Методическая разработка "Картотека "Специальные чистоговорки"
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка «Картотека «Специальные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам и включает в себя: 1. методические рекомендации для педагогов и родителей; 2. подборку авторских чистоговорок по лексическим темам «Улица. Город. Безопасность на дорогах», «Транспорт», «Специальная техника». Целью работы с картотекой является формирование и совершенствование фонематического слуха и лексико-грамматических категорий. В процессе включения картотеки «Специальные чистоговорки» в образовательный процесс решаются задачи по развитию четкости дикции, интонационной выразительности речи, речевого дыхания, навыков управления силой голоса, восприятия темпа и ритма, отработке силы и координации воздушной струи, модуляции голоса, обогащения словарного запаса, уточнения понятий и значений слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
merkulova_n.g._metodicheskaya_razrabotka_spetsialnye_chistogovorki.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 147 «Сосенка»
городского округа Тольятти
Методическая разработка
КАРТОТЕКА
«СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЧИСТОГОВОРКИ»
Автор
воспитатель Меркулова Наталья Геннадьевна
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дошкольники, зачастую, имеют несформированнность всех компонентов речевой системы, совершают ошибки в звукопроизношении, словообразовании и словоизменении.
Основной целью использования педагогом в работе с воспитанниками картотеки «Специальные чистоговорки» является не только пропаганда безопасного поведения и соблюдения правил дорожного движения на улицах и дорогах города, а так же формирование и совершенствование фонематического слуха, лексических и грамматических категорий у воспитанников дошкольного возраста в увлекательной и доступной для понимания игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления модуляцией голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.
Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на прогулках, в процессе образовательной деятельности познавательного цикла, индивидуальной работы с воспитанниками, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.
Методическая разработка «Картотека «Специальные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам и включает в себя:
1. методические рекомендации для педагогов и родителей;
2. подборку авторских чистоговорок по лексическим темам «Улица. Город. Безопасность на дорогах», «Транспорт», «Специальная техника»
Целью работы с картотекой является формирование и совершенствование фонематического слуха и лексико-грамматических категорий
В процессе включения картотеки «Специальные чистоговорки» в образовательный процесс решаются задачи по развитию четкости дикции, интонационной выразительности речи, речевого дыхания, навыков управления силой голоса, восприятия темпа и ритма, отработке силы и координации воздушной струи, модуляции голоса, обогащения словарного запаса, уточнения понятий и значений слов.
Методические рекомендации для родителей и воспитателей: задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т. е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить все звуки в словах. Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2-3 раза в течение дня, по 3-4 минуты. Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно постепенно ускорять или замедлять темп произношения, выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса, выделять паузами слово с закрепляемым звуком.
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико-грамматических категорий, усвоение чувства ритма и рифмы.
При произношении чистоговорок важно обращать внимание на незнакомые ребенку слова и объяснять их смысловое значение, например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.
Желательно предлагать детям и самим придумывать чистоговорки, т.к. это дает возможность развивать их творческое воображение. Необходимо напомнить ребенку, что начало любой чистоговорки является ее окончанием, например: алки – алки – алки – крошки ищут галки, арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д.
Чистоговорки по лексическим темам можно произносить меняя силу голоса, т.е. громко, тихо, шепотом, в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.
Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.
«Улица. Город. Безопасность на дорогах»
ДА – ДА – ДА - большие города
ВЕМ – ВЕМ – ВЕМ - мы в городе живем
МА – МА – МА - в нашем городе дома
ОГИ – ОГИ – ОГИ - в городе дороги
ОГИ – ОГИ – ОГИ - широкие дороги
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно стоять на дороге
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – машины едут по дороге
ОГУ – ОГУ – ОГУ - осторожно переходят дорогу
АСТЬ – АСТЬ – АСТЬ – осторожно, проезжая часть
ОР – ОР – ОР - на перекрестке светофор
ОР – ОР – ОР – нам помогает светофор
ОР – ОР – ОР - людям нужен светофор
АРЬ – АРЬ – АРЬ - на улице фонарь
РИ – РИ – РИ – у дороги фонари
БЫ – БЫ – БЫ - вдоль улицы столбы
ДИ – ДИ – ДИ – у светофора дорогу переходи
АЙ – АЙ – АЙ – правила пешехода соблюдай
АТЬ – АТЬ – АТЬ - надо правила соблюдать
АТЬ – АТЬ – АТЬ – правила дороги надо знать
ОДА – ОДА – ОДА – мост для пешехода
КО – КО – КО – по мосту переходить дорогу легко
ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – подземные переходы
ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – мы с вами пешеходы
АКИ – АКИ – АКИ – есть дорожные знаки
НЫ – НЫ – НЫ – дорожные знаки нужны
АТЬ – АТЬ – АТЬ – дорожные знаки важно знать
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – нельзя без инспектора на дороге
«Транспорт»
ИН – ИН – ИН – в городе много машин
ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – по дорогам едут машины
НЫ – НЫ – НЫ – автомобили людям нужны
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – легковые автомобили
ИЛЬ – ИЛЬ - ИЛЬ - вот автомобиль
ОЙ – ОЙ – ОЙ – грузовик большой
ОБУС – ОБУС – ОБУС - новенький автобус
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - троллейбус едет по дороге
ЛИ – ЛИ – ЛИ – едут «Жигули»
АЙ – АЙ – АЙ - на остановке стоит трамвай
ОВКИ – ОВКИ – ОВКИ – троллейбус у остановки
ВАЙ – ВАЙ – ВАЙ – новенький трамвай
АЗЫ – АЗЫ – АЗЫ - мы увидели «КамАЗы»
ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ – мимо проезжают «ЗИЛы»
УЗЫ – УЗЫ – УЗЫ - машины возят грузы
УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – у машины руль
ЖИР – ЖИР – ЖИР - сел в автобус пассажир
ОТУ – ОТУ – ОТУ – пассажиры едут на работу
ЦИКЛЫ – ЦИКЛЫ - ЦИКЛЫ – мчатся мотоциклы
ОГЕ - ОГЕ – ОГЕ – мопеды проезжают по дороге
ПЕДЫ – ПЕДЫ – ПЕДЫ – вот велосипеды
ЦУ - ЦУ – ЦУ – машины едут по кольцу
ОК – ОК – ОК – транспортный поток
ВИК – ВИК – ВИК – у перекрестка грузовик
«Специальная техника»
ЛЕГЕ – ЛЕГЕ – ЛЕГЕ – люди ездили на телеге
ЛЕГА – ЛЕГА – ЛЕГА - деревянная телега
УЗЫ – УЗЫ – УЗЫ – на телегах возили грузы
ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – в телегу запрягали лошадей
РА – РА – РА – в поле трактора
РА – РА – РА – землю пашут трактора
РОВ – РОВ – РОВ – в поле много тракторов
ВЕК – ВЕК – ВЕК – трактором управляет человек
РИСТ – РИСТ – РИСТ – веселый тракторист
ОЗЕР – ОЗЕР – ОЗЕР – вот шумит бульдозер
ЧИ – ЧИ – ЧИ – людям помогают тягачи
АН – АН – АН – вот подъемный кран
АЕТ – АЕТ – АЕТ – экскаватор яму копает
ИЛ – ИЛ – ИЛ - загрузили грузом «ЗИЛ»
ФЕР – ФЕР – ФЕР - за рулем сидит шофер
ДЁТ – ДЁТ – ДЁТ - машину он ведёт
ВИК – ВИК – ВИК - на стройке грузовик
ХОД – ХОД – ХОД – белый теплоход
ХОД – ХОД – ХОД - огромный пароход
АН – АН – АН – на пароходе главный - капитан
ОРЕ – ОРЕ – ОРЕ – яхта вышла в море
СА – СА – СА – у яхты паруса
РЯ – РЯ – РЯ - опускают якоря
РЯ – РЯ – РЯ – поднимают якоря
АЗЫ – АЗЫ – АЗЫ - плывут водолазы
КОВ – КОВ – КОВ – корабль моряков
ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – на корабле матросы
ЛИ – ЛИ – ЛИ – военные корабли
УЖБЫ – УЖБЫ – УЖБЫ – корабли военной службы
ОДКА – ОДКА – ОДКА – плывет подводная лодка
ОЙ – ОЙ – ОЙ – лодка под водой
РОК – РОК – РОК – для морских прогулок легкий катерок
ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – летят боевые самолеты
ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – военный истребитель
ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – пассажирский самолет
ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – дальний перелет
ЛОТ – ЛОТ – ЛОТ – самолетом управляет пилот
ЛЕТЕ – ЛЕТЕ – ЛЕТЕ – летчик в самолете
ОР – ОР – ОР – у самолета есть мотор
СИ – СИ – СИ – у самолета есть шасси
ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – взлетают вертолеты
АМИ – АМИ – АМИ – вертолет летит над горами
ЛЕТ - ЛЕТ – ЛЕТ – военный вертолет
КАМИ – КАМИ – КАМИ – истребитель под облаками
ОЙ – ОЙ – ОЙ – самолет над головой
КО – КО – КО – самолеты высоко
АЮТ – АЮТ – АЮТ – самолеты быстро летают
АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты
ИТ– ИТ – ИТ – в космос ракета летит
КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета
ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ – спецавтомобиль
АЕТ – АЕТ – АЕТ – скорая помощь нам здоровье сохраняет
ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – человека везут в больницу
ЧИ – ЧИ – ЧИ – в скорой помощи врачи
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – скорая помощь мчится по дороге
ИНА – ИНА – ИНА – пожарная машина
АРЕ – АРЕ – АРЕ – такая машина нужна при пожаре
ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – машина для спасения людей
ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – милицейские машины
УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – едет дорожный патруль
ЭС – ЭС – ЭС – автомобили ДПС
УЖБЫ – УЖБЫ – УЖБЫ – машины газовой службы
ОЗИТ – ОЗИТ – ОЗИТ – машина мебель перевозит
УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ – машина развозит продукты
ДА – ДА – ДА – едут поезда
ОР – ОР – ОР – перед поездом семафор
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – поезд едет по железной дороге
ДА – ДА – ДА – электричке нужны провода
ЧИТ – ЧИТ – ЧИТ – поезд колесами по рельсам стучит
АВ – АВ – АВ – мчится грузовой состав
ДА – ДА – ДА – возят грузы поезда
НЕ – НЕ – НЕ – на поезде едут по стране
АЛАМ - АЛАМ – АЛАМ – нельзя гулять по рельсам и шпалам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по работе с чистоговорками
Картотека позволяет развивать просодические компоненты речи на материале чистоговорок....
Чистоговорки
Речь с движением. Упражнения для логопедических групп...
ЭОР Чистоговорки на звуки со стихами и картинками
Работа с читоговорками будет способствовать автоматизации звуков, развитию внимания, восприятия, памяти и мышления, а в целом - общему развитию речи. Автор В. Буйко. Адаптирована к условиям ДОУ....
«Физминутки - чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
На очередном этапе работы со звуками (автоматизация в слогах, словах, фразах) ребенку лучше дать задание не монотонно проговаривать слоги и слова за взрослым (быстро наступает утом...
Чистоговорки на тему "Сад,фрукты,ягоды". (методические рекомендации для родителей)
Задания по произношению чистоговорокЧистоговорки на тему «САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»...
Методическая разработка по логопедии на тему:"Автоматизация звука /Ш/ в словосочетаниях, предложениях,чистоговорках".
В этой работе я представляю систематизированный речевой материал для автоматизации звука /Ш/ Эффективность автоматизации звука в такой последовательности проверена мною на практике....
Методическая разработка "Чистоговорки для развития речи"
Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговарив...