Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Картотека дидактических игр
по речевому развитию в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_rechevomu_razvitiyu_2.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель Каданцева Е.А.
Картотека дидактических игр
по речевому развитию в средней группе
«Что бывает весной?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами, первые цветы, Новый год, капель и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только весенние явления и называет их.
(Картинки могут быть любого времени года).
«Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросает мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: ромашка, колокольчик, роза, береза. Кабачок, огурец, тыква, абрикос. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья, дом – дома, носок – носки, глаз – глаза, кусок – куски, день – дни, прыжок – прыжки, сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща (фрукта или предмета): Дети смотрят на стол. Затем закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Педагог: - Рукавички из меха-меховые. Таз из меди-медный. Ваза из хрусталя-хрустальная. Шапка из шерсти-шерстяная.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Назови одним словом»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход:
Вариант 1. педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. Например: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Например: Огурец, помидор-Овощи.
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч обратно педагогу, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Стол-столик, ключ-ключик. Платье-платьице, кресло-креслице. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Вишня-вишенка, башня-башенка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – Например: Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…) и т.д.
«Длинный - короткий»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. Например: горячий-холодный, хороший-плохой, умный-глупый, весёлый-грустный, острый-тупой, длинный - короткий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр(речевое развитие). Первая младшая группа.
Картотека дидактических игр, направленных на речевое развитие. Для детей 2-3 лет....
Картотека игр по речевому развитию в средней группе
Данные игры способствуют развитию связной речи,активизации словаря,формируют у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова,развивают внимание, сообразительность....
Картотека игр по речевому развитию детей средней группы
Картотека игр по речевому развитию детей средней группы...
картотека игр по речевому развитию в средней группе
дидактические игры по речевому развитию...
Картотеки игр по речевому развитию в средней группе
Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания....
Картотека игр по речевому развитию в средней группе
Картотека по речевому развитию...
Картотека игр по речевому развитию в средней группе
Картотека игр по речевому развитию (средняя группа)...