картотека игр по развитию речи с детьми 5-6 лет
картотека по развитию речи (старшая группа)

Рыбицкая Алена Александровна.

Картотека  игр по развитию речи с детьми 5-6 лет разработана на основе материала, представленного в пособии В.В.Гербовой "Развитие речи в детском саду.Старшая группа" (учебно-методический комплект "От рождения до школы")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi_s_detmi_5-6_let.docx41.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Угадай что не так». 1 вариант:                   формирование словаря

Цель: развитие речемыслительной деятельности ребенка – внимания, мышления, слухового восприятия, связной речи.

Оборудование: картинки типа «Что перепутал художник»«Найди 10 ошибок». Они встречаются во многих детских журналах.

Ход игры : Предложите ребенку рассмотреть картинки и найти все ошибки, которые совершил художник. Попросите ребенка придумать фантастический рассказ по этой картинке.

«Угадай что не так» 2 вариант:                        формирование словаря

Цель: развитие речемыслительной деятельности ребенка – внимания, мышления, слухового восприятия, связной речи.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры: Расскажите небольшую историю, но предупредите, что в ней есть небылицы, которые ребенок должен отметить и исправить.

Примеры историй: Вчера гуляла я по парку. Солнце ярко светит, темно. Под ногами листья синие лежат. И внезапно из-за дерева выскочил пёс,как замяукает на меня«Ме-ме-ме!». Я достала из кармана торт и бросила ему. Пёс съел его, сказал «Спасибо» и убежал.

В прошлом году зимой ходили мы на пруд. А там такая красота… В воздухе кружились легкие снежки. Вода прозрачная, теплая. Стрекозы и бабочки летали. Красные лягушки весело прыгали. А мы сколотили снеговика и пустили по реке кораблики. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он придумает свои фантастические истории, а вы догадайтесь, что не так.

«Что изменилось?»                                          формирование словаря

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игры

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

– Описать предмет, которого не стало

– Рассказать о месте, где он стоял

– На какой звук начиналось название этого предмет

– В названии каких еще предметов есть этот звук?

:                   формирование словаря

«Опиши игрушку»

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Оборудование: игрушки животных.

Ход игры

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

:                   формирование словаря

«Определи на ощупь»

Цель: развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. 

Оборудование: коробка или мешочек  с предметом.

Ход игры

В мешочек или коробку кладется предмет

Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (коробочке), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».

«Отгадай-ка»                                                      формирование словаря

Цель: учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры Ребенок не глядя на предмет должен его описать. Говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате.

 После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

План описания предмета: Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло. Можно использовать мнемотаблицу.

:                   формирование словаря

«Что лишнее?»

Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.  

Оборудование: серия фабульных картинок, несколько комплектов.

Ход игры

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.  

Можно заменить картинки например на героев сказки в кукольном театре

:                   формирование словаря

«А как  наоборот?»

Цель: развитие мышления, расширение словарного запаса

Оборудование: мяч

Ход игры:

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением

формирование словаря

«Кто больше увидит?»

Цель игры: учить детей внимательно рассматривать картинку  и определять предметы, которые изображены

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены игрушки, фрукты, овощи, сказочные герои, дома, машины и т. Задача детей увидеть как можно больше предметов и назвать их. За каждый названный предмет ребенок получает   фишку. Если назвать признак предмета — можно получить дополнительную фишку. Например: «Я вижу шарик. Шарик синего цвета. Я вижу мяч. Мяч круглый, красного цвета, небольшой по размеру». У кого больше фишек — тот самый внимательный.

                                         формирование словаря 

«Скажи по-другому»

Цель игры: Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет. «Большой», — предлагает воспитатель. Дети называют слова; «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» — «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный». «Мокрый» — «Сырой, влажный».

Вариант игры: воспитатель  называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». 

«Дополни (закончи) предложение»     синтаксическая сторона речи

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слов, в соответствии со смыслом стихотворения.

Например Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился …грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для…грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал…грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький…грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый…грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле…грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и…грибище!

 «Закончи предложение»                          синтаксическая сторона речи

Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

Ход игры: детям предложить закончить предложения:

- Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)

- Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)

- Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)

- Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)

- Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

- Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

- Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

- Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

- Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

- Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).

формирование словаря 

«Кто больше назовет слов на букву …»       

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование: мяч, фанты.

Ход игры: педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

формирование словаря 

«Кто больше назовет действий»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия.

Оборудование: мяч, можно использовать в игре фишки за правильные ответы

Ход игры: воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (Рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.)

Вариант 2. Учить подбирать глаголы, на заданную тему: что делает на работе, например врач, воспитатель

– Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега.)

формирование словаря

«Что получится, то и получится»

Цель: развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.

Ход игры: перед игрой детей нужно поупражнять в ответе на вопросы: что? кто? какой? Где находится? что делает? Воспитатель называет слово, которое отвечает на вопрос, например какой? – желтый, а дети продолжают предлагать варианты ответа на этот вопрос (зеленый, красный и т.д.)

– Круглый, – говорит воспитатель.

– Квадратный, треугольный, – перечисляют дети.

Подсказки могут быть лаконичными и развернутыми.

– Когда лежишь на мягком луговом ковре, то можно наблюдать за живыми существами – порхающими, ползающими, жужжащими. Можете назвать их?

– Где лежат вещи? Где можно спрятаться? Где можно гулять?

– На свете много интересных дел. Чем можно заняться, чтобы не заскучать?

Если дети начали отвечать на вопросы самостоятельно, можно предложить им поиграть. Надо взять лист бумаги, разделить его по вертикали на четыре части и вписать в них вопросы в такой последовательности: кто? что? какой? что делает? где?

Сформулировав вопрос, воспитатель должен выслушать ответы детей и предложить им для обсуждения ряд своих ответов. Слова, которые явно не соотносятся по смыслу, следует вписать в таблицу. Когда колонки будут заполнены, нужно прочитать детям небылицы, начиная фразу с прилагательного («Замороженный сундук мяукает в печке»)

формирование словаря

«Кто это был?

Цель: развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.

Ход игры: Воспитатель зачитывает вопрос и с помощью детей выбирает наиболее удачный ответ. Затем читает получившуюся небылицу.

– Кто это был? (Бегемот.)

– Где находился?(На пляже.)

 – Что делал?(Вязал жилет.)

– Что вдруг прокричал? (Ку-ка-ре-куу!)

– Что сказали люди?(Он знает иностранный язык.)

– Чем кончилась эта история? (Бегемот стал знаменит.)

«Кто кем был?»                                              формирование словаря

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Оборудование: мяч
Ход игры: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской
Корова – телёнком                                            Велосипед – железом
Дуд – жёлудем                                                    Рубашка – тканью
Рыба – икринкой                                               Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой                                       Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком

Звуковая культура речи

«Подскажи словечко» ( вариант 1)

Цель: развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста.

Ход игры: воспитатель произносит начало предложения , а дети подбирают слово по смыслу.

Например - Дятел на дубу сидит и весь день его…

 - Петух кукарекает, а курица...

- Целый день бобы сажали и из лейки…

- Какое слово подходит по рифме к слову «норка»?

Звуковая культура речи

«Подскажи словечко» (вариант 2)

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Оборудование: мяч

Ход игры:  воспитатель кидает мяч ребенку, задавая вопрос, ребенок должен досказать словечко и вернуть мяч

Например: 
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно.

Звуковая культура речи

«Подскажи словечко» ( вариант 3)

Цель: развивать умение отгадывать загадки или подбирать рифмы, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста.

Ход игры: педагог читает текст, а дети подбирают рифму

Заглянул щенок в окошко: – Чем же лакомится… (кошка)?

 – Ходят всякие тут, ишь! – Смотрит зло на кошку… (мышь).

 – Может, хватит, мышка, злиться? – Прочирикала… (синица).

Ничего не произнес Под кроватью спящий… (пес).

 Е. Лаврентьева «Подбери рифму» * * * Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо: Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и… (лицо).

Дорогие мои дети! Очень-очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще — Я грязнуль… (не выношу).

«Угадай слово»                                                           формирование словаря

Цель: активизация словаря детей

Ход игры: воспитатель задумывает слово, а  какое это слово дети выясняют, задавая воспитателю разные вопросы.

Например:

-Это живое?                              -Да

-Это растение?                         -Нет

-Это птица?                               -Да

-Дикая?                                       -нет

-Домашняя?

-Да

-Утром всех будит?

Да

-Петух?

-да

Далее роль ведущего в игре может принять на себя ребенок

формирование словаря

«Свяжите (составьте) цепочку»

Цель: активизация словаря, умение подбирать нужное слово

Ход игры: Воспитатель называет слово, например, лето, а дети конкретизируют его: жарко, ягоды, солнце, длинный, долгий день, сенокос, белые ночи и т. п. (Тесто – хлеб, булка, калачи, крендели, сушки и т. п.) И так далее.

«Составь цепочку слов»                             Звуковая культура речи

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Оборудование: :карточки с предметными картинками:

Дом - мак - кот - троллейбус - стол - ландыш - шарф - флаг;

шишка - ананас - самовар - рак - крокодил - лыжи;

Ход игры: У каждого ребёнка лежит карточка. У педагога – карточка с изображением карандаша. Например: Цепочка начнётся со слова дом. Следующим звеном цепочки будет слово, начинающееся с того звука, каким кончается слово дом. Кто из детей найдет такую картинку, присоединяет её к первой и  называет свой предмет так, чтобы четко было слышно последний звук слова. Если у двоих найдутся картинки название которых начинается со звука М, кладёт картинку тот, кто первый её нашел. А оставшуюся картинку присоединяет позже. Когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком

«Четвёртый лишний»                                                    формирование словаря

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Оборудование: предметные картинки

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Ряд картинок для игры:

1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.

2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.

синтаксическая сторона речи

«Скажи иначе»                                                                  

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Ход игры: Педагог называет слово, а дети должны назвать другое слово с таким же смыслом (синоним)

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный.

синтаксическая сторона речи

«Выбери сам»

Цель: развитие связной речи, уметь обосновывать свой ответ

Оборудование: картинки с изображение предметов по

определенной теме(магазин тканей, головных уборов, и т.д

Ход игры: педагог показывает детям картинку и спрашивает, что бы дети приобрели в этом магазине и почему.

Что ты купил бы для себя в этом магазине?

Какие часы где лучше повесить?

Какую сумку лучше купить в дорогу?

Какой из дачных домиков самый красивый?

синтаксическая сторона речи

«Где были мы не скажем, а что делали покажем…»

Цель: развитие связной речи

Ход игры: воспитатель приглашает двоих детей и помогает определиться, что будут показывать остальным ребятам с помощью мимики и жестов

Например, один ребенок показывает, как он ловит рыбу, другой, как держит наготове сачок (или изображает кошку, которая ходит, заглядывая в ведерко с рыбой) и т.п. Воспитатель спрашивает у детей, что еще они хотят изобразить. Выслушивает ответы, предлагает свои варианты. Далее дети по одному или вдвоем что-нибудь изображают, обучаясь импровизации.

синтаксическая сторона речи

 «Что это?

Цель: упражнять в употреблении обобщающих слов, обосновывать свой выбор

Ход игры: воспитатель предлагает слово, а дети должны быстро ответить на вопросы «Что это?», «Кто это?» (употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов). Например: «Карп. Кто это? (Рыба.) Дуб. Что это? (Дерево.) Тюльпан? (Цветок.) Головной убор? (Шапка, берет, шляпа…) Кухонный прибор?(Мясорубка, блендер, соковыжималка…) Постельная принадлежность? (Простыня, пододеяльник, наволочка.) Часть самолета? (Крылья…) И так далее.

Картотека игр

по развитию речи с детьми 5-6 лет

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду.

Старшая группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития речи с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Игры для развития речи с детьми раннего возраста...

Картотека дидактических игр по развитию речи с детьми ОНР.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19640347","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"417"}}]]...

Картотека игр по развитию речи с детьми 3 -4лет.

Подборка игр по развитию речи с детьми второй младшей группы....

Картотека игр по развитию речи с детьми с ТНР

Картотека игр по развитию речи с детьми с ТНР...

Картотека дидактических игр по развитию речи с детьми младшего возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи с детьми младшего возраста...