Кружок "Родничок"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы »Родничок» на 2019-2020гг в подготовительной группе
Воспитатель:Столярова И.С.
Пояснительная записка.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
1. Обоснование актуальности кружковой работы.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, областью, а затем и со страной, ее столицей и символикой.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
2. Цель и задачи кружковой работы
Цель: Создание благоприятных условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания духовно – нравственной личности, патриотов своего Отечества.
Задачи:
1. Способствовать формированию чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
2. Способствовать формированию у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
3. Содействовать формированию представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
4. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России, средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
5. Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества;
6. Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
3. Педагогические принципы кружковой работы.
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образования призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов кружковой работы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Принцип последовательности. Этот принцип предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
5. Принцип тематического планирования материала. Этот принцип предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, малая родина, родная страна.
6. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
4.Законодательно – нормативное обеспечение кружковой работы.
- Закон РФ «Об образовании».
- государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
- Национальной доктриной образования Российской Федерации
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад №73 г.Смоленска, разработанная на основе программы воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-М.: Мозаика-Синтез, 2015 г..
5.Содержание тематического планирования материала.
«Семья и детский сад». Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о семейных историях, традициях, о профессии своих родителей, знакомятся с историей детского сада и профессиями сотрудников.
«Родной город». Дети получают краеведческие сведения о родной улице, о районе, месторасположение города, знакомятся с символикой родного города, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, с первопроходцами родного города, героям
труда, и ветеранами ВОВ. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
«Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с природой дети получают сначала сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе своей области и наконец общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
«Родная культура». Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
«Родная страна» В этом блоке дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представления о значении государственных символах России.. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия-многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
6. Ожидаемые результаты.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Целевые ориентиры
К 5-6 годам ребенок.
- Знает свой домашний адрес, адрес детского сада, название района, города, округа.
- Имеет представление о символике города.
- Знает название близлежащих улиц.
- Имеет представление о жизни и быте народа населявших Новосибирскую область.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности района и города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей, имена отчества родителей, традиции своей семьи.
- Знать о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат).
- Иметь представление о символике России.
- Иметь представление о подвигах русских богатырей.
6-7 лет:
- Знать краткие сведения об истории города, области.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, имена и отчество родителей, домашний адрес, адрес детского сада.
- Узнавать герб, флаг, гимн г.Новосибирска.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах – защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д. о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете, государственных праздниках, школе, библиотеки и т.д..
- Знать подвиги знаменитых земляков.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
7.Механизм сопровождения кружковой работы.
1. Планирование и подготовка.
- Изучение методической литературы.
- Составление и утверждение плана работы на год.
- Приобретение методического материала.
- Изготовление игрового материала.
- Консультации для родителей.
2.Методическое сопровождение
- Организация и проведение семинара по изучению кружковой работы.
- Консультации.
- Проведение мастер – классов, круглых столов.
- Самообразование.
3.Использование результатов работы
- Подготовка и проведение методических мероприятий (пед.чтений, открытых просмотров).
Обобщение опыта работы.
- Написание творческих работ, проектов.
4.Итоговый анализ.
- Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
- Оформление результатов работы.
- Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках кружковой деятельности.
Календарно-тематическое планирование для детей старшего возраста 5-6 лет.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Сентябрь
Дата Тема недели
Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я неделя;
2-я неделя. «Моя семья» Формировать чувство любви к своим близким. Дать представление о том, что взрослые работают, чтобы содержать свой дом, детей. Рассматривание семейных альбомов; беседы с детьми о членах их семьи, профессии родителей, об их обязанностях по дому. Сюжетно – ролевые игры.
Выставка генеалогического древа. Изготовление генеалогического древа.
3-я неделя;
4-я недели. «История моего детского сада» Познакомить детей с историей детского сада «МАЛЫШ»; дать представление о том, что в строительстве детского сада принимали люди разных профессий; воспитывать чувство гордости за свой детский сад. Рассматривание видео слайдов строительство детского сада провести экскурсию по детскому саду;
Составление фотоальбома: «История моего детского сада». Консультация: сбор информации о детском саде.
Октябрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели «Моя улица, мой дом родной». Познакомить детей с названием улицы и в честь кого она так названа на которой расположен детский сад, закрепить знание детей домашнего адреса; познакомить с разными видами городских зданий, жилых домов их назначением; пополнить словарь: школа, библиотека, аптека, Банк Экскурсия по улице, на которой расположен детский сад;
Защита мини проекта: «Моя улица, мой дом родной». Подборка информации по теме: «История моей улицы».
Детско- родительские проекты по теме: «Моя улица, мой дом родной».
3-я и 4-я недели «Мой район- Колодня». Познакомить детей с историей возникновения пос.Колодня ра города Смоленска; познакомить с картой Смоленского района; систематизировать знания детей об архитектурных зданиях и памятниках родного района; воспитывать чувство любви к своей малой Родине. Беседы о своей малой Роди не, просмотр слайдов: «Значимые места Смоленского района»; фотовыставка: «Мое любимое место в Смоленском районе». Полезная информация: оформление газеты по теме: «Мой Смоленск».
Ноябрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Улицы пос.Колодня района». Закрепить представления детей об особенностях расположения пос.Колодня г.Смоленска; познакомить детей с известными фамилиями людей в честь которых названы улицы пос.Колодня; формировать интерес к своей малой Родине, развивать патриотические чувства. Просмотр на слайдах знакомых детям улиц;
Составление детьми маршрутов от своего дома до детского сада. Подборка информации о людях, в честь которых названы улицы Смоленска.
3-я и 4-я недели.
"Памятники и стелы г.Смоленска». Познакомить детей с памятниками и стелами г.Смоленска; уточнить представление детей о назначении этих памятниках; воспитывать патриотические чувства. Просмотр фотоальбома: «Памятники и стелы г.Смоленска»; Просмотр видео –слайдов: «Когда стою у вечного огня…»;
Лепка: «Памятник защитникам Отечества».
Декабрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели «Путешествие с городовичком по г.Смоленску». Познакомить детей с историей возникновения города Смоленска; закрепить название родного города, познакомить с символами родного города (герб, флаг), прослушать гимн города Смоленска, рассмотреть карту города Смоленска. Воспитывать уважительное отношение к родному городу. Беседа; рассматривание открыток, старых фотографий города. Просмотр видео - слайдов: «Мой Смоленск».
С/ролевая игра: «Экскурсия по родному городу на автобусе». Изготовление альбома о родном городе: рассказы, фотографии, рисунки.
3-я и 4-я недели. Тайны прошлого:
«Смоленск: по следу мамонта». Познакомить с историей возникновения смоленского края, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать интерес к истории смоленского края. Беседа, рассматривание энциклопедий, открыток.
Рисование рисунков: «Древний мир Смоленска».
Январь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. Мир природы Смоленской области.
«Животный и растительный мир Смоленской области.» Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире смоленского края; побуждать детей восхищаться красотой родного края; воспитывать патриотические чувства. Рассматривание карты Смоленского края; беседы о жизни диких животных родного края, рассматривание иллюстраций с травами и ягодами, выделить их целебные свойства. Познакомить детей с назначением «Красной книги»; составление «Красной книги» Смоленского края.
Д/игра «С какого дерева листок», «Зеленая аптека», Вовлечение родителей в изготовление «Красной книги» Смоленского края.
Рисование на тему: «Красная книга Смоленского края».
3-я и 4-я недели. «Водные объекты Смоленского края». Познакомить с названием реки протекающей в городе Смоленск; обсудить с детьми чем богаты водные ресурсы Смоленского края, что такое ГЭС и ее назначение; формировать понимание значения воды для жизни всего живого; побуждать детей бережно относиться к природным богатствам своей Родины. Беседы о водных ресурсах Смоленского края, река Днепр города Смоленска, ее начало и протяженность; рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей;
Итоговое рисование: «Природа Смоленской области». Рекомендации:
Помочь ребенку составить рассказ: «Чем меня привлекает подводный мир».
Февраль
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Богатыри земли русской» Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. Беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд; слушание песни «Богатырская наша сила» муз. А.Пахмутовой, сл.Н.Добронравова;
Просмотр мультфильма «Три богатыря». Выставка рисунков: «Богатыри земли русской Консультация: рисование по пословицам и поговоркам о богатырях русских.
3-я и 4-я недели. «День защитников Отечества». Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. Просмотр видео –слайдов: «Улицы героев г.Смоленска»; оформление стенгазеты «Мы гордимся нашими защитниками!»; составление рассказов о близких, служивших в армии или воевавших на ВОВ; Изготовление подарков для пап и дедушек к празднику «День защитников Отечества». Подборка фотографий дедушек и пап, служивших в войсках Советской армии».
Март
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я неделя. «Мама- первое слово» Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека; побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье; воспитывать духовно-нравственные чувства. Разучивание стихов, инсценировок, изготовление подарков для мам и бабушек;
Фотовыставка «Вот какие наши мамы!» Утренник для мам и бабушек.
3-я и 4-я недели. «Труд взрослых в родном городе» Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города, формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города, формировать первичное понимание слова «Родина». Беседы о труде взрослых в родном городе; составление рассказов о труде родителей; фотовыставка «Мама и папа на работе»; рассматривание видео -слайдов с изображением людей разных профессий: учитель, врач, кондитер, строитель, полицейский и т.д. Подборка фотографий и составление рассказа по теме: «Мама и папа на работе».
Апрель
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели «Наша страна-Россия» Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». Рассматривание карты России, ее просторы и границы; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России; чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине; прослушивание песен о Родине;
Выставка коллекций магнитов: «Моя Россия». Консультация: составление магнитов по теме: «Моя Россия».
3-я и 4-я недели. «Государственные символы России» Познакомить детей с государственными символами России –флаге, гербе, гимн. Формировать уважительное отношение к флагу РФ, знать назначение государственного флага. Рассматривание иллюстраций государственного флага и герба РФ; рассматривание герба на монетах, на документах;
Прослушивание гимна РФ, объяснить, в каких случаях исполняется государственный гимн. Рекомендации: сбор информации о древней России
Май
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели «9-мая – День Победы» Закрепить знания детей о том, что 9-мая День Победы, что страну защищали не только армия, но и партизаны среди которых были и дети. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ. Беседы, рассматривание иллюстраций из книг о ВОВ, чтение книг о подвигах русских людей; Рассматривание альбома: «Памятники города Смоленска воинам ВОВ»;
рисование «День Победы» Подбор материала о ВОВ. Рассказы о близких родственниках, воевавших на войне.
3-я и 4-я недели. «Конкурс знатоков своей малой Родины» Закрепить знания детей об истории Смоленского района, и своего города,
Достопримечательностях; воспитывать гордость за свой народ. Беседа о достопримечательностях города Смоленска и Смоленской области;
Разгадывание кроссвордов и загадок по теме: «Мой Смоленск»;
Рисование по теме: «Моя малая родина».
Консультация:
Составление кроссворда по теме: «Мой Смоленск».
Календарно-тематическое планирование для детей подготовительного возраста от 6 до 7 лет.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Сентябрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Мир вокруг нас». Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России;
Воспитывать в детях гражданско –патриотические чувства. Работа с глобусом, беседы о разных странах и их жителях; чтение стихов, сказок авторов разных стран;
Выставка коллекций магнитов разных стран;
Д/игра «Кто в какой стране живет». Консультация:
Составление магнитов разных стран.
3-я и 4-я недели «Разные национальности». Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей, расширять представления об окружающем мире и разных стран. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. Беседы о детях разных национальностей; просмотр видео- слайдов «Разноцветные люди»;
чтение литературных произведений;
Подвижные игры детей разных стран. Вовлечение родителей в подборке мультфильмов по теме: «Все мы жители одной планеты».
Октябрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1 –я и 2-я недели. «Наша Родина - Россия». Формировать в воображении детей образ Родины, представление о Росси как о родной стране, закрепить символику России, воспитывать чувство любви к своей Родине. Беседы о Родине, чтение стихотворений, пословицы и поговорки; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России; прослушивание музыкальных произведений о Родине; изготовление коллективной аппликации «Российский флаг»; Д/игра «Узнай наш флаг». Рекомендации в
подборке фотографий, открыток с изображением разных городов России.
3-я и 4-я недели. «Главный город нашей страны». Уточнить знания детей о столицы РФ; формировать представления о Москве как о главном городе России; познакомить детей с достопримечательностями столицы России; побуждать детей восхищаться ее красотой; воспитывать гражданско- патриотические чувства. Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы; просмотр видеофильмов;
Рисование по теме: «Москва – главный город!» Консультация:
Сбор информации по теме: «Истрия Московского Кремля».
Ноябрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Голубые реки России». Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. Беседы о реках России, озеро Байкал; Рассматривание карты России;
Рассматривание иллюстраций; чтение рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей; защита мини проекта «Отдых у реки»;
Рисование «Озеро - сказка». Детско- родительский проект по теме: «Отдых у реки».
3-я и 4-я недели. «Русский лес- чудесный лес!» Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства. Беседы о жизни животных в лесу, рассматривание карты России по климатическим зонам;
Экскурсия в Бугринскую рощу;
Д/игры: «С какого дерева листок», «Чьи припасы», «Зеленая аптека», «У кого какой домик» и т.д. Вовлечение родителей в оформление фотовыставки: «Прогулки по лесу».
Декабрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1 – я и 2-я недели. «Русские народные промыслы». Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковской игрушкой, с русской матрешкой, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов. Беседы о русских народных промыслах; рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д. русские народные подвижные игры;
Выставка в группе народных игрушек.
Лепка: «Козлик» - дымковская игрушка;
Рисование: «кувшин» -хохломская роспись. Подбор материала о народно – прикладном искусстве.
3-я и 4-я недели. «Многонациональная родина». Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей; воспитывать уважительное отношение детей к людям разных национальностей. Беседы о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов; чтение стихотворений, литературных произведений;
Настольно- печатная игра: «Собери костюм». Пошив русского костюма для куклы.
Январь
дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
2-я неделя. «Что значит быть гражданином России?» Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско- патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». Беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России.
Д/ игра «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн». Консультация:
Рисование по теме: «Я гражданин России!»
3-я и 4-я недели. «Знаменитые россияне». Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну; сформировать понимание значимости их деятельности для страны. Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание музыкальных произведений известных композиторов, просмотр мультфильма: «Щелкунчик»; организована коллекция книг российских авторов: «Моя любима книга» Вовлечение родителей: подборка портретов знаменитых российских писателей, поэтов, музыкантов.
Февраль
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Знаменитые спортсмены». Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта, формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям; подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот». Беседы о российском спорте, рассматривание фотографий знаменитых спортсменов, фотовыставка; рассказывание детей по теме: «Мой любимый вид спорта»;
Подвижные спортивные игры на улице. Консультация: составление рассказов по теме: «Мой любимый вид спорта».
3-я и 4-я недели. «Наши защитники в мирные дни». Продолжать формировать знания детей о подвигах людей, совершающих в наши дни; закреплять знания о службе в армии; познакомить с качествами личности героев; воспитывать желание приходить на помощь людям. Просмотр альбома с изображением разных родов войск РФ;
Праздник «День защитников Отечества»;
Изготовление подарков для пап и дедушек;
Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время ВОВ, а также в наши дни.
Консультация:
Составление рассказа о своем папе или дедушки служившем в армии.
Март
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Мамин праздник». Воспитывать добрые и нежные чувства к своим мамам; познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, спорта, космонавтики. Рассматривание фотографий знаменитых россиянок;
Изготовление подарков для мам и бабушек;
Рисование портретов «Вот какая моя мама!». Утренник для мам и бабушек.
3-я и 4-я недели. «Масленица». Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы; познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора. Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы;
Рисование: «Встреча весны в родном городе». Посещение праздника «Масленица» в Бугринской рощи. Подготовить рассказ: «Традиции моей семьи».
Апрель
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Малая родина. За что мы любим свой город». Уточнить представления детей о родном городе; закрепить и обобщить знания детей о символике города; формировать понимание выражения «малая родина». Рассматривание карты г.Смоленска; рассматривание фотоальбома «Мой Смоленск»;
Фотовыставка: «Я в родном городе»;
Сюжетно – ролевая игра: «Экскурсия по родному городу».
Консультация:
Подборка материала по теме: «Современности г.Смоленска».
3-я и 4-я недели. «Знаменитые земляки». Познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками ВОВ; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
Просмотр презентации: «Улицы героев».
Рисование: «Моя профессия». Совместные экскурсии с детьми по значимым местам своей малой родины.
Май
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «День Победы». Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла. Беседа, рассматривание иллюстраций из книг о ВОВ; чтение книг о подвигах русских людей;
Рисование: «День Победы». Рекомендации:
Выставка работ: «Я помню, я горжусь!»;
Изготовление фотоальбома: «Памятники и стелы ВОВ г.Смоленска».
3-я и 4-я недели. Итоговая диагностика по программе. Обследование детей на определение итоговых знаний по программе. Беседы с детьми; дидактические игры. Анкетирование родителей.
Карта диагностики по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего возраста. (5-6 лет).
Раздел Критерии Началоуч.год Конецуч.год
Представление о себе и своей семье Знает свое имя и фамилию.
Знает имена отчества родителей, где и кем работают родители.
Знает домашний адрес.
Умеет назвать членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Знаком со своей родословной; может составить короткий рассказ о своей семье.
Представления о детском саде Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции, знает адрес детского сада.
Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада.
Представления о малой родине. Знает улицы, площади своего района, знает название своего района.
Может назвать памятники и стелы Кировского района.
Может назвать свой город, знает символику города.
Может назвать достопримечательности города по иллюстрациям: парки, театры, аквапарк, набережная, цирк, зоопарк и т.д.
Может назвать разные виды городского транспорта: метро, троллейбус, трамвай, автобус, такси и т.д.
Представления о родной стране Знает название нашей стары и ее столицы.
Умеет узнавать государственный флаг РФ среди других.
Наличие уважительного отношения к государственным символам.
Знает правила поведения во время звучания государственного гимна.
Представление о культуре Знаком с жизнью своих предков, с условием их быта и культурой.
Имеет представление о народных праздниках и традициях
Имеет представление о русских былинах и подвигах богатырей.
Представление о географических компонентах Имеет представление о планете Земля
Ориентируется по карте и глобусу (вода-суша; море; океан…)
Могут назвать приметы по сезонам (изменили цвет листья, часто идет дождь, стало холодно, птицы улетают в теплые края и т.д.).
Знает о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат)
Навык сформирован- знает свое имя, фамилию; знает адрес детского сада, название своей улицы, района, города, знает символику родного города, страны и ее столицу, называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, называет разные виды городского транспорта; зеленые зоны города, 2-3 улицы, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках, знает кем и где работают родители.
Навык на стадии сформированности - знает свое имя, фамилию, название страны, города, затрудняется назвать адрес детского сада, район; знает символику родного города; узнает флаг и герб России; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, анализирует поступки с помощью взрослого.
Навык не сформирован- не знает названия своего района, города, страны, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн страны; плохо знает о достопримечательностях родного города, названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки, известных россиян, природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Карта диагностики по гражданско-патриотическому воспитанию детей подготовительного возраста. (6-7 лет).
Раздел Критерии Начало уч.год ,Конец уч.год
Представление о себе и своей семье Называет свое ФИО, дату рождения.
Знает имена, отчества родителей, место их работы.
Знает домашний адрес, телефон.
Знаком со своей родословной. Может составить не большой рассказ о традициях в своей семьи.
Представления о детском саде Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции. Может рассказать (опираясь на карту), о рядом стоящих зданиях с детским садом.
Знает адрес детского сада
Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада.
Представление о своих предках Может назвать фамилии знаменитых Россиян (писатели, композиторы, спортсмены).
Имеет представление о знаменитых земляках, в честь которых названы улицы и площади в своем городе.
Имеет представление о жизни людей других стран.
Представления о родной стране, своей малой родине Знает название страны и ее столицы, историю возникновения Московского Кремля, значение символического значения государственных символов России.
Называет свой город, его символы (флаг, герб).
Называет достопримечательности своего района, города (театр, зоопарк, дельфинарий, аквапарк, памятники и стелы Кировского района, музей, клуб имени Ефремова, Бугринский мост, спортивные клубы и т.д.…)
Называет улицы родного района, площади.
Представление о культуре Имеет представление о народных промыслах.
Имеет представление о народных праздниках и традициях (Рождество, колядки, Масленица, пасха и т.д.)
Представление о географических компонентах Имеет представление о водных ресурсах родной страны, может назвать крупные реки, озера России.
Ориентируется по карте и глобусу (вода-суша; море; океан-материк; полюс; экватор…)
Знает природно-климатические зоны России и их обитателей.
(растения, животные, климат).
Навык сформирован- знает свое ФИО, имена отчества родителей, знает традиции своей семьи, название города, своего района, страны, свой адрес; называет достопримечательности родного города, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб, флаг родного города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках, знает профессии своих родителей.
Навык на стадии сформированности- знает свое имя, фамилию, не называет отчество родителей, знает традиции своей семьи, название страны, родного города, своего района, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Навык не сформирован- не может назвать традиции совей семьи, не знает названия страны, города, своего района, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн страны; плохо знает достопримечательности родного города, названия улиц. Не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Список литературы.
1. Ковалева А. Моя страна. Развивающие задания и игры для детей 6-7 лет; ТЦ Сфера, 2015г.
2. Никитин В.О. Наша Родина- Россия, серия «Энциклопедия знаний», Росмен – пресс, 2013г.
3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыгинский. -М: ТЦ Сфера, 2005г.
4. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001г.
5. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М., 2004г.
6. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005год». М., 2003.
7. Иванова Т. Мой Новосибирск. Книга воспоминаний. 1999.
8. Циплакова И. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска. Издательство Дом «Горница» г.Новосибирск 1997.
9. Сказки о русских богатырях. Русские народные сказки; Тула: Родничок – 2016г.
10. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы. / Сост.Л.Б. Поддубная – Волгоград: ИТД «Корифей» - 2008.
11. Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке СПБ.: ООО «Издательство « Детство – Детство - Пресс», 2014.
12. Соловьева Е.В. Дети планеты Земли. М., 2001.
13. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., 1984.
14. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.