ЛОТО (с 3 лет) МР 1 Семенович А. В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Обычная игра в лото, но взрослый молча поднимает картинку и отдает ее только в том случае, если ребенок правильно называет изображенный на ней предмет.
Оборудование: игра «лото».
| КТО БОЛЬШЕ? (с 3 лет) МР 2 Филимонова О. Ю.
Цель: расширение объёма словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов.
Ход: Игра может проводится как с опорой на наглядность, так и без неё. Взрослый показывает детям предмет (его изображение) или называет слово: «Арбуз». Дети поочерёдно называют признак названного взрослым предмета: «Арбуз – зелёный, большой, круглый, сладкий, спелый, ароматный, тяжёлый, гладкий, сочный». Тот игрок, который прервёт цепь определений. Не дав ответа, выбывает из игры. Таким образом, ребёнок, оставшийся в игре последним, становится победителем.
|
ЧТО БЫВАЕТ? (с 3 лет) МР 3 Филимонова О. Ю.
Цель: расширение объёма словаря, уточнение представлений о признаках предметов.
Ход: Взрослый называет признак предмета. Детям необходимо к названному признаку подобрать название предмета: «Что бывает красным (круглым, высоким, сладким, горячим, железным, лёгким, колючим)? Дети поочерёдно предлагают по одному варианту. Побеждает тот, кто останется в игре последним (даёт большее количество ответов).
|
ПОДБЕРИ СЛОВО (с 3 лет) МР 4 Филимонова О. Ю.
Цель: расширение объёма словаря, понятийного значения слов.
Ход: Ребёнок подбирает как можно больше ответов на вопрос взрослого: - Бежит (кто? что?) – лиса, человек, время, дорога.
- Скачет (кто? что?) – конь, заяц, лошадь, мяч.
- Летит (кто? что?) – птица, самолет, снежинка, лист, камень, пассажир, летчик.
- Кусается (кто?) – собака, тигр, волк, комар.
- Охотится (кто?) – волк, лиса, тигр, сова, охотник.
- Ползёт (кто?) – змея, ящерица, червяк.
|
ПОДБЕРИ СЛОВО – 2 (с 3 лет) МР 5 Филимонова О. Ю.
Цель: расширение объёма словаря, понятийного значения слов.
Ход: Ребёнок подбирает как можно больше ответов на вопрос взрослого: - Катится (кто? что?) – мяч, колечко, колобок, ребёнок, снежный ком.
- Дует (кто? что?) – ветер, человек, ребёнок.
- Светит (кто? что?) – солнце, луна, звезда, человек, фонарь, лампа, свеча.
- Плывёт (кто? что?) – человек, птица, корабль, облако.
- Стоит (кто? что?) – человек, кресло, шкаф, столб.
- Висит (кто? что?) – полка, люстра, пальто, туман, обезьяна.
| ПОДБЕРИ СЛОВО – 3 (с 3 лет) МР 6 Филимонова О. Ю.
Цель: расширение объёма словаря, понятийного значения слов.
Ход: Ребёнок подбирает как можно больше ответов на вопрос взрослого: - Падает (кто? что?) – человек, щенок, дождь, снег, настроение, тень.
- Лежит (кто? что?) – человек, пёс, снег, одеяло.
- Шумит (кто? что?) – дети, птицы, деревья.
- Везёт (кто? что?) – шофёр, человек, автобус, грузовик.
- Моют (что?) – пол, посуду, машину, собаку, ребёнка.
- Шьют (что?) – пальто, тапки, рубашку, шторы, платье, брюки.
- Рисует (кто? что?) – художник, девочка, мороз.
|
ЭКСКУРСИЯ ПО ДОМУ (с 3 лет) МР 7
Цель: развитие речи, памяти, внимания.
Ход: Воспитатель показывает куклу, рассказывает, что кукле Любе надоело жить в своем кукольном домике, она хочет отправиться в «путешествие» по всей комнате. Предложить ребенку показать Любе все, что есть в групповой комнате, назвать каждую вещь и рассказать, для чего она нужна. Кукла Люба - любопытная девочка и любит задавать вопросы. Играть можно несколько дней.
|
ЗЕЛЁНОЕ СОЛНЦЕ (с 3 лет) МР 8
Цель: развитие внимания, мышления.
Ход: Нарисовать на картинке солнце зеленого цвета. Показать картинку ребенку. Спросить, все ли правильно сделали? Когда выяснится, что солнце такого цвета вовсе не похоже на солнце, предложить ребенку найти и дать воспитателю желтый карандаш, чтобы исправить ошибку.
|
ПОДУМАЙ И ПОЛОЖИ (с 3 лет) МР 9
Цель: развитие представлений о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).
Ход: Предложить ребенку положить какой-либо предмет в определенное место, например: «Положи этот листок бумаги под большую книгу. Книга лежит на столе», «Положи тетрадь между книжкой-раскраской и альбомом» и т. п.
| РЯДОМ, ПЕРЕД, ОКОЛО (с 3 лет) МР 10
Цель: развитие представлений о местоположении предметов в пространстве, развитие речи и воображения.
Оборудование: несколько игрушек.
Ход: Предложить ребенку проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе удобное место. Вокруг ребенка разместить игрушки. Вместе с ребенком придумать названия остановкам или вспомнить знакомые ему: «Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет остановка? Посмотри, кто это спрашивает?»; «Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот автобус? А кто сидит рядом с тобой?» И т. д. |
ВЫСОКО – НИЗКО (с 3 лет) МР 11
Цель: развитие диалектического мышления.
Ход: Взрослый предлагает ребятам проходить через разные «ворота» – высокие или низкие. Если ведущий говорит, что ворота высокие, то можно идти прямо, а если низкие – надо наклониться. Дети идут по кругу, и кто вовремя не наклонился, садится отдыхать. Игра может быть усложнена, в нее могут быть введены разные оттенки: очень высокий (прыгнуть вверх), очень низкий (проползти) и т. п.
|
ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЕГКИЙ (с 3 лет) МР 12
Цель: развитие диалектического мышления.
Ход: Каждому ребёнку дается пустая сумка или пакет. Детям говорят: «Каждый из вас несет сумку. Сумка может быть тяжелая и легкая. Покажите, как несут легкую сумку». Дети показывают. «Теперь покажите, как несут тяжелую сумку. Так. А теперь можно играть. Вы будете как будто нести сумки, а я буду говорить, какие они у вас: тяжелые или легкие. И вы так и будете нести каждый свою сумку». Здесь тоже можно ввести оттенки: очень тяжелая сумка (сумка ставится на пол) и очень легкая (сумка складывается).
Рекомендации: Аналогично можно построить большое число игр: «быстро-медленно», «грустно-весело», «жарко-холодно», «светло-темно» и т. п.
|
СМЕШНЫЕ ГЛУПОСТИ (с 3 лет) МР 13
Цель: развитие речи, мышления, внимания.
Оборудование: книга с картинками.
Ход: Вместе с малышом начните рассматривать его любимую книжку. Задавайте ему по картинкам вопросы, которые являются неверными. Если на картинке нарисованы пасущиеся коровы, спросите: «Это собака ест травку?» Если на картинке медведи обнаружили Машу, спящую в их кровати, Спросите: «Этого мишку зовут Машей?»
| КТО ДОЛЬШЕ? (с 3 лет) МР 14
Цель: развитие речевого дыхания, произвольности, самоконтроля.
Ход: В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные звуки.
|
ГОЛОСА ЖИВОТНЫХ (с 3 лет) МР 15
Цель: развитие речи, артикуляционного аппарата, знакомство с животным миром.
Оборудование: карточки с изображением животных.
Ход: Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает: - воробей — чирикает (чирик-чирик);
- ворона — каркает (кар-кар);
- гусь — гогочет (га-га-га);
- кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю);
- коза — блеет (ме-е-е);
- корова — мычит (му-у-у);
- кошка — мяукает (мяу-мяу);
- лошадь — ржет (и-го-го);
- филин — ухает (уху-уху).
|
ГОЛОСА ЖИВОТНЫХ – 2 (с 3 лет) МР 16
Цель: развитие речи, артикуляционного аппарата, знакомство с животным миром.
Оборудование: карточки с изображением животных.
Ход: Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает: - лягушка — квакает (ква-ква);
- мышка — пищит (пи-пи-пи);
- осел — ревет (иа-иа);
- петух — поет, кукарекает (кукареку);
- пчела — жужжит (ж-ж-ж);
- слон — трубит (ту-у-у);
- собака — лает (гав-гав);
- тигр, лев — рычит (р-р-р);
- утка — крякает (кря-кря).
|
УГАДАЙ ЖИВОТНОЕ (с 3 лет) МР 17
Цель: развитие речи, артикуляционного аппарата, знакомство с животным миром.
Оборудование: карточки с изображением животных.
Ход: Карточки необходимо перевернуть, перемешать и сложить в кучку. Каждый участник игры по очереди достаёт карточку и озвучивает животное, которое там изображено. Остальные должны угадать, что это за животное.
| КУКЛА СПИТ (с 3 лет) МР 18
Цель: развитие речи, слуха, произвольности, самоконтроля.
Оборудование: кукла или мягкая игрушка.
Ход: Взрослый укладывает куклу спать. Надо объяснить детям, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с детьми, задайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом). Рекомендации: Детям может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.
|
ЗАКОНЧИ СЛОВО (с 3 лет) МР 19
Цель: развитие речи, памяти, внимания.
Ход: Попросите детей закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок. Если детям трудно сориентироваться, показывайте на предмет (картинку), который называете.
|
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ (с 3 лет) МР 20
Цель: развитие речи, расширения словаря.
Ход: Поговорите с детьми о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...). Пусть они придумают, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...). Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе детям приходилось использовать разные времена, числа, лица.
|
БОЛЬШЕСЛОВ (с 3 лет) МР 21
Цель: развитие речи, развитие умения образовывать длинные слова.
Ход: Попробуйте с детьми одним словом назвать какой-нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он – длинноухий; у папы глаза серые, значит, он — сероглазый и т. п.
| КТО ЕСТЬ КТО? (с 3 лет) МР 22
Цель: развитие речи, знакомство с основами формообразования имён существительных.
Ход: Рассуждайте с детьми о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа – слон, то мама – слониха, а их ребенок – слоненок и т. д.
|
ЧТО ЛЮБИТ НАША КУКЛА? (с 3 лет) МР 23
Цель: развитие речи, воображения.
Оборудование: кукла.
Ход: Педагог предлагает детям спросить, что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать?» Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любят делать дети. Помочь им такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить детям рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.
|
ЯБЛОКО ИЛИ ТАРЕЛКА? (с 3 лет) МР 24
Цель: развитие речи, понятийного мышления.
Ход: Задавая детям вопросы, предупредить их, что вы можете ошибаться. Яблоко и груша - это овощи? Ложка и тарелка - это посуда? Шорты и майка - это мебель? Ромашка и одуванчик - это деревья?
Усложнить задания, называя предметы из разных тематических групп: Помидор и апельсин - это овощи? Ложка и дерево - это посуда? И т. д.
|
ЧТО МЫ ВИДИМ ВО ДВОРЕ? (с 3 лет) МР 25
Цель: развитие наблюдательности, внимания; расширение словарного запаса.
Ход: посмотреть вместе с детьми в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему наводящими вопросами: «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева?» И т. д. | ЁЖИК ШЁЛ (с 3 лет) МР 26
Цель: развитие речи, ознакомление детей с функциональным назначением предметов.
Ход: составить вместе с детьми коротенькие веселые стихи, которые расширяют их познания, например: Ежик шел по лесу, шел И один грибок нашел. Сел, съел И дальше пошел.
Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать ребенок. В стихотворение можно вставлять имя ребенка. Даня шел, шел, шел, Телевизор нашел. Сел, посмотрел И дальше пошел.
| Света шла, шла, шла, Гребешок нашла. Причесала волосы И дальше пошла. И т. д.
|
|
У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН (с 3 лет) МР 27
Цель: развитие речи, расширение словарного запаса.
Ход: Предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» И т. д. Поменяться ролями: педагог - ребенок, ребенок - папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.
|
ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ (с 3 лет) МР 28
Цель: формирование навыков правильного произношения, развитие артикуляционного аппарата
Ход: Взрослый читает детям короткие рифмовки и просите повторять за ним: Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей. Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад. Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.
Или: Птичка прилетела, песенку мне спела. Девочка проснулась, сладко потянулась. Солнышко садится, Маша спать ложится.
|
СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ (с 4 лет) МР 29 Филимонова О. Ю.
Цель: развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слова), развитие слухового внимания, общей моторики.
Оборудование: мяч.
Ход: Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое – неживое», «Овощи – фрукты», «Фрукты – ягоды», «Дикий животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежда – обувь» и др.
| ПОЛОЖИ РУЧКУ (с 4 лет) МР 30 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Дайте ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
Оборудование: ручка и пенал
Рекомендации: предлоги усложняются в зависимости от возраста детей. Можно задать вопрос: «Откуда ты взял ручку?» Предметы могут меняться для поддержания интереса детей к игре. |
АНАЛОГИИ (с 4 лет) МР 31 Филимонова О. Ю.
Цель: активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовитых отношений между словами.
Ход: Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот: зверь – лиса, птица – журавль. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребёнок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик, мебель – кресло. Выигрывает тот, кто ни разу не собьётся.
|
ЧТО ОБЩЕГО (с 4 лет) МР 32 Филимонова О. Ю.
Цель: активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовитых отношений между словами.
Ход: Взрослый называет 2 или 3 слова. Дети определяют общее в значении этих слов. К примеру: сосна, пальма – деревья; кузнечик, муравей, стрекоза – насекомые.
|
О ПРЕДМЕТЕ Я ВАМ РАССКАЖУ – 1 (с 4 лет) МР 33 Филимонова О. Ю. Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.
Ход: Взрослый дает детям описание предмета следующим образом. «Предмет я вам не покажу, а о предмете расскажу. У этого предмета есть: - дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
- нитка, бусины (бусы);
- ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);
- палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);
- дно, стенки (стакан);
- дно, стенки, ручка (чашка);
- крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
- рукава, воротник, манжеты (рубашка);
- спинка, сиденье, ножки (стул);
- подошва, каблук, шнурки, нос, задник, мех (ботинки);
- кабина, кузов, колёса, руль, фары (грузовик);
- тесто, крем, фрукты, шоколад (торт).
| О ПРЕДМЕТЕ Я ВАМ РАССКАЖУ – 1 (с 4 лет) МР 34 Филимонова О. Ю. Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.
Ход: Взрослый дает детям описание предмета следующим образом. «Предмет я вам не покажу, а о предмете расскажу. У этого предмета есть: - кожица, мякоть, семечки, лист (яблоко);
- сиденье, ножки (табурет);
- каблук, подошва, нос, задник, стелька (туфли);
- спинка, сиденье, ножки, подлокотники (кресло);
- кабина, салон, колёса, руль, фары (автобус);
- дно, крышка, стенки, ручка, носик (чайник);
- ствол, ветки, листья, корни, кора (дерево);
- глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);
- голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот);
- голова, туловище, лапки, хвостик, перья, крылья, клюв (птица);
- голова, туловище, лапы, хвост, рога, вымя (корова);
- голова, туловище, лапки, иголки (ёж).
|
О ПРЕДМЕТЕ Я ВАМ РАССКАЖУ – 2 (с 4 лет) МР 35 Филимонова О. Ю. Цель: уточнение представлений детей о местоположении и функциональной принадлежности предметов.
Ход: Взрослый дает детям описание предмета следующим образом. «Предмет я вам не покажу, а о предмете расскажу. Этого предмет: - нужен на кухне, в нём варят пищу (кастрюля);
- растёт на улице, его плоды любят свиньи (дуб);
- надевают на шею, он служит для украшения (бусы);
- растёт на улице, украшает дом в Новый год (ель);
- движется по воде, перевозит людей и грузы (корабль);
- нужен на кухне, из него пьют, держа всеми пальцами руки (стакан);
- нужен на кухне, из этого предмета пьют, держа за ручку (чашка);
- движется в небе, перевозит людей и грузы (самолёт);
- хранится в шкафу, нужен для того, чтобы покрывать тело людей (рубашка);
- нужен для того, чтобы сидеть опираясь на спинку (стул);
- надевают на ноги в холодное время года (сапоги, валенки);
- ездит по дорогам, перевозит грузы (грузовик).
|
О ПРЕДМЕТЕ Я ВАМ РАССКАЖУ – 2 (с 4 лет) МР 36 Филимонова О. Ю. Цель: уточнение представлений детей о местоположении и функциональной принадлежности предметов.
Ход: Взрослый дает детям описание предмета следующим образом. «Предмет я вам не покажу, а о предмете расскажу. Этого предмет: - его выпекают, подают на стол к чаю (торт);
- растёт на дереве в саду, используется в пищу (яблоко);
- находится на кухне для того, чтобы на нём сидеть (табурет);
- надевают на ноги в теплое время года (туфли);
- нужен для того, чтобы сидеть, опираясь на спинку и подлокотники (кресло);
- ездит по дорогам, перевозит людей (автобус);
- нужен на кухне для кипячения воды (чайник);
- живёт в доме, мурлычет (кот);
- летает по воздуху, чирикает (воробей);
- живёт в хлеву, даёт людям молоко (корова);
- живёт в лесу, защищается от врага колючками (ёж);
- это передняя часть головы (лицо).
|
О ПРЕДМЕТЕ Я ВАМ РАССКАЖУ – 3 (с 4 лет) МР 37 Филимонова О. Ю. Цель: уточнение представлений детей о внешнем виде предметов.
Ход: Взрослый дает детям описание предмета следующим образом. «Предмет я вам не покажу, а о предмете расскажу. Это: - красный, круглый, маленький (помидор);
- оранжевый, большой, полосатый (тигр);
- синее, огромное, глубокое (море);
- зелёная, высокая, колючая (сосна);
- белая, круглая, нежная (ромашка);
- голубая, круглая, глубокая (тарелка);
- коричневая, деревянная, старая (будка);
- белое, овальное, гладкое (яйцо);
- зелёное, круглое, крупное (яблоко);
- белая, круглая, искристая (снежинка);
- оранжевый, круглый, крупный (апельсин);
- зелёный, длинный, зубастый (крокодил).
| О ПРЕДМЕТЕ Я ВАМ РАССКАЖУ – 3 (с 4 лет) МР 38 Филимонова О. Ю. Цель: уточнение представлений детей о внешнем виде предметов.
Ход: Взрослый дает детям описание предмета следующим образом. «Предмет я вам не покажу, а о предмете расскажу. Это: - белые, круглые, маленькие (таблетки);
- жёлтое, круглое, сверкающее (солнце);
- круглый, маленький, синий (мяч);
- разноцветная, маленькая, хрупкая (бабочка);
- прозрачная, длинная, острая (сосулька);
- красный, длинный, тонкий (карандаш);
- пятнистый, длинношеий (жираф);
- оранжевый, круглый, маленький (мандарин);
- белый, искристый (снег);
- зелёный, колючий (кактус);
- оранжевая, длинная (морковка);
- желтый, овальный (лимон).
|
О ПРЕДМЕТЕ Я ВАМ РАССКАЖУ – 4 (с 4 лет) МР 39 Филимонова О. Ю. Цель: уточнение представлений детей о действиях предметов и живых существ.
Ход: Взрослый дает детям описание предмета следующим образом. «Предмет я вам не покажу, а о предмете расскажу. Это: - прыгает, рычит, нападает (лев);
- летает, жужжит, жалит (пчела);
- летает, ползает, жужжит (жук);
- летает, пищит, кусает (комар);
- думает, говорит, пишет (человек);
- бодает, мычит, жует (корова);
- скачет, возит, ржёт (лошадь);
- прыгает, квакает, ловит (лягушка);
- лежит, ест, хрюкает (свинья);
- грызёт, скулит, лает (собака);
- лакает, мяукает, умывается (кошка);
- клюёт, квохчет, кудахчет (курица).
|
О ПРЕДМЕТЕ Я ВАМ РАССКАЖУ – 4 (с 4 лет) МР 40 Филимонова О. Ю. Цель: уточнение представлений детей о действиях предметов и живых существ.
Ход: Взрослый дает детям описание предмета следующим образом. «Предмет я вам не покажу, а о предмете расскажу. Это: - плавает, летает, крякает (утка);
- летает, перевозит, приземляется (самолёт);
- растёт, пахнет, колется (ёлка);
- висит, тает, капает, падает (сосулька);
- рисует, раскрашивает, пачкает (фломастер);
- светит, мерцает, сверкает (звезда);
- висят, качаются, останавливаются (качели);
- падает, летает, тает (снежинка);
- зреет, растёт, синеет (слива);
- растет, распускается, вянет (цветок);
- висит, лежит, согревает (одежда);
- варит, жарит, печёт (повар).
|
О ПРЕДМЕТЕ Я ВАМ РАССКАЖУ – 4 (с 4 лет) МР 41 Филимонова О. Ю. Цель: уточнение представлений детей о действиях предметов и живых существ.
Ход: Взрослый дает детям описание предмета следующим образом. «Предмет я вам не покажу, а о предмете расскажу. Это: - лечит, измеряет, слушает (доктор);
- учит, спрашивает, объясняет (учитель);
- строит, поднимает, устанавливает (строитель);
- рисует, придумывает, раскрашивает (художник);
- играет, исполняет, кланяется (музыкант);
- сочиняет, придумывает, записывает (писатель);
- измеряет, раскраивает, шьёт (портниха);
- воспитывает, учит, показывает (воспитатель);
- стирает, кипятит , гладит (прачка);
- убирает, моет, вытирает (уборщица);
- продает, рассказывает, показывает (продавец).
| НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ (с 4 лет) МР 42 Филимонова О. Ю. Цель: активизация слов с обобщающим значением.
Ход: Взрослый просит назвать одним словом ряд действий, детализирующих сложное действие:
- мыть овощи, резать, складывать, включать плиту, жарить, переворачивать, подливать масло, тушить, помешивать, добавлять, солить, перчить, выключать газ – готовить;
- брать куклу, одевать, кормить, учить, укладывать спать – играть;
- наливать, накладывать, отламывать, есть, откусывать, жевать, грызть, пить, благодарить – обедать (завтракать, ужинать);
- закатать рукава, повернуть кран, подставить тарелку под струю воды, смочить её, взять губку, намылить, потереть губкой тарелку, снова подставить тарелку под струю воды, смыть мыло – мыть посуду.
|
ГДЕ ЛЕЖИТ КАРАНДАШ? (с 4 лет) МР 43 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).
Оборудование: карандаш и тетрадь.
Рекомендации: Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз попросите называть только соответствующий предлог. |
ТЕРЕМОК (с 4 лет) МР 44 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка — под волком, а выше всех — лев. Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.
Оборудование: схематичное изображение дома из 4 этажей.
Рекомендации: варианты жильцов теремка и их расселения меняются.
|
ЛЕСТНИЦА (с 4 лет) МР 45 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Пройдитесь с ребенком по лестнице, считая ступеньки. Затем соорудите «лестницу» из подручных средств, потом можно будет изобразить ее на бумаге. Расставьте с ним на ступеньках, например, матрешек (соответственно — по восходящей и по нисходящей) или любые другие постепенно увеличивающиеся (уменьшающиеся) предметы.
Оборудование: любые постепенно увеличивающиеся (уменьшающиеся) предметы.
Рекомендации: Усложняя ситуацию, попросите ребенка каждую ступеньку обозначить соответствующей цифрой. Задачи можно варьировать: просто от 1 к... | КТО ЧЕЙ РЕБЁНОК (с 4 лет) МР 46 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Игра вербальная (можно с перекидыванием мяча или с подбором картинок): «У козы — ..., у белки — ..., у овцы — ... (и т.д.)».
|
КТО КЕМ СТАНЕТ, КТО КЕМ БЫЛ? (с 4 лет) МР 47 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: «Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако; и теперь он не щенок — взрослая... Жеребенок с каждым днем подрастал и стал... Бык, могучий великан, (в детстве был..., толстый увалень баран — тоненьким...)». Кем были раньше дубок, цыпленок, цветок (и т.п.)? - цыпленок - яйцом;
- лошадь - жеребенком;
- корова - теленком;
- дуб - желудем;
- рыба - икринкой;
- яблоня - семечком;
- лягушка - головастиком;
- бабочка - гусеницей;
- хлеб – мукой.
|
НУЖНО – НЕ НУЖНО (с 4 лет) МР 48
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: Взрослый предлагает детям посадить огород (сад, обставить комнату и т.п.) и говорит: «Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет». Засадив огород, садят сад.
|
ВРЕМЯ СУТОК (с 4 лет) МР 49 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций, закрепление знаний о частях суток. Ход: Проанализируйте вместе с ребенком последовательность времени суток. Нарисуйте вместе с ним рисунок
| ВРЕМЯ СУТОК – 2 (с 4 лет) МР 50 Семенович А.В. Цель: развитие мыслительных операций, закрепление знаний о частях суток. Ход: 1. Четверо детей стоят с четырех сторон вокруг водящего, находящегося в центре. Каждый из игроков олицетворяет какую-либо часть суток, занимая свое место в суточном кругу (образ циферблата). Игрок кидает мяч водящему и называет себя: «Утро». Тот бросает мяч игроку, изображающему следующую часть _ суток, а потом поворачивается в его сторону. Игрок с мячом опять называет 4 часть суток и бросает мяч водящему. 2. Условия те же. Ребенок, олицетворяющий утро, подбрасывает мяч вверх и говорит: «После утра будет...». Мяч ловит тот ребенок, которому следует сказать: «День». Когда последовательность со словом после усвоена, также отрабатывается последовательность со словом перед и за; затем вперемешку. 3. Дети садятся в круг, вводится правило: если ведущий, называя какую либо часть суток, направляет ребенку красный мяч — тот называет часть суток предшествующую (до) названной; если синий мяч — часть суток, следующую после названной; желтый — противоположную часть суток («утро—вечер», «день— ночь»). |
Я ЗНАЮ ПЯТЬ… (с 4 лет) МР 51 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: ребенок одновременно с ударом по мячу называет несколько слов. Это могут быть имена мальчиков, девочек; названия растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т.д.
Оборудование: мяч.
Рекомендации: в эту игру можно играть и без мяча, один ребёнок называет слова, остальные дети выполняют какое-либо движение и ведут счёт (например: приседают и считают слова). С каждым игроком задание меняется. Это позволяет включить в игру всех детей и удерживать их внимание на протяжении длительного периода времени. |
ЗАКОНЧИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (с 4 лет) МР 52 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая...; настольная...; репчатый...; спелое сладкое...; душистое туалетное...; куриное...; зеленый...; желторотый...; колючий... и т.п.
|
СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ (с 4 лет) МР 53 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением. Морковь сладкая, а редька... Молоко жидкое, а сметана... Трава низкая, а дерево... Зима холодная, а лето... Сажа черная, а мел... Сахар сладкий, а перец...
| НАЗОВИ ПЯТЬ ПРЕДМЕТОВ (с 4 лет) МР 54 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребенку предлагают назвать пять предметов: больших (маленьких); красных (зеленых, светлых, разноцветных и т.д.); квадратных (круглых, овальных); сладких (горьких, соленых, кислых); пушистых (гладких, холодных) и т.д.
|
УГАДАЙ ЖИВОТНОЕ (с 4 лет) МР 55 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Спросите ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как...; трусливый, как...; колючий, как...; верный, как...; зоркий, как...; мудрый, как...; сильный, как...; голодный, как...?» То же — с любыми другими явлениями природы и т. п.
|
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (с 4 лет) МР 56 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребенку предлагается вместо точек вставить нужные слова. Животное, которое мяукает, называется... Птица, которая каркает, называется... Дерево, на котором растут яблоки, называется... Дерево, которое украшают к Новому году, называется...
Рекомендации: Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов.
|
ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ (с 4 лет) МР 57 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша — ...; стул, шкаф — ...; огурец, капуста — ...; ботинок, сапог — ...; кукла, мячик — ...; чашка, тарелка — ...; кошка, слон — ...; нога, рука — ...; цветок, дерево — ...; окунь, щука — ...; роза, одуванчик — ...; март, сентябрь — ...; дуб, береза — ...; фонарь, лампа — ...; дождь, снег — ... Рекомендации: То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.
| КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗЦУ (с 4 лет) МР 58 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы.
Оборудование: игра «Лото».
Рекомендации: Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению.
|
РАЗЛОЖИ ПО ГРУППАМ (с 4 лет) МР 59 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Необходимо дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.
Оборудование: предметные картинки.
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБОБЩАЮЩЕМУ СЛОВУ (с 4 лет) МР 60 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.
Оборудование: набор картинок.
|
КТО ЛЕТАЕТ (с 4 лет) МР 61
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: Если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки. Рекомендации: можно менять задание «Съедобное – несъедобное», «Живое – не живое», можно использовать в игре мяч. | СЛОВО НА ЛАДОШКЕ (с 4 лет) МР 62
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: «Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..) и т.п.
|
КТО ЧТО ДЕЛАЕТ? (с 5 лет) МР 63
Цель: расширение словарного запаса. Ход: назвать, что может делать данное животное. Обратить внимание на привычные и специфические действия: крадётся, скрывается, спасается, прячется, выслеживает, догоняет, убегает, затаился, бросился, подпрыгнул, схватил, взобрался, вскарабкался, нырнул, взлетел, скребётся, шуршит, выглядывает, наблюдает и т. п.
Собака. Кошка. Волк. Медведь. | Арбуз. Лимон. Собака. Заяц. |
|
НАРИСУЙ ПРЕДЛОГ (с 5 лет) МР 64 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Предложите (с вашей помощью) ребенку нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него способом, например как на рис.
Оборудование: карандаш, бумага
|
ЗАШИФРОВАННОЕ ПОСЛАНИЕ (с 5 лет) МР 65 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: ребенок должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка. Оборудование: рисунки-схемы.
Рекомендации: Нарисуйте несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложите ребенку самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему предлогами.
| НОВОСЕЛЬЕ (с 5 лет) МР 66 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: Ребенок по представлению (без наглядной опоры) решает такие задачки: «В теремке поселились: лягушка — под мышкой, зайчик — над лисичкой, а мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?» «Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна семья: Борисовы — под Карповыми, Ивановы — над Черновыми, а Карповы — под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры».
|
СХЕМА ДВИЖЕНИЯ (с 5 лет) МР 67 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: Возьмите маленькую машинку и книгу. Попросите ребенка сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, съехала с нее, заехала под нее, выехала из-под нее, подъехала к ней, отъехала от нее, заехала за нее, выехала из-за нее. Потом сами выполните те же действия и попросите ребенка составить предложения для каждого случая. Затем — зарисовать предлоги предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки.
|
ЧТО, ГДЕ, КТО, КУДА? (с 5 лет) МР 68 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Попросите ребенка ответить на заданные вопросы применительно к его квартире, группе, улице и т.д. Затем, используя любую сюжетную картинку, попросите его проделать то же самое, интерпретируя ее, т.е. рассказывая, кто (что) где находится, куда движется и т.д.
|
РАЗЛОЖИМ ПО ПОРЯДКУ (с 5 лет) МР 69 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет ананас, вторым — яблоко, третьей — клубника (до десяти изображений)». Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него.
Оборудование: предметные картинки, игрушки
Рекомендации: Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка.
| ПРОНУМЕРУЕМ РЯД (с 5 лет) МР 70 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Пронумеруйте ряд, составленный в упражнении «Разложим по порядку». Вместе с ребенком найдите число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее). При этом акцент делается на то, что, определяя число, стоящее «за» и «перед» какими-либо, мы движемся соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево).
Оборудование: предметные картинки (игрушки), цифры.
Рекомендации: Точно так же отрабатывается понимание того, что число «перед» находится слева от эталона в числовом ряду, а число «после» — справа.
|
РЯД ЧИСЕЛ (с 5 лет) МР 71 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: С опорой на числовой ряд от 1 до 5(10) объясните, что чем левее в ряду стоит число, тем оно меньше, и наоборот. Назовите первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? Здесь очень поможет «маркировка» величины: следующая цифра выше предыдущей, следующая еще выше, предыдущая ниже и т.д. В каком направлении возрастают числа в ряду? Ребенок сначала рисует стрелку в направлении слева направо, а затем отвечает. Прочитайте ряд в обратном порядке. Как изменяется величина чисел в этом направлении?
Оборудование: знакомые ребёнку цифры.
|
СОСЕДИ НАШЕГО ЧИСЛА (с 5 лет) МР 72 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Педагог вместе с ребенком называет «соседей» любого числа. Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число слева меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.
Оборудование: знакомые ребёнку цифры.
|
ВЕРНИ ЧИСЛО НА МЕСТО (с 5 лет) МР 73 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Дается числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число. Образец ответа: «Пропущено число семь. Оно больше шести на одну единицу, а значит, стоит справа от него». Или: «Число семь на единицу меньше восьми, значит, стоит слева от него».
Оборудование: знакомые ребёнку цифры.
| ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ? (с 5 лет) МР 74 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Пусть ребенок определит, какое событие произошло раньше, какое позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином» и т.п.
|
РАСПОРЯДОК ДНЯ (с 5 лет) МР 75 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций, закрепление знаний о частях суток.
Ход: Проанализируйте вместе с ребенком, что он обычно делает в первую очередь «после» того, как проснулся; что делает «после» этого и т.д. Затем схематично на рисунке (игра «Время суток») напишите распорядок дня, дайте четкое направление хода времени. При этом со зрительной опорой на схему, на конкретном материале распорядка дня у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», «до» и «после». Попросите его рассказать об основных моментах режима дня, используя наречия: вечером, ночью, утром, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно и т.п. Проанализируйте, чем заняты в это же время другие люди, животные (ночью гуляют кошки, летает сова, бегают мыши).
|
ДНИ НЕДЕЛИ, ВРЕМЕНА ГОДА, МЕСЯЦЫ (с 5 лет) МР 76 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций, закрепление знаний о днях недели, месяцах, временах года. Ход: Проанализируйте вместе с ребенком последовательность месяцев, дней недели, времени года. Нарисуйте вместе с ним рисунок
|
Я ЗАГАДАЛ ЧИСЛО (с 5 лет) МР 77 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Один из игроков загадывает число в определенном интервале по договоренности. Остальные пытаются его отгадать. «Это число пять». — «Нет, мое число меньше», — говорит загадавший. «Два». — «Нет, больше». Игра идет до тех пор, пока число не будет угадано.
Рекомендации: Необходимо следить, чтобы дети не называли числа наугад, а осознавали, на каком интервале числового ряда они находятся. | ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ (с 5 лет) МР 78 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Предложите ребенку рисунки, на которых люди ведут себя не по возрасту. Сопроводите их комментариями и вопросами типа: «Каждый человек ведет себя в соответствии со своим возрастом? То, что хорошo для детей, может быть нелепым для взрослых, и наоборот? Что такое возраст? Какой вопрос задают человеку, когда хотят спросить о его возрасте? С какого дня начинается отсчет возраста человека? Знаешь ли ты, сколько лет тебе, твоим родным?».
Оборудование: картинки с ситуациями.
Рекомендации: Здесь же необходимо проработать временные понятия «младше», «старше», «ровесники» и т.п.
|
КАК МЕНЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК С ВОЗРАСТОМ? (с 5 лет) МР 79 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Обсудите с ребенком, как меняются с годами физические способности, объем знаний, память, опыт и т.д., опираясь на изображения людей соответствующего возраста. Затроньте вопрос об отношении к маленьким и старикам.
Оборудование: изображения людей разного возраста.
|
СОСТАВ СЕМЬИ И РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ (с 5 лет) МР 80 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Подготовьте соответствующие иллюстрации и разберите с ребенком, кто кем является в семье, делая началом отсчета сначала ребенка, потом других членов семьи («Для дедушки твой папа — сын, ты — внук, бабушка — жена и т.д.). Составьте схему семьи ребенка, сопроводив ее фотографиями. Обсудите, кто какие роли выполняет в семье и какие имеет права и обязанности (мама заботится о бабушке, а бабушка — о внуках).
Оборудование: иллюстрации с изображением членов семьи (можно фотографии членов семьи ребёнка).
|
ДНИ НЕДЕЛИ, ВРЕМЕНА ГОДА, МЕСЯЦЫ-2 (с 5 лет) МР 81 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций, закрепление знаний о днях недели, месяцах, временах года. Ход: - игроки ловят мяч только в том случае, когда назван месяц определенного времени года;
- б) ведущий называет месяц, а игрок, которому бросили мяч, — соответствующее время года;
- в) игроки должны ловить мяч, только если назван какой-либо месяц, а ведущий может называть еще и времена года, дни недели, части суток.
Здесь же отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации. Например: «После какого времени года наступает?..», «Перед каким временем суток бывает?..» и т.д. Оборудование: мяч
| НОВЫЕ СЛОВЕЧКИ (с 5 лет) МР 82 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме: Какого он цвета (каких цветов еще бывает)? На что он похож? От чего сильно отличается? Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)? Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? Где встречается? Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)? Рекомендации: Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает. Затем можно поменяться ролями. Ребенок при этом следит за правильностью ответов. |
УГАДАЙ-КА (с 5 лет) МР 83 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Взрослый описывает предмет, а ребенок угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями.
Оборудование: можно использовать картинки.
Рекомендации: на первом этапе игры желательно использовать картинки, чтобы ребёнку легче было описывать предмет. |
ЗАГАДКИ-ОПИСАНИЯ (с 5 лет) МР 84 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.) То рыжая, то серая, а по названию — белая. (Белка.) Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг.) Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел. (Одуванчик.) Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.)
|
СОСТАВЛЯЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (с 5 лет) МР 85 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребёнка просят дать определения следующих слов: а) блюдце — это..., масленка — ..., груша — ..., берлога — ..., врач — ..., рано — ..., сумерки — ..., шептать — ..., плакать — ..., озеро — ..., зябко — ..., аккуратно — ... б) лечит людей..., овощи растут..., самолет ведет..., выше всех летает..., быстрее всех бегает..., выходит на охоту ночью...
| ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 2 (с 5 лет) МР 86 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).
|
НАЙДИ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ (с 5 лет) МР 87 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах. Например, соловей — воробей, лето — зима, стул — диван, береза — ель, самолет — автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль, девочка — мальчик и т.д. |
ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ (с 5 лет) МР 88 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным. Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда: а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро; б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица. |
ЧЕГО БОЛЬШЕ? (с 5 лет) МР 89 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.
| ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ (с 5 лет) МР 90 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая — неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные—люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние — дикие или: птицы—змеи—рыбы — насекомые и т.д.
|
ЛИШНЕЕ СЛОВО (с 5 лет) МР 91 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?». Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно, пасмурно, светло, зябко. Береза, осина, сосна, дуб. Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком. Диван, стол, кресло, дерево. Много, чисто, мало, наполовину. Ручка, мел, пенал, кукла. Вчера, сегодня, утром, послезавтра Землетрясение, тайфун, гора, смерч. |
СРАВНЕНИЕ ФИГУР (с 5 лет) МР 92
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: Детям предлагают сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. - подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;
- фигуры, отличающиеся двумя признаками;
- тремя признаками (подбери самые непохожие).
Оборудование: Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).
|
ЛИШНЕЕ СЛОВО - 2 (с 5 лет) МР 93 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?». Б. Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Лежать, стоять, плакать, сидеть. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Молчать, шептать, смеяться, орать. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.
| РАНЖИРОВАНИЕ (с 5 лет) МР 94 Семенович А.В.
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия: горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб —рука —шея —палец —нога; снежинка —сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица —квартира —город —страна—Земля; младенец – юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать.
|
ОПИСЫВАЕМ РАЗЛИЧНЫЕ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ (с 5 лет) МР 95
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребёнка просят описать любой предмет или игрушку. Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.
Рекомендации: Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете. Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. "Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.
|
НАЙДИ ПРЕДМЕТ ПО ОПИСАНИЮ (с 5 лет) МР 96
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).
Оборудование: игрушки
|
4-ЛИШНИЙ (ВЕРБАЛЬНО) (с 5 лет) МР 97
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Детей просят определить лишнее слово и обосновать свой ответ.
1. Стол, стул, кровать, чайник. 2. Лошадь, собака, кошка, щука. 3. Елка, береза, дуб, земляника. 4. Огурец, репа, морковь, заяц, 5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель 6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч. 7. Волк, лиса, медведь, кошка. 8. Фиалка, ромашка, морковь, василек. 9. Кукла, машина, скакалка, книга. 10.Поезд, самолет, самокат, пароход.
| 4-ЛИШНИЙ (ВЕРБАЛЬНО) - 2 (с 5 лет) МР 98
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Детей просят определить лишнее слово и обосновать свой ответ.
11 .Воробей, орел, оса, ласточка. 12.Лыжи, коньки, лодка, санки. 13.Стул, молоток, рубанок, пила. 14.Снег, мороз, жара, лед. 15.Вишня, виноград, картофель, слива. 16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус. 17.Река, лес, асфальт, поле. 18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер. 19.Парта, доска, учебник, ежик. 20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.
|
4-ЛИШНИЙ (ВЕРБАЛЬНО) – 3 (с 5 лет) МР 99
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Детей просят определить лишнее слово и обосновать свой ответ.
21.Краски, кисти, чайник, полотно. 22.Шляпа, крыша, дверь, окно. 23.Молоко, чай, лимонад, хлеб. 24.Нога, рука, голова, ботинок. 25.Храбрый, злой, смелый, отважный. 26.Яблоко, слива, огурец, груша. 27.Молоко, творог, сметана, хлеб. 28. Час, минута, лето, секунда. 29.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка. 30.Платье, свитер, шапка, рубашка. 31.Мыло, метла, зубная паста, шампунь. 32.Сосна, береза, дуб, земляника. 33.Книга, телевизор, радио, магнитофон. |
СРАВНЕНИЕ СЛОВ (с 5 лет) МР 100
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: Для сравнения ребёнку даются пары слов: - муха и бабочка;
- дом и избушка;
- стол и стулья;
- книга и тетрадь;
- вода и молоко;
- топор и молоток;
- пианино и скрипка.
Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?
|
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ (с 5 лет) МР 101
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: Взрослый перечисляет несколько предметов, просит сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом: 1. суп, каша, гуляш, кисель; 2. лошадь, корова, овца, свинья; 3. курица, гусь, утка, индейка; 4. волк, лиса, медведь, заяц; 5. капуста, картофель, лук, свекла; 6. пальто, шарф, куртка, костюм; 7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки; 8. шапка, кепка, тюбетейка, берет; 9. липа, береза, ель, сосна; 10.зеленый, синий, красный, желтый; 11.шар, куб, ромб, квадрат; 12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник; 13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус. | ОТВЕЧАЙ ОДНИМ СЛОВОМ (с 5 лет) МР 102
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Взрослый произносит несколько слов и просит ребёнка назвать всё это одним словом. Например: Яблоня, дуб, каштан это (деревья) Окунь, щука, карась это (рыбы) и т.д.
|
НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА (с 5 лет) МР 103
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Взрослый произносит одно слово, например «мебель», а тот, он бросает мяч, называет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, диван...).
Оборудование: мяч
Рекомендации: В эту игру можно играть наоборот – взрослый говорит три слова, а дети – как эти слова можно объединить одним словом. Например, «смородина, клубника, крыжовник – «ягоды».
|
НУ – КА ОТГАДАЙ! (с 5 лет) МР 104
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Водящий загадывает одну из картинок. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии. Вопросы: Из этого предмета можно пить? Нет. У него есть ручки - ножки? Нет. На нем можно плавать по морю? Нет. На нем можно ездить? Да. Он ездит по рельсам? Да. Это паровоз? Да. Количество вопросов 8-10. Если не угадали - менять.
Оборудование: карточки с предметными картинками. |
АНАЛОГИИ (с 5 лет) МР 105
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Детям необходимо подобрать вторую пару по аналогии с первой. Например: 1)корова-теленок курица-(цыпленок) кошка-(котенок) 2) ночь – луна день-(солнце) 3)снег- лыжи лед-(коньки) 4) начало – конец день –(ночь) 5)морковь-огород яблоко-(сад)
| СЕРИАЦИЯ (с 5 лет) МР 106
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Дети решают задачи. - Миша сильнее, чем Коля. Кто слабее?
- Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?
- Костя выше Пети. Кто ниже?
- Петя темнее, чем Нина. Кто светлее?
- Катя внимательнее,, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? (Катя).
- Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает меньше (реже) всех? (Барбос)
- Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Пушка. Кто мяукает громче всех? (Пушок).
|
СЕРИАЦИЯ - 2 (с 5 лет) МР 107
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Детям предлагают решить задачи: - Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех. (Вася).
- Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого самые светлые волосы? (Коля)
- Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша).
- Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый веселый? (Галя)
|
БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ (с 5 лет) МР 108
Цель: развитие мыслительных операций. Ход: Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно. Например: 1. Папа ушел на работу. 2. Поезд летит по небу. 3. Кошка хочет есть. 4. Человек вьет гнездо. 5. Почтальон принес письмо. 6. Зайчик пошел в школу. 7. Яблоко соленое. 8. Бегемот залез на дерево. 9. Шапочка резиновая. 10.Дом пошел гулять. 11.Туфли стеклянные 12.На березе выросли шишки. 13.Волк бродит по лесу. |
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (с 5 лет) МР 109
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребёнка просят закончить предложение.
1. Лимоны кислые, а сахар... 2. Собака лает, а кошка... 3. Ночью темно, а днем.... 4. Трава зеленая, а небо... 5. Зимой холодно, а летом.... 6. Ты ешь ртом, а слушаешь... 7. Утром мы завтракаем, а днем... 8. Птица летает, а змея... 9. Лодка плывет, а машина... 10.Ты смотришь глазами, а дышишь...
| ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО (с 5 лет) МР110
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Взрослый, читая стихотворение, останавливается после одного из слов и просит ребёнка подсказать следующее слово. Дали туфельку слону. Взял он туфельку одну И сказал: - Нужны пошире, И не две, а все … ! (четыре). С.Маршак
Часто к озеру напиться Ходит рыжая … (лисица). В.Голяховский
Прицепившись к задней шине, Мишка едет на … (машине). В.Лебедев-Кумач.
Оборудование: стихи, как специально написанные, так и известные.
|
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 2 (с 5 лет) МР 111
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Ребёнка просят закончить предложение.
11 .У человека две ноги, а у собаки... 12.Птицы живут в гнездах, а люди... 13.Зимой идет снег, а осенью... 14.Из шерсти вяжут, а из ткани... 15.Балерина танцует, а пианист... 16.Дрова пилят, а гвозди... 17.Певец поет, а строитель... 18.Композитор сочиняет музыку, а музыкант....
|
ПОХОЖ, НЕ ПОХОЖ (с 5 лет) МР 112
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Педагог напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих. «Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство».
|