Викторина « Сказки о животных»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тарасова Елена Владимировна

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kruzhok.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина « Сказки о животных»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

- дать детям понятие об устном народном творчестве;

- обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;

формировать интерес к русскому народному творчеству

ОО «Речевое развитие»

- обогащать словарный запас: уста.

- учить пересказывать сказки по картинкам.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

- развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений.

- вызвать у детей желание общаться с книгой;

- воспитывать доброе и дружелюбное отношение друг к другу;

- воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- продолжить оформление книжек – малышек.

ОО «Физическое развитие»

- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;

 

 

Ход занятия

Воспитатель:

– Здравствуйте! - вы нам сказали

– Здравствуйте! - ответим мы.

Нас две ниточки связали:

Теплоты и доброты.

- Ребята, смотрите, какая у меня большая красивая книга. Как выдумаете, о чем она? ( книга сказок)

- А почему вы так думаете?

 - Вы любите сказки? Почему вы их любите?

(Ответы детей: интересные, увлекательные, мудрые, умные, волшебные  и т.д.)

 - Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?

(ответы детей: потому что, их сочинил народ)

 - Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста? (Ответ детей)

 - Уста - это губы.

- Поэтому сказки - это устное народное творчество.

 - Где же они хранятся? (ответы детей: в голове, в книге)

 

Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

 - Испокон века книга растит человека, рассказывает истории. Хорошая книга ярче солнышка светит. Ну что, давайте ее рассмотрим. (Открываю книгу).

- А не провести ли нам викторину «Кто лучше всех знает сказки?»
- За правильный ответ я буду давать фишки. Давайте разделимся на две команды

« Фиксики» и «Смешарики».
-
 Побеждает та команда, которая наберет большее количество фишек.

1 задание

Воспитатель достает из кувшина первое задание: читает отрывки из сказок, дети должны отгадать название сказки:
*** «Не плачь, мальчик, не плачь, девочка, я снесу вам яичко другое, не серебряное – простое» («Курочка ряба»).
*** «Покатился Ёжик по дороге, а навстречу ему крокодил: «Ёжик! Ёжик, я тебя съем»
- «Не ешь меня, крокодил. Я тебе песенку спою!» («Колобок»).
*** «Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты сковороду с яичницей. Подобралась к сковороде коза» («Лиса и кувшин»).
*** «Шла обезьяна по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: стук-стук-стук!» («Лисичка со скалочкой».)

2 задание

Воспитатель читает название сказок, у которых название состоит из двух слов. Но одно слово "заблудилось". Дети должны правильно дать название сказкам
*«Царевна-утка» («Царевна-лягушка»)
*«Сивка-будка» («Сивка-бурка»)
*«Серебряное ушко» («Серебряное Копытце»)
*«Серая тучка» («Серая шейка».)

3 задание

— Назовите сказки, в которых главный герой заяц («Заяц-хвастун», «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка»)

        

Физминутка

Девочка по лесу шла, (дети шагают на месте)

 И на домик набрела,( соединяют руки над головой домиком )

Видит, что хозяев нет. (потянуться на носочках, головку вытянуть вперед)

На столе стоит обед. (левую руку сжать в кулачок, сверху положить правую ладонь)

Из трёх чашек похлебала, (показать, как кушают )

В трёх постелях полежала. (ладошки сложить вместе под щечку)


4 задание

Дети должны вспомнить героев сказок, которые сказали следующие слова:

 - «Мерзни, мерзни волчий хвост!»

— «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь! (Заяц из сказки «Заяц-хвастун»)

5 задание

«Из какой сказки предмет?»

( хвост, колобок, тарелочка, рукавичка, яичко, скалочка)


6 задание

Проводится дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»

7 задание

Игра «Угадай и назови»

Если б он не выглянул в окошко,

 Не унесла б его лиса за темные леса.

(«Кот, лиса и петух»)

Девочка зашла в избушку,

Видит, стоит стол, три стула.

 На каждом стуле посидела,

 Мишуткину похлебку съела. («Три медведя»)

Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста. («Лисичка-сестричка и волк»)

Мама деточек учила, дверь чужим не открывать,

 не послушались детишки и попали к волку в пасть. («Волк и семеро козлят»)

- Молодцы, ребята. А теперь давайте подсчитаем фишки и определим победителей.

 -Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?

Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются

-  Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?

Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.

- Какие качества характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках?

Воспитатель: В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки" (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок.

 Есть Снегурочка - краса, Три медведя, Волк – Лиса

 Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку.

Про Жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.

- Чему учат сказки? Что может произойти с человеком, если он поступает плохо?

 Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.

Творческое задание

- «А если бы Колобок из сказки не был бы таким глупым, и не сел на нос лисе, то...»

- А я вам предлагаю взять цветные карандаши и продолжить изображать сказочных героев в ваших книжках – малышках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина: "Сказки, сказки, сказки".

Литературная викторина по русским народным сказкам в средней группе....

Викторина «Сказки разные нужны, сказки разные - важны»

Викторина разработана в виде презентации для детей средней группы.Цель: Закрепление знаний детей о сказках...

Презентация викторины "Сказки любим - сказки знаем"

Презентацию можно использовать для закрепления знаний  сказок в средней, старшей, подготовительной группе....

Викторина "Сказка за сказкой"

Викторина  "Сказка за сказкой" по итегрированному занятию в логопедической подготовительной к школе группе с элементами театрально - игровой деятельности.Тема «Заколдованные сказк...

Литературная викторина Сказки, сказки, еще сказки

Сказка - первый литературный жанр, с которым знакомиться каждый ребенок. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров, как былины, мифы и т. д....

Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина Познавательное развитие15 МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА « СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА»

ЗАДАЧИ:1. Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя. Совершенствовать умение слушать и понимать заданный вопрос, правильно и полностью отвечать на в...