Картотека художественных произведений, используемых при экспериментировании.
картотека по развитию речи

Дарья Олеговна Щемелёва

Предварительный просмотр:

                                               

«Использование литературных произведений, в организации детской       познавательно-исследовательской деятельности»

     Художественная литература воздействует на интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, расширят знания ребенка об окружающем мире, воздействует на личность ребенка – природного исследователя окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Мы считаем, что знакомство детей с произведениями русской и зарубежной художественной литературы, служит базовой основой  познавательно-исследовательской деятельности.

       В своей работе использую сказки (русские народные, авторские) и рассказы, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал.

       Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых и любимых сказок позволяет сделать знакомство с произведениями художественной литературы занимательным и интересным. Любая сказка (народная или авторская) обучает и воспитывает. Ребенок не пассивный объект воздействия - он активно вмешивается в ход событий, буквально внешне и внутренне содействует одним действующим лицам и противодействует другим. Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремится достигнуть определенных целей. Художественная литература помогает детям получить базовые знания об явлениях, которые происходят в живой и неживой природе.

   Художественную литературу подбираю по следующим направлениям:

  1. «Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
  2. «Неживая природа»  (воздух, вода, почва и др.).
  3. «Физические явления»  (свет, звук, магнетизм и др.).
  4.  «Рукотворный мир» (материалы и их свойства).

     Произведение подбираем с таким содержанием, на основе которого можно развернуть детское исследование. К таким литературным произведениям предъявляется ряд требований:

  • интересный сюжет;
  • соответствие возрасту детей;
  • наличие динамики, загадки, недосказанности;
  • включение в исследование.

      Сначала читается та часть литературного текста, которая вводит детей в определенную ситуацию. Затем чтение произведения прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», гипотезы (их может быть несколько). Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего организуется специальная обстановка. Обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. Далее педагог дочитывает произведение.

Приведу следующие примеры:

Сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино» подводит к идее использования магнитов из ларца, которые обладают свойством притягивания металлических предметов. С помощью магнитов дети находят металлический мусор и ключ от сундука Карабаса-Барабаса на дне поддона, наполненного сухим песком, подтверждая свойство магнита притягивать металлические предметы.

Читая сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и «Пузырь, соломинка и лапоть», испытываем предметы из разных материалов на плавучесть (лист бумаги, металлическая пластина, кусочек ткани и кусок дерева). Дети наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Делаем вывод, что лучше всего сделать плот из дерева, так как оно не тонет.

В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети разбирали ситуацию, как поднять воду со дна колодца. Дети кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв, делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

 В сказке К. Чуковского «Мойдодыр» обсуждали, как при помощи соломинки определить, где находится мыльная вода, а где чистая вода для ополаскивания. Выясняем с детьми, как образуются мыльные пузыри.

  В сказке «Колобок» знакомимся со свойствами песка: песок состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, на песке остаются следы, мокрый песок темнее сухого, слипается, пропускает воду.

 В сказке «Снегурочка» дети проводили опыты со снегом и льдом и обсуждали свойства снега и льда (белый/бесцветный, прозрачный/непрозрачный, сыпучий/хрупкий). Замечаем с детьми,  как воздействует температура на снег и лед.

В сказке «Вершки и корешки» делаем выводы о влиянии воздуха, света, тепла и воды на рост растений. Выясняем, для чего растению необходимы вершки, а для чего корешки.

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию картотеку с перечнем художественных произведений.

Перечень художественных произведений,

используемых при экспериментировании

 

На основе русских народных сказок:

  1. «Колобок»

     2)  «Снегурочка»

     3)  «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

     4)  «Вершки и корешки»

     5)  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

На основе авторских сказок:

  1. «Дюймовочка»  Г.Х. Андерсен

               2) « Приключения Буратино» А. Толстой

                3) «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

                4) «Сказка о том, почему помидор стал красным» Е.Фартутдинова

 На основе рассказов:

  1. «На горке», «Мишкина каша», «Огурцы» Н. Носов

                2)  «Хитрый огурчик»  Я. Пинясов

       Таким образом, мы убеждены, что сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности.

Литература:

1. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.Н., Серова З.А. «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013.

3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. Серия «Библиотека программ «От рождения до школы»» МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека художественных произведений по трудовому воспитанию детей раннего возраста

Художественные произведения, которые можно использовать для приобщения детей раннего возраста к трудовой деятельности. Картотека оснащена картинками....

Картотека художественных произведений о воде для детей раннего возраста

Художественные произведения таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому нео...

Картотека художественных произведений о труде

картотека художественных произведений о труде...

Картотека Художественных произведений по теме «Птицы»

Автором представлен материал для педагогов ДОУ....

Картотека художественных произведения по теме"Космос"

Автором представлен список литературы по теме "Космос"...

Презентация картотеки художественных произведений ,которые используются на занятиях по ФЭМП

Презентация картотеки художественных произведений ,которые используются на занятиях по ФЭМП...