методический материал по лексической теме "Инструменты".
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, загадки, произведения для чтения детям по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema.docx | 45.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Инструменты»
Рассмотреть вместе с ребенком картинки инструментов (музыкальные, сельскохозяйственные, рабочие), вспомнить вместе названия инструментов, предназначение каждого.
Музыкальные: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан и др.
Сельскохозяйственные: грабли, лопата, тяпка, вилы, коса.
Рабочие: молоток, топор, ножницы, клещи, рубанок, дрель, отвертка, пила и др.
Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.
Глаголы:
забивать, рубить, пилить, чинить, строить, собирать, разбирать, вскапывать, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать.
Прилагательные: кожаный, металлический, кирпичный, стеклянный, острый, тяжёлый.
Игра «Назови ласково».
Грабли – грабельки
Скрипка — …
Топор — …
Лопата — … и д.т.
Игра «Подбери действие».
Пилой (что делают?) – пилят, отпиливают, распиливают.
Отверткой (Что делают?) — …
Косой (Что делают?) — …
Граблями (что делают?) — … и т.д. 4.
Игра «Музыкант».
На пианино играет — пианист
На скрипке играет – скрипач
На балалайке — … На гармони — …
На гитаре — …
На барабане — …
Игра «Один — много»
Лопата – лопаты – много лопат
Топор молоток
Пила отвертка
Метла вилы
Игра «Что делают?»
Молотком - стучат, забивают
Пилой - пилят
Топором – рубят
Упражнение «Звени - молчи»
Пока звучит музыка, дети звенят в колокольчики и бегут. Как только музыка остановится, дети тоже останавливаются и прекращают звенеть в колокольчики.
Барабан
Дидактическое упражнение «Громко-тихо
Воспитатель показывает, как можно бить палочками по барабану громко и тихо. Затем дети сами бьют в барабаны, соответственно команде «громко» или «тихо».
Игра «Субботник»
Цели: обогащать предикативный словарь, развивать слуховое внимание, логическое мышление.
ХОД игры. Воспитатель читает детям текст, дети договаривают пропущенные глаголы.
Сегодня в нашем саду субботник. Все папы и мамы вышли работать на участок. Митин папа взял пилу. Он ... ветки. Машина мама принесла кисточку и краску. Она ... забор. Сашиному папе выдали косу. Он ... траву. Родители
Димы пришли с лопатами. Они ... землю и высевают семена. А мы с папой принесли молоток. Мы ... гвозди — ремонтируем скамейку. Все поработали дружно, и теперь на участке чисто и красиво.
И. Михеева, С. Чешева
Игра «Стихи — небылицы»
Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Инструменты».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.
Кистью гвозди забивают,
Подметают молотком,
Землю ножиком копают,
Ну а пилят топором С. Чешева
Игра «Назови ласково»
Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты. Например:
молоток — молоточек топор — ...
ключ — ... грабли — ...
нож — ... напёрсток — ...
гайка — ... игла — ...
гвоздь — ... метла — ...
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Цели: формировать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прилагательные от
существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая слова-определения к предметам из
металла, дерева, стекла, пластмассы.
Пила, напильник из металла — (какие?) ...
Лопата, линейка из дерева — (какие?) ...
Молоток, гвозди из железа — (какие?) ...
Лупа из стекла — (какая?) ...
Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) ...
Даётся задание составить предложения с полученными словами-определениями.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ
Пила
Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилить», двигая: ею вперед-назад.
Едет, едет взад-вперед,
На две части разоймет.
С ней работать я привык.
Вжик – вжик, вжик - вжик,
«Инструменты».
Мы пилили, (Делают пилящие движения).
Мы рубили, (Делают рубящие движения).
Громко молотком стучали,
Свежей краской покрывали. (Выполняют движения руками вверх и вниз).
Мама очень нас хвалила (Хлопают в ладоши).
И печеньем угостила. (Поглаживают живот ладошкой).
«Ай ты, дудочка-дуда»
Ай ты, дудочка-дуда, Дети стоят в кругу и имитируют игру на дудке.
Развесёлая всегда.
Дудка заливается Топают ногами.
Ножки поднимаются.
Пляшем дома и в саду Выставляют поочерёдно ногу на пятку.
Под весёлую дуду.
«Оркестр»
Скрипач – на скрипке, (Загибают по одному пальчику на левой руке,
Трубач – на трубе, начиная с мизинца.)
Пианист – на пианино,
Барабанщик – на барабане,
А домбрист – на домбре:
Весь оркестр играет мне! (Ладонью правой руки накрыть кулачок левой руки.)
Рубанок
Положите ладонь на стол и сделайте несколько быстрых скользящих движений вперед-назад. Когда рука будет двигаться назад, приподнимите слегка ладонь над столом, не касаясь его поверхности.
Чтобы доски стали гладки,
Постругайте их, ребятки.
Струг-струг, струг-струг,
Стружки падают вокруг.
Молоток.
Сожмите руку в кулак и постучите им по столу.
Сам худ, Голова с пуд,
Стучит: «Тук, тук, Тук, тук».
Клещи
Указательный и большой пальцы правой руки слегка округлите и соедините — это «клещи». Остальные пальцы сожмите в кулак. В левой, руке будут «гвозди». Сожмите левую руку в кулак и поочередно, начиная с большого, распрямляйте пальцы — это «гвозди». «Клещами» захватите каждый «гвоздь» («захватывать» нужно кончик пальца), потяните его, а затем отпустите.
Отвёртка.
Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси.
Надо нам отвертку взять
И вращать, вращать, вращать.
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки),
расширять запас существительных в активном словаре детей по теме «Инструменты».
Ход игры. Дети сидят полукругом па стульчиках. На столе раскладывается несколько инструментов. О каждом инструменте
воспитатель загадывает загадку, а дети должны отгадать, о каком инструменте идет речь, и объяснить, как они догадались.
***
Зубастые, а не кусаются. (Грабли)
***
Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)
***
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет. (Метла)
***
Кланяется, кланяется,
Придёт домой — растянется.(Топор)
***
Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)
***
Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает. (Пила)
***
Ой, звенит она звенит.
Всех игрою веселит,
А, всего-то три струны
Ей для музыки нужны
Что такое? Отгадай-ка!
Это наша. (балалайка).
***
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый. (барабан).
***
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт-заливается
Как называется (дудочка).
***
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах,
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?. (рояль)
***
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое… (Пианино)
***
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…(Скрипка )
Отпускаем молоточки,
На железные листочки
И летит весёлый звон.
Что звенит? (Металлофон)
***
Принялась она за дело:
Завизжала и запела,
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)
***
Бьют Ермолку по затылку,
Ну а он не плачет,
Только носик прячет. (Гвоздь)
***
Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит: «Тук,тук,тук!» (Молоток)
***
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе… (Лопатой)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
Я ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Веник)
Чтение детям:
«Торопливый ножик». Е.Пермяк
Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
- Как же это так? - спрашивает Митю отец.
- Ножик плохой, - отвечает Митя, -косо строгает.
- Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
- А как? - спрашивает Митя.
- А вот так, - сказал отец.
Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.
Сказка «Топор» А.Толстой
Пошёл топор по дрова. Постукивает по горелым пням, посмеивается:
— Моя воля: хочу — зарублю, хочу — мимо пройду, я здесь хозяин.
А в лесу берёзка росла, весёленькая, кудрявая, старым деревьям на радость. И звали её Люлинькой.
Увидал топор берёзку и стал куражиться:
— Кудрявая, я тебе покудрявлю, начну рубить, только щепки полетят…
Испугалась берёзка.
— Не руби меня, топор, мне больно будет.
— А ну-ка, поплачь!
Золотыми слёзками заплакала берёзка, веточки опустила.
— Меня дождик в невесты сватал, мне жить хочется.
Захохотал железный топор, наскочил на берёзку, — только белые щепки полетели.
Заугрюмились деревья, и пошло шептать про злое дело по всему лесу тёмному, вплоть до калинового моста.
Срубил топор, повалилась берёзка и, как была, легла, кудрявая, в зелёную траву, в цветы голубые.
Ухватил её топор, домой поволок. А идти топору через калиновый мост.
Мост ему и говорит:
— Ты это зачем в лесу озорничаешь, сестёр моих рубишь?
— Молчи, дурак, — огрызнулся топор, — рассержусь и тебя зарублю.
Не пожалел спины, крякнул, и сломался калиновый мост. Топор шлёпнулся в воду и потонул.
А берёзка Люлинька поплыла по реке в океан-море.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.
Сказка об инструментах Лариса Зимина
В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?
«Я, главный»- говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»
- «А я, чем тебя хуже?» - закричала отвёртка:
- «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»
-«Уж если зашёл разговор об аппаратуре - сказал паяльник
- без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные контакты появляются благодаря мне!»
Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напряжение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,
-«Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»
- «Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?» -
Сердито проворчала дрель:
– «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»
- «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» - рассмеялся рубанок.
-«Но, что ты будешь строгать?» -
Почти хором спросили топор и пила
-«Если мы не срубим и не распилим дерево - значит мы главные!
- Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».
- «Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»- важно сказала зажигалка.
- «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»
- «Да, а когда я была молодая, - сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она тихонько стояла в уголке
- Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»
-«А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» - спросила радиола
- «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомагнитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»
-«Ну, уж нет, - промолвил утюг - вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали углями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяевам».
Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гаража, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?
Хозяин подошел к инструментам и сказал – «Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны».Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу». Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к лексическим темам - ч.1
Планирование является началом любой деятельности, педагогическая и воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении – не исключение. Для составления ежедневного планирования воспита...
Методический материал по лексической теме "Животные Севера и жарких стран"
Дидактические игры, пальчиковые гимнастики, произведения, загадки по теме: "Животные Севера и жарких стран"....
методический материал по лексической теме "Профессии"
В материале размещены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "Профессии"...
методический материал по лексической теме "О любимой маме"
В методической разработке представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "О любимой маме"...
методический материал по лексической теме для младшего возраста: "Победный май. Цветущая весна."
В материале представлены дидактические игры, загадки, пальчиковые игры, стихи по данной теме....
методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Овощи. Фрукты"
В данном материале представлены дидактические игры, упражнения, пальчиковые гимнастики, загадки, произведения для усвоения темы про овощи и фрукты....
методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Любимый город"
В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, физминутки, загадки, стихи о городе....