Методическая разработка "Картотека "Специальные чистоговорки"
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Методическая разработка «Картотека «Специальные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам и включает в себя: 1. методические рекомендации для педагогов и родителей; 2. подборку авторских чистоговорок по лексическим темам «Улица. Город. Безопасность на дорогах», «Транспорт», «Специальная техника». Целью работы с картотекой является формирование и совершенствование фонематического слуха и лексико-грамматических категорий. В процессе включения картотеки «Специальные чистоговорки» в образовательный процесс решаются задачи по развитию четкости дикции, интонационной выразительности речи, речевого дыхания, навыков управления силой голоса, восприятия темпа и ритма, отработке силы и координации воздушной струи, модуляции голоса, обогащения словарного запаса, уточнения понятий и значений слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 147 «Сосенка»

городского округа Тольятти

Методическая разработка

КАРТОТЕКА

«СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЧИСТОГОВОРКИ»

Автор

воспитатель Меркулова Наталья Геннадьевна

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дошкольники, зачастую, имеют несформированнность всех компонентов речевой системы, совершают ошибки в звукопроизношении, словообразовании и словоизменении.

Основной целью использования педагогом в работе с воспитанниками картотеки «Специальные чистоговорки» является не только пропаганда безопасного поведения и соблюдения правил дорожного движения на улицах и дорогах города, а так же формирование и совершенствование фонематического слуха, лексических и грамматических категорий у воспитанников дошкольного возраста в увлекательной и доступной для понимания игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления модуляцией голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.

Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на прогулках, в процессе образовательной деятельности познавательного цикла, индивидуальной работы с воспитанниками, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.

Методическая разработка «Картотека «Специальные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам и включает в себя:

1. методические рекомендации для педагогов и родителей;

2. подборку авторских чистоговорок по лексическим темам «Улица. Город. Безопасность на дорогах», «Транспорт», «Специальная техника»

Целью работы с картотекой является формирование и совершенствование фонематического слуха и лексико-грамматических категорий

В процессе включения картотеки «Специальные чистоговорки» в образовательный процесс решаются задачи по развитию четкости дикции, интонационной выразительности речи, речевого дыхания, навыков управления силой голоса, восприятия темпа и ритма, отработке силы и координации воздушной струи, модуляции голоса, обогащения словарного запаса, уточнения понятий и значений слов.

Методические рекомендации для родителей и воспитателей: задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т. е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить все звуки в словах. Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2-3 раза в течение дня, по 3-4 минуты. Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно постепенно ускорять или замедлять темп произношения, выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса, выделять паузами слово с закрепляемым звуком.

Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико-грамматических категорий, усвоение чувства ритма и рифмы.

При произношении чистоговорок важно обращать внимание на незнакомые ребенку слова и объяснять их смысловое значение, например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.

Желательно предлагать детям и самим придумывать чистоговорки, т.к. это дает возможность развивать их творческое воображение. Необходимо напомнить ребенку, что начало любой чистоговорки является ее окончанием, например: алки – алки – алки – крошки ищут галки, арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д.

Чистоговорки по лексическим темам можно произносить меняя силу голоса, т.е. громко, тихо, шепотом, в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.

Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

«Улица. Город. Безопасность на дорогах»

ДА – ДА – ДА - большие города

ВЕМ – ВЕМ – ВЕМ - мы в городе живем

МА – МА – МА - в нашем городе дома

ОГИ – ОГИ – ОГИ - в городе дороги

ОГИ – ОГИ – ОГИ - широкие дороги

ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно стоять на дороге

ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – машины едут по дороге

ОГУ – ОГУ – ОГУ - осторожно переходят дорогу

АСТЬ – АСТЬ – АСТЬ – осторожно, проезжая часть

ОР – ОР – ОР - на перекрестке светофор

ОР – ОР – ОР – нам помогает светофор

ОР – ОР – ОР - людям нужен светофор

АРЬ – АРЬ – АРЬ - на улице фонарь

РИ – РИ – РИ – у дороги фонари

БЫ – БЫ – БЫ - вдоль улицы столбы

ДИ – ДИ – ДИ – у светофора дорогу переходи

АЙ – АЙ – АЙ – правила пешехода соблюдай

АТЬ – АТЬ – АТЬ - надо правила соблюдать

АТЬ – АТЬ – АТЬ – правила дороги надо знать

ОДА – ОДА – ОДА – мост для пешехода

КО – КО – КО – по мосту переходить дорогу легко

ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – подземные переходы

ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – мы с вами пешеходы

АКИ – АКИ – АКИ – есть дорожные знаки

НЫ – НЫ – НЫ – дорожные знаки нужны

АТЬ – АТЬ – АТЬ – дорожные знаки важно знать

ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – нельзя без инспектора на дороге

«Транспорт»

ИН – ИН – ИН – в городе много машин

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – по дорогам едут машины

НЫ – НЫ – НЫ – автомобили людям нужны

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – легковые автомобили

ИЛЬ – ИЛЬ - ИЛЬ - вот автомобиль

ОЙ – ОЙ – ОЙ – грузовик большой

ОБУС – ОБУС – ОБУС - новенький автобус

ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - троллейбус едет по дороге

ЛИ – ЛИ – ЛИ – едут «Жигули»

АЙ – АЙ – АЙ - на остановке стоит трамвай

ОВКИ – ОВКИ – ОВКИ – троллейбус у остановки

ВАЙ – ВАЙ – ВАЙ – новенький трамвай

АЗЫ – АЗЫ – АЗЫ - мы увидели «КамАЗы»

ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ – мимо проезжают «ЗИЛы»

УЗЫ – УЗЫ – УЗЫ - машины возят грузы

УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – у машины руль

ЖИР – ЖИР – ЖИР - сел в автобус пассажир

ОТУ – ОТУ – ОТУ – пассажиры едут на работу

ЦИКЛЫ – ЦИКЛЫ - ЦИКЛЫ – мчатся мотоциклы

ОГЕ - ОГЕ – ОГЕ – мопеды проезжают по дороге

ПЕДЫ – ПЕДЫ – ПЕДЫ – вот велосипеды

ЦУ - ЦУ – ЦУ – машины едут по кольцу

ОК – ОК – ОК – транспортный поток

ВИК – ВИК – ВИК – у перекрестка грузовик

«Специальная техника»

ЛЕГЕ – ЛЕГЕ – ЛЕГЕ – люди ездили на телеге

ЛЕГА – ЛЕГА – ЛЕГА - деревянная телега

УЗЫ – УЗЫ – УЗЫ – на телегах возили грузы

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – в телегу запрягали лошадей

РА – РА – РА – в поле трактора

РА – РА – РА – землю пашут трактора

РОВ – РОВ – РОВ – в поле много тракторов

ВЕК – ВЕК – ВЕК – трактором управляет человек

РИСТ – РИСТ – РИСТ – веселый тракторист

ОЗЕР – ОЗЕР – ОЗЕР – вот шумит бульдозер

ЧИ – ЧИ – ЧИ – людям помогают тягачи

АН – АН – АН – вот подъемный кран

АЕТ – АЕТ – АЕТ – экскаватор яму копает

ИЛ – ИЛ – ИЛ - загрузили грузом «ЗИЛ»

ФЕР – ФЕР – ФЕР - за рулем сидит шофер

ДЁТ – ДЁТ – ДЁТ - машину он ведёт

ВИК – ВИК – ВИК - на стройке грузовик

ХОД – ХОД – ХОД – белый теплоход

ХОД – ХОД – ХОД - огромный пароход

АН – АН – АН – на пароходе главный - капитан

ОРЕ – ОРЕ – ОРЕ – яхта вышла в море

СА – СА – СА – у яхты паруса

РЯ – РЯ – РЯ - опускают якоря

РЯ – РЯ – РЯ – поднимают якоря

АЗЫ – АЗЫ – АЗЫ - плывут водолазы

КОВ – КОВ – КОВ – корабль моряков

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – на корабле матросы

ЛИ – ЛИ – ЛИ – военные корабли

УЖБЫ – УЖБЫ – УЖБЫ – корабли военной службы

ОДКА – ОДКА – ОДКА – плывет подводная лодка

ОЙ – ОЙ – ОЙ – лодка под водой

РОК – РОК – РОК – для морских прогулок легкий катерок

ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – летят боевые самолеты

ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – военный истребитель

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – пассажирский самолет

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – дальний перелет

ЛОТ – ЛОТ – ЛОТ – самолетом управляет пилот

ЛЕТЕ – ЛЕТЕ – ЛЕТЕ – летчик в самолете

ОР – ОР – ОР – у самолета есть мотор

СИ – СИ – СИ – у самолета есть шасси

ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – взлетают вертолеты

АМИ – АМИ – АМИ – вертолет летит над горами

ЛЕТ - ЛЕТ – ЛЕТ – военный вертолет

КАМИ – КАМИ – КАМИ – истребитель под облаками

ОЙ – ОЙ – ОЙ – самолет над головой

КО – КО – КО – самолеты высоко

АЮТ – АЮТ – АЮТ – самолеты быстро летают

АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты

ИТ– ИТ – ИТ – в космос ракета летит

КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета

ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ – спецавтомобиль

АЕТ – АЕТ – АЕТ – скорая помощь нам здоровье сохраняет

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – человека везут в больницу

ЧИ – ЧИ – ЧИ – в скорой помощи врачи

ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – скорая помощь мчится по дороге

ИНА – ИНА – ИНА – пожарная машина

АРЕ – АРЕ – АРЕ – такая машина нужна при пожаре

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – машина для спасения людей

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – милицейские машины

УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – едет дорожный патруль

ЭС – ЭС – ЭС – автомобили ДПС

УЖБЫ – УЖБЫ – УЖБЫ – машины газовой службы

ОЗИТ – ОЗИТ – ОЗИТ – машина мебель перевозит

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ – машина развозит продукты

ДА – ДА – ДА – едут поезда

ОР – ОР – ОР – перед поездом семафор

ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – поезд едет по железной дороге

ДА – ДА – ДА – электричке нужны провода

ЧИТ – ЧИТ – ЧИТ – поезд колесами по рельсам стучит

АВ – АВ – АВ – мчится грузовой состав

ДА – ДА – ДА – возят грузы поезда

НЕ – НЕ – НЕ – на поезде едут по стране

АЛАМ - АЛАМ – АЛАМ – нельзя гулять по рельсам и шпалам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по работе с чистоговорками

Картотека позволяет развивать просодические компоненты речи на материале чистоговорок....

Чистоговорки

Речь с движением. Упражнения для логопедических групп...

ЭОР Чистоговорки на звуки со стихами и картинками

Работа с читоговорками будет способствовать автоматизации звуков, развитию внимания, восприятия, памяти и мышления, а в целом - общему развитию речи. Автор В. Буйко. Адаптирована к условиям ДОУ....

«Физминутки - чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

На очередном этапе работы со звуками (автоматизация в слогах, словах, фразах) ребенку лучше дать задание не монотонно проговаривать слоги и слова за взрослым (быстро наступает утом...

Чистоговорки на тему "Сад,фрукты,ягоды". (методические рекомендации для родителей)

Задания по произношению чистоговорокЧистоговорки на тему «САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»...

Методическая разработка по логопедии на тему:"Автоматизация звука /Ш/ в словосочетаниях, предложениях,чистоговорках".

В этой работе я представляю систематизированный речевой материал для автоматизации звука /Ш/ Эффективность автоматизации звука в такой последовательности проверена мною на практике....

Методическая разработка "Чистоговорки для развития речи"

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговарив...