Презентация "Соблюдение грамматических норм в речи педагогов ДОУ"
презентация по развитию речи
Презентация "Соблюдение грамматических норм в речи педагогов ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГРАММА́ТИКА 1. Раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и соответственно этому состоящий из двух разделов: морфологии и синтаксиса. 2 . Совокупность норм изменений слов и сочетаний их в предложении , присущая какому-л. языку.
Место для ответа
Орфографическая ошибка — это ошибка в правильном написании орфограмм (букв) в слове. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Типы морфологических ошибок Ошибочное словообразование 1 Трудолюби м ый Ошибочное образование формы: существительного 2 Опытные бухгалтер а прилагательного 3 Более красив ее . сла ж е числительного 4 С пят и стами рублями местоимения 5 Их нюю вещь глагола 6 Ма хаю т руками
Ошибки в предложениях с причастным оборотом 1 Дорожка покрыта тающим снегом под ногами Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом 2 Начав заниматься, у вас было мало времени . Ошибки в построении 3 Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве Смешение прямой и косвенной речи 4 Петя сказал ,что я не согласен с твоим мнением . Нарушение границ предложения . 5 Была уже ночь. Когда я вернулся домой. Синтаксические ошибки
Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по) ложить » – только с приставками. Еду ни лОжить , ни ложИть , Да и накласть нельзя. А можно класть и положить – Запомните, друзья!
« Как на конкурс я пойду , как там всех я побежу ! Победю в нем без усилий, если хватит терпежу!» Выберите правильный вариант или предложите свой.
1 ) Глаголы, у которых нет или не употребляются формы 1 лица ед. числа из-за неблагозвучия. Победить, убедить, очутиться, дудеть, чудить, галдеть, затмить, пылесосить, шелестеть, голосить, бузить, дерзить, возродить, нашкодить, внять, бороздить, бдеть и т.д. У «бузить» и «дерзить» нет 1 лица из-за совпадения этой грамматической формы с наиболее употребительными глаголами «будить» и «держать». 2) Глаголы, которые не употребляются в 1 и 2 лице ед. и мн. числа из-за лексического значения. - глаголы, которые означают действия животных: доиться, телиться, нестись (о птицах); - слова, называющие процессы в растительном мире или неживой природе: почковаться, светать, мерцать, сыпаться, капать, разрастись, сквозить, впитаться и т.д.; - все глаголы, которые называют процессы каких-либо предметов: горчить, кислить, гаснуть и т. д.
Обратите внимание на форму повелительного наклонения следующих глаголов: лечь – ляг (!), лягте (!); сесть – сядь (!), сядьте (!); достать – достань, достаньте; расстаться – расстанься, расстаньтесь; стать – стань, станьте; прибыть – прибудь, прибудьте; пробыть – пробудь, пробудьте; мазать – мажь, мажьте; резать – режь, режьте.
С лово кушать не употребляется в форме 1 лица ( нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем ; надо: я ем, мы едим . В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте звучат несколько фамильярно.
Одна пара модных туфель Стоит, как огромный трюфель. Зато кожаных сапог Накупил я, сколько смог !
Взвесьте мне, пожалуйста, по 5 мандарин и апельсинов, 6 помидоров и 8 баклажан. Найдите и исправьте ошибки
В не счетной формы - только граммов, килограммов (например: несколько граммов); в счетной форме, то есть в сочетании с числительным, корректны оба варианта: грамм, килограмм и граммов, килограммов (100 грамм и 100 граммов, пять килограмм и пять килограммов).
кеды; ботинки; боты; сапоги; босоножки; сандалии ; туфли; кроссовки; т апки. Поставьте существительные в форму единственного числа
кеды — белый кед; ботинки — тесный ботинок; боты — высокий бот; сапоги — кирзовый сапог; босоножки — красивая босоножка; сандалии — легкая сандалия ; туфли — лакированная туфля; кроссовки — одна кроссовка; т апки – удобная тапка.
Все мужские фамилии , оканчивающиеся на согласный , склоняются . Все женские фамилии , оканчивающиеся на согласный, не склоняются . При этом языковое происхождение фамилии не имеет значения . Нет Наташи Гомер, нет Саши Гомера
Исправьте ошибки в предложениях : Обернувшись к окну, послышался голос мамы . Увидев друга, захотелось поговорить о каникулах. Употребление деепричастных оборотов
Нормой литературного языка является склонение каждого слова и каждой части в составных и сложных количественных числительных : с пятьюстами шестьюдесятью тремя рублями . Числительные сорок и сто имеют в косвенных падежах только одну форму — сорока, ста , но в составе сложных числительных сто склоняется по архаичному варианту склонения: о трёхстах, с тремястами . При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть . Именно эта часть имеет форму порядкового числительного, совпадающую с формой полных прилагательных: тысяча девятьсот сорок первый год — в тысяча девятьсот сорок пятом году ; При склонении собирательных числительных можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы ( двое учениц — неправильно).
Исправьте ошибки. 1 В кошельке не хватает двести рублей. 2 В родительском чате одновременно написало пятеро матерей. 3 Из – за карантина были закрыты не менее сто тридцать пять детских учреждений. 4 Детские сады посещают более пятиста детей. Запишите словами. В 2021 году, 350 центнерам, 400 рублями, о 56 баллах .
Проверим себя. 1 В кошельке не хватает двухсот рублей. 2 В родительском чате одновременно написали пять матерей. 3 Из – за карантина было закрыто не менее ста тридцати пяти детских учреждений. 4 Детские сады посещают более пятисот детей. Запишите словами . В две тысячи двадцать первом году, тремстам пятидесяти центнерам, четырьмястами рублями, о пятидесяти шести баллах
В правильном выборе следует ориентироваться на антонимию предлогов. Предлоги «в» — «из» и «на»- «с» образуют антонимичные пары, то есть обладают значением противоположности. Как правильно говорить: вернулся из Новокузнецка или с Новокузнецка; пришел из школы (сада) или со школы (с сада)?
С названиями горных местностей, где идет речь о поверхности гор без резко очерченных границ, используем предлог «на» : завод на Урале; растет на Алтае; отдыхали на Кавказе. С названием «Крым» употребим предлог «в» — в Крыму . В этом сочетании обозначается степное пространство, ограниченное горами. Предлог «в» обозначает направление движения внутрь, местонахождение внутри чего-либо или расположение в ограниченном пространстве. Предлог «на» обозначает нахождение чего-либо на поверхности или направление движения на поверхность.
Нормой русского литературного языка является употребление предлогов благодаря, с огласно, вопреки только с существительными (местоимениями ) в форме дательного падежа. Правильно скажем и напишем: согласно договору, письму, условию; вопреки уставу, распоряжению, инструкции; наперекор воле, интуиции; благодаря свету, наступившему теплу .
Спасибо за активное сотрудничество! Успешной профессиональной деятельности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-449591-1449034431.jpg)
Грамматически правильная речь педагогов.
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают на только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-881157-1485947004.jpg)
Семинар –практикум для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога - образец для подражания»
Семинар –практикум для воспитателей«Грамматически правильная речь педагога - образец для подражания»...
Использование чистоговорок для формирования грамматических норм русского языка
Использование чистоговорок для формирования грамматических норм русского языка. Картотека чистоговорок....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/25/picture-747759-1619352004.jpg)
Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога в ДОУ"
Консультация для педагогов Грамматически правильная речь педагога в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/16/picture-940534-1557983503.jpg)
Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога"
Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога"...