Конспект занятия «Сказочный калейдоскоп».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Основная цель занятия - развитие речи детей. Расширение и углубление знаний о сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Сказочный калейдоскоп».

   Цель: Развитие речи детей. Расширение и углубление знаний о сказках.        

   Задачи:

- актуализировать знания детей о русских народных сказках;

- упражнять  детей отгадывать загадки по содержанию знакомых сказок.

- продолжать учить детей инсценировать сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

- развивать познавательную и речевую активность.

- развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление.

- формировать позитивное отношение к сверстникам ,умение взаимодействовать в группе.

   Предварительная работа: чтение русских народных и зарубежных сказок, рассматривание иллюстраций и картинок, инсценирование сказок, проведение дидактических игр «Узнай сказку по картинкам», «Из какой сказки герой»,  изготовление книжки малышки «Моя любимая сказка».  Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы».                                                                                  

   Материалы и  оборудование: клубок, разрезные картинки, пазлы, елка, сова из кукольного театра, книга сказок, листы бумаги с нарисованными кругами и овалами, фломастеры, альбом, цветные карандаши, кукольный театр «Красная шапочка», сказочное лото, мнемотаблица к сказке «Мужик и медведь».

Ход занятия:

   Воспитатель: Ребята, я что - то слышу, к нам кто-то идет.

В группу закатывается клубок, появляется девочка.

   Маша: Здравствуйте ребята. Меня зовут Маша. Волшебный клубок привел меня к вам. Помогите мне, пожалуйста.

   Воспитатель: Здравствуй  Маша, что у тебя случилось?

   Маша: Заигралась я однажды с подружками, налетели Гуси-лебеди и унесли моего брата- Иванушку к Бабе Яге. Пришла я к ней, а она не отдает моего Иванушку. Понравился он ей, в футбол они играют и в шахматы. Дала мне  Бабе Яга волшебный клубочек и велела принести ей гостинцев, да таких, чтобы ей без Иванушки потом не скучно было. Бросила я клубок, а он меня к вам привел. Помогите мне, пожалуйста.

   Воспитатель: Ну, что ребята поможем Маше?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

   Дети: Да, поможем.

   Воспитатель: Бросим клубочек и пойдем за ним. А с собой возьмем корзину, будем гостинцы для Бабы Яги собирать.

Воспитатель бросает клубок. он катится к столам с разрезными картинками.

   Воспитатель: Вот и первое испытание. Вам нужно собрать картинки  из сказок, назвать сказку и ее главных героев.

Дети выполняют задание.

   Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, а Бабе Яге можно подарить пазлы, пусть собирает картинки. ( воспитатель кладет пазлы в корзину)

   Воспитатель: А нам пора отправляться дальше, ( кидает клубок, дети идут в приемную, там стоит елка, а на ней сидит игрушечная сова).  

   Воспитатель: Дети посмотрите, мы кажется попали в сказочный лес к мудрой тетушке Сове.

   Сова: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть у себя в гостях, что привело вас ко мне?

   Воспитатель: Тетушка Сова, привел нас к тебе волшебный клубочек, ищем мы гостинцы для  Бабы Яги, да гостинцы  не простые, а такие чтоб ее развлекали. Когда Машенька принесет ей эти гостинцы, она отпустит ее брата Иванушку домой.

   Сова: хорошо помогу я вам. но сначала отгадайте мои загадки:

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах (Кот в сапогах)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне…

И женился на царевне. (Емеля)

   Сова: Молодцы ребята, знаете сказки. А тоже люблю отгадывать загадки, загадайте теперь мне загадки.

Воспитатель: Тетушка Сова, наши ребята очень умные, они скоро пойдут в школу и умеют сами придумывать загадки. Давайте мы сами придумаем и загадаем  Тетушке Сове загадки.

   Дети: Он большой, коричневый, любит мед, зимой спит в берлоге?  (Медведь)

Она маленькая, красивая, умеет летать, похожа на цветок?  (Бабочка)…

Оно большое , круглое, желтое , светит и греет. ( Солнце)

Она маленькая, серая с длинным хвостом, любит сыр и она боится кошки. (Мышка)

Он зимой белый, а летом  серый. Он всего  боится и быстро бегает.  (Заяц)

Она рыжая, маленькая, ловкая, живет в дупле, любит орехи и грибы.  (Белка)

Он деревянный, у него длинный нос,  он дружит с куклами.  (Буратино)

   Сова: Спасибо за ваши интересные загадки. А я вам подарю увлекательную книгу. С книгами знаться - ума набраться.

Воспитатель: Спасибо тебе Тетушка Сова. А нам пора дальше в путь. ( воспитатель кидает клубочек, дети идут в кабинет логопеда.

Воспитатель: Ребята Тетушка Сова мне сейчас успела рассказать, как еще можно задобрить Бабу Ягу. Оказывается, она очень любит читать. У нее была волшебная книга сказок про животных, а  Баба Яга ее случайно уронила в котел с волшебным зельем. Книга порвалась, а животные превратились в круги и овалы. Баба Яга рассердилась и выкинула остатки книги. А  Тетушка Сова пролетала мимо, все подобрала и нам передала. Давайте мы с вами побудем немного волшебниками и превратим круги и овалы в птиц и животных из сказок и поможем Бабе Яге восстановить книгу.  А чтобы у нас все отлично получилось, давайте выполним пальчиковую гимнастику.

Угадай кто это?

Из пальцев складываем колечки, прижимаем их к переносице, мизинцы подняты вверх.

Кто это такая?

Совушка лесная.

Это кто такая?

Бабочка порхает. (Скрещиваем руки и машем ими.)

Это кто такой?

Попугай смешной. (Приставляем ладонь с растопыренными пальцами к голове – попугай.) Это кто такой?

Гномик с бородой. (Кисти прижимаем к подбородку, болтаем пальчиками.)

Это кто такие?

Зайцы озорные. (Показываем обеими руками зайчиков.)

Это что такое?

Яблоко большое. (Двумя руками показываем шар.)                                                  Это что такое?

Солнце золотое? (Прижимаем две кисти запястьями друг к другу, пальцы растопыриваем.)                                                                                                     Превратился еж в клубок. укатился в уголок.  (Соединяем ладони, пальцы скрещиваем, пальцы опускаем, руки убираем)

Воспитатель:  Сначала давайте вспомним, какие животные и птицы встречаются  в сказках,  (дети называют птиц и животных, дорисовывают круги и овалы и рассказывают, кто у них получился).                                                                                                              

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Я думаю, Бабе Яге еще могут пригодятся альбом и краски. Ведь рисование- это увлекательное занятие (дети выходят в приемную).

   Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть и немного отдохнуть.

Физминутка «Три медведя»

Три медведя в сказке жили, (Пружинка)

 Вперевалочку ходили. (Идут переваливаясь из стороны в сторону.)

К ним девчушка прибежала, (Бег на месте)

В дом зашла и увидала: (Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)

Стол большущий у окна, ( Правая рука сжата в кулак, а левая лежит на кулаке)

Стула три- вот это да. ( Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат  к ладони горизонтально)

Чашки три и ложки три, (Показываю чашку и ложки)

Три кровати: посмотри. ( Руки перед грудью согнуты в локтях и лежат друг на друге)

Ела Маша и пила, (Изображают, как пьют и едят)
На кроватку прилегла

И уснула сладким сном. ( Ладошки сложены, голова наклонена и лежит на ладошках)

Что случилось потом? (  Руки разводят в стороны)

Тут медведи воротились. (Идут, переваливаясь из стороны в сторону)

Увидев Машу рассердились. (Руки на пояс, делая сердитое лицо)

Маша очень испугалась ( Изображают испуганное лицо)

И домой она умчалась. (Бег на месте)

Воспитатель бросает клубок, дети идут в группу и подходят к учебной доске, на которой висит мнемотаблица к сказке «Мужик и медведь».

   Воспитатель: Посмотрите ребята  сюда!  У нас кажется новое задание. Кого и что  вы видите на этой таблице? Как называется эта сказка? А давайте мы расскажем эту сказку по таблице ( дети рассказывают сказку).

    Воспитатель: Спасибо вам ребята, вы постарались  и очень интересно рассказали  сказку. А я знаю, что еще может пригодиться Бабе Яге, сказочное лото. Пусть вечерами с Лешим играет.

 

Воспитатель: Мы с вами ребята большие молодцы справились со всеми заданиями. А сейчас давайте покажем Маше сказку «Красная шапочка».

Дети показывают сказку «Красная  шапочка», с помощью кукольного театра.

   Воспитатель: посмотри Маша, сколько гостинцев мы все вместе насобирали. Теперь Бабе Яга обязательно отпустит твоего Иванушку. Счастливого пути.

  Маша: Спасибо вам ребята большое за помощь.

  Воспитатель: А мы все вместе тебя проводим.  (Выходят в коридор и находят гриб с сюрпризом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Сказочные приключения" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В увлекательной  для дошкольников форме я стараюсь помочь им понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с злы...

Конспект занятия "Сказочное путешествие"

Представлен конспект занятия, направленного на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия "Сказочные снеговики"

Конспект занятия для средней группы "Сказочные снеговики" с использованием нетрадиционных техник рисования...

Конспект занятия "Литературный калейдоскоп"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Литературный калейдоскоп"...

Конспект занятия "Витаминный калейдоскоп"

Конспект спортивно развлекательного мероприятия "Витаминный калейдоскоп"...

Конспект занятия «Сказочный калейдоскоп».

Цель: Развитие речи детей. Расширение и углубление знаний о сказках. ...

Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным  Санкт-Петербургом. Жизнью и  творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...