворение л.станчева «это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас,
виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«га-га-га!» — пел соловей.
— быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
— послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно:
«тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «папочка, это лошадке подметки подбивают»; «папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «мамочка, я тебя громко-громко люблю».
— можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.
«НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО»
Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.
— папа решил сделать детям качели, миша принес ему веревку. «нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «а вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес миша? (тонкую, ветхую.) А затем? (крепкую, прочную.)
— качели папа делал летом. Но вот наступила... Зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).
— как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).
— объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (в сказке «козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)
— придумайте предложения со словом «крепкий».
— я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.
— придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.
— решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то), тяжелое наказание (суровое).
— как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?
— послушай стихотворение е.серовой «подскажи словечко». Ты будешь мне подсказывать нужные слова.
Гладко, плавно лился стих, говорю я брату: «ох!
«Робот»
. Рисуем по клеточкам.
В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:
следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.
Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.
Цветок для мамы.
Подготовка к грамоте
Старшая группа
Буква Н. Звук [Н].
- Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука Н. (нож, нос, ножницы, носки, наперсток).
- Еще раз проговорите с ребенком, что звук Н – согласный. Его нельзя петь, но можно тянуть. Когда мы его произносим, во рту есть преграда.
- Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них букву Н н. объясните, что она обозначает звук Н. обратите внимание ребенка на то, что большая и маленькая буквы Н н отличаются только размером.
- Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы Н н из палочек, карандашей, спичек в рисовании буквы Н н на бумаге и в воздухе.
- Пусть ребенок слепит букву Н из пластилина.
- Нарисуйте вместе с ребенком несколько картинок, названия которых начинаются со звука Н. печатными буквами подпишите все картинки.
- Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?» предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук А, а потом звук Н; сначала произнести звук У, а потом звук Н; сначала произнести звук Н, а потом звук И; сначала произнести звук Н, а потом звук О; произнести НА, а потом ТА.
- Поупражняйте ребенка в чтении.
ан он ун ин на но ну ни
нота Ната Нина она они
Тут Ната и Нина.
напомните ребенку, что имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Пусть он покажет большие буквы в именах девочек. Пусть выкладывает эти слоги и слова из пластилиновых букв и читает их.
Подготовка к грамоте
Подготовительная группа
Буква Н. Звуки (Н, Нь)
Даем характеристику звуку Н.
Вспоминаем, звук Н согласный или гласный? (согласный)
Звук Н звонкий или глухой? (звонкий)
Звук Н парный или непарный? (непарный)
1. Скажи наоборот.
Ан-на
Он-…, ун-…, ин-…, ын-…
2. Выложить из палочек слоги и слова. (или напечатать в тетрадке)
Ан, ун, ни, на, ну, ин, он
Нас, нам, нос, сон, Ната, Нина, сани
3. Определить на слух местоположение звука в слове.
(начало, середина, конец слова)
Носки, лимон, бант, бинт, вагон, малина, валенки, диван, банан, стакан.
4.Преобразование слогов - игра «Наоборот» (Скажи мягко)
На-на-на - ня-ня-ня
Но-но-но -…..(нё-нё-нё)
Ну-ну-ну -….(ню-ню-ню)
Ны-ны-ны.-…(ни-ни-ни)
Ан-ан-ан-……(ань-ань-ань)
Он-он-он-…(онь-онь-онь)
Ун-ун-ун-….(унь-унь-унь)
Стан-…..(стань)
Кон-…(конь)
Ныть-…(нить)
Ныл-….(нил)
5. Закончи слово звуком Н или Нь. Повтори слово.
Ко-..Нь, осе-..Нь, пио-…Н, бана-..Н, сы-…Н, де-…Нь, апельсин-…Н, ваго-…Н, бато-…Н, дива-…Н.
6. Составь схему предложения (с помощью палочек составь схему предложения. Не забывай, что первое слово в предложении начинается с большой буквы.)
Кот Васька спит на столе.
Ната сидит на диване.
7. Придумываем новые слова. Упражнение в образовании сложных слов. Игра «Эхо».
Листья падают - листопад
Снег падает - …снегопад
Вода падает - …водопад
Звезды падают -…звездопад
8. читаем слоги, слова.
Ан он ин ын ун но на ну ны ни
Нос сон Нина нота кон Дина сани сны
Панама носки сосна нитки сосна кони окна пони танк пион Антон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для педагогов дошкольной организации компенсирующего вида и родителей воспитанников по теме: "Животные северного и южного полушария"
Методическая разработка для педагогов дошкольной организации компенсирующего вида и родителей воспитанников по теме: "Животные северного и южного полушария"...
Методическая разработка для педагогов дошкольной организации компенсирующего вида и родителей воспитанников по теме: "Овощи.Фрукты"
Методическая разработка для педагогов дошкольной организации компенсирующего вида и родителей воспитанников по теме: "Овощи.Фрукты."...
Методическая разработка для педагогов дошкольных образовательных организаций
1.1. Методы ТРИЗ, их характеристика Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...
Методическая разработка для педагогов дошкольной организации компенсирующего вида и родителей воспитанников по теме: "САНКТ - ПЕТЕРБУРГ ГОРОД - МУЗЕЙ"
Методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему: "САНКТ - ПЕТЕРБУРГ ГОРОД - МУЗЕЙ"...
Методическая разработка мероприятия по правилам дорожной безопасности проводимого с родителями обучающихся, приуроченного «Дню матери». « А ну-ка мамочки!»
Методическая разработка мероприятия по правилам дорожной безопасности проводимого с родителями обучающихся, приуроченного «Дню матери». « А ну-ка мамочки!», для детей стпршего ...
Методическое разработка для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников по нетрадиционному оздоровительному направлению – Су-Джок для детей раннего возраста.
Ранний возраст – благоприятное время для сенсорного развития, без которого не смогут сформироваться умственные способности ребенка и развиться речь. Существует пять чувств познания – это з...