Знакомство с русской народной сказкой "Хаврошечка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шипулина Наталья Валерьевна

С раннего детства важно прививать любовь к устному народному творчеству; воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский                                сад присмотра и оздоровления № 123 Адмиралтейского района  г. Санкт – Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 по реализации образовательной области

 Речевое развитие

«Знакомство с русской народной сказки  «Хаврошечка»

 для детей старшего дошкольного возраста

(с использованием информационных технологий)

воспитатель старшей группы

Шипулина Н.В

2020 г.

Цель: «Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Задачи:

Образовательные: учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.

Развивающие: развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.

Словарная работа: Холсты, наливные яблочки, пуд, прясть, рябая корова, лихо.

Оборудование: Книга,  презентация сказки.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Какое радостное, доброе утро! Ребята, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! (слайд 2)

Ребята, а вы любите сказки? Какие бывают сказки? (авторские, народные). Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки). Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

есть волшебство, то… (волшебная);

есть добро, то… (добрая);

есть радость, то… (радостная);

есть загадки, то… (загадочная);

есть мудрость, то… (мудрая) .

Молодцы ребята! В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных. К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку.

Отгадайте загадку:

Гуляет летом по полям и молоко дает всем вам,

Громко «му» кричит хозяйке, сена мне побольше дайте. (коровушка) (слайд 3)

Поздоровайтесь с ней. А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая). А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Н-р чёрного и белого, как у нашей коровушки.

Говорит коровушка:    

Я пришла из доброй сказки, чудеса ждут впереди!

Чтоб попасть в такую сказку в колокольчик позвони.

Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным  - давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее. (слайд 4)

Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляли  в своей речи.

Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.

Пуд - старинная русская мера веса. Пуд – это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.

Прясть - посмотрите на слайд . На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду. (слайд 5)

Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках. Это очень кропотливая работа. (слайд 6).

А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.

А ещё встретятся такие слова наливное яблоко. Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).

А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки.

Встаньте на ножки, глубоко вдохните носиком и выдохните ротиком. Показ воспитателя, затем вместе с детьми два раза.

Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями. (слайды 7 -16) А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?

Физкультминутка «Яблоня»:

Яблоня в моем саду (дети стоят, руки вверх)

Гнется низко на ветру (наклоны вперед),

Наклонилась вправо, влево( наклоны вправо, влево),

Покачаться захотела (покачивания).

Ветки вниз и вверх качнула (руки опущены вниз, затем подняты вверх)

И вперед их протянула, (руки вперед ладошками вверх)

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснет ( руки по бокам).

А сейчас садитесь на место и вернёмся к нашей сказке.

Ребята, вам понравилась сказка?

Кто является главными героями сказки? (Хаврошечка и коровушка)

С кем жила Хаврошечка? (Мачеха, три дочери : Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, батюшка)

Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка, Двуглазка,Триглазка) Почему им дали такие имена?

Вам понравились эти девочки? (нет) Какими были эти девочки (злыми). А Хаврошечка была какая? (добрая)

А что делала Хаврошечка? Она на них работала. Значит она была какая? (работящая). А дочери хозяйки? (ленивые)

Игровое упражнение «Чистка кастрюли»

Ребята, Хаврошечке приходилось еще и чистить кастрюли. Покажите, как она одной рукой она держала большую кастрюлю, другой напряженно, с силой, чистила стенки и дно кастрюли.

В ходе выполнения игрового задания педагог обращает внимание на напряженность мышц рук детей при выполнении упражнения.

Дети отдыхают после «чистки», потряхивают руками, слегка наклонившись всем телом вперед. Меняют руки и выполняют упражнение еще раз.

Кто же помогал Хаврошечке в сказке? Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.

Что она при этом говорила? Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.

Как коровушка помогала Хаврошечке. Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана.

А была ли довольна хозяйка работой девочки?

А как она узнала о том, кто помогает Хаврошечке? Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали.

Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке? (нет).

Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? Она говорила: спи глазок, спи другой.

Давайте покажем, как засыпали девочки, когда Хаврошечка убаюкивала их?

«Заветные слова»

(гимнастика для глаз)

Дети повторяют слова от которых уснула Двухглазка  «Спи глазок, спи другой»

Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? Триглазка всё увидела,

Почему (Хаврошечка забыла усыпить третий глаз)

Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.

Что выросло на этом месте? На том месте выросла яблоня с наливными яблочками.

Чем закончилась сказка? Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком. Хаврошечка угостила его яблочками и барин женился на ней.

Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать» Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

С какой сказкой мы познакомились сегодня?

Чему нас учит эта сказка? Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.

Это книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу. Только помните, что обращаться с ней нужно очень бережно. Спасибо вам за хорошую работу!

Главная героиня Хаврошечка дарит нам всем раскраски. А мы дружно говорим ей «Спасибо!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»

Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Интегрированное занятие в средней группе«Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Интегрированное занятие  в средней группе«Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»...