Презентация "Соблюдение грамматических норм в речи педагогов ДОУ"
презентация по развитию речи
Презентация "Соблюдение грамматических норм в речи педагогов ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammatika_pedmasterskaya_prez.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГРАММА́ТИКА 1. Раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и соответственно этому состоящий из двух разделов: морфологии и синтаксиса. 2 . Совокупность норм изменений слов и сочетаний их в предложении , присущая какому-л. языку.
Место для ответа
Орфографическая ошибка — это ошибка в правильном написании орфограмм (букв) в слове. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Типы морфологических ошибок Ошибочное словообразование 1 Трудолюби м ый Ошибочное образование формы: существительного 2 Опытные бухгалтер а прилагательного 3 Более красив ее . сла ж е числительного 4 С пят и стами рублями местоимения 5 Их нюю вещь глагола 6 Ма хаю т руками
Ошибки в предложениях с причастным оборотом 1 Дорожка покрыта тающим снегом под ногами Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом 2 Начав заниматься, у вас было мало времени . Ошибки в построении 3 Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве Смешение прямой и косвенной речи 4 Петя сказал ,что я не согласен с твоим мнением . Нарушение границ предложения . 5 Была уже ночь. Когда я вернулся домой. Синтаксические ошибки
Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по) ложить » – только с приставками. Еду ни лОжить , ни ложИть , Да и накласть нельзя. А можно класть и положить – Запомните, друзья!
« Как на конкурс я пойду , как там всех я побежу ! Победю в нем без усилий, если хватит терпежу!» Выберите правильный вариант или предложите свой.
1 ) Глаголы, у которых нет или не употребляются формы 1 лица ед. числа из-за неблагозвучия. Победить, убедить, очутиться, дудеть, чудить, галдеть, затмить, пылесосить, шелестеть, голосить, бузить, дерзить, возродить, нашкодить, внять, бороздить, бдеть и т.д. У «бузить» и «дерзить» нет 1 лица из-за совпадения этой грамматической формы с наиболее употребительными глаголами «будить» и «держать». 2) Глаголы, которые не употребляются в 1 и 2 лице ед. и мн. числа из-за лексического значения. - глаголы, которые означают действия животных: доиться, телиться, нестись (о птицах); - слова, называющие процессы в растительном мире или неживой природе: почковаться, светать, мерцать, сыпаться, капать, разрастись, сквозить, впитаться и т.д.; - все глаголы, которые называют процессы каких-либо предметов: горчить, кислить, гаснуть и т. д.
Обратите внимание на форму повелительного наклонения следующих глаголов: лечь – ляг (!), лягте (!); сесть – сядь (!), сядьте (!); достать – достань, достаньте; расстаться – расстанься, расстаньтесь; стать – стань, станьте; прибыть – прибудь, прибудьте; пробыть – пробудь, пробудьте; мазать – мажь, мажьте; резать – режь, режьте.
С лово кушать не употребляется в форме 1 лица ( нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем ; надо: я ем, мы едим . В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте звучат несколько фамильярно.
Одна пара модных туфель Стоит, как огромный трюфель. Зато кожаных сапог Накупил я, сколько смог !
Взвесьте мне, пожалуйста, по 5 мандарин и апельсинов, 6 помидоров и 8 баклажан. Найдите и исправьте ошибки
В не счетной формы - только граммов, килограммов (например: несколько граммов); в счетной форме, то есть в сочетании с числительным, корректны оба варианта: грамм, килограмм и граммов, килограммов (100 грамм и 100 граммов, пять килограмм и пять килограммов).
кеды; ботинки; боты; сапоги; босоножки; сандалии ; туфли; кроссовки; т апки. Поставьте существительные в форму единственного числа
кеды — белый кед; ботинки — тесный ботинок; боты — высокий бот; сапоги — кирзовый сапог; босоножки — красивая босоножка; сандалии — легкая сандалия ; туфли — лакированная туфля; кроссовки — одна кроссовка; т апки – удобная тапка.
Все мужские фамилии , оканчивающиеся на согласный , склоняются . Все женские фамилии , оканчивающиеся на согласный, не склоняются . При этом языковое происхождение фамилии не имеет значения . Нет Наташи Гомер, нет Саши Гомера
Исправьте ошибки в предложениях : Обернувшись к окну, послышался голос мамы . Увидев друга, захотелось поговорить о каникулах. Употребление деепричастных оборотов
Нормой литературного языка является склонение каждого слова и каждой части в составных и сложных количественных числительных : с пятьюстами шестьюдесятью тремя рублями . Числительные сорок и сто имеют в косвенных падежах только одну форму — сорока, ста , но в составе сложных числительных сто склоняется по архаичному варианту склонения: о трёхстах, с тремястами . При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть . Именно эта часть имеет форму порядкового числительного, совпадающую с формой полных прилагательных: тысяча девятьсот сорок первый год — в тысяча девятьсот сорок пятом году ; При склонении собирательных числительных можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы ( двое учениц — неправильно).
Исправьте ошибки. 1 В кошельке не хватает двести рублей. 2 В родительском чате одновременно написало пятеро матерей. 3 Из – за карантина были закрыты не менее сто тридцать пять детских учреждений. 4 Детские сады посещают более пятиста детей. Запишите словами. В 2021 году, 350 центнерам, 400 рублями, о 56 баллах .
Проверим себя. 1 В кошельке не хватает двухсот рублей. 2 В родительском чате одновременно написали пять матерей. 3 Из – за карантина было закрыто не менее ста тридцати пяти детских учреждений. 4 Детские сады посещают более пятисот детей. Запишите словами . В две тысячи двадцать первом году, тремстам пятидесяти центнерам, четырьмястами рублями, о пятидесяти шести баллах
В правильном выборе следует ориентироваться на антонимию предлогов. Предлоги «в» — «из» и «на»- «с» образуют антонимичные пары, то есть обладают значением противоположности. Как правильно говорить: вернулся из Новокузнецка или с Новокузнецка; пришел из школы (сада) или со школы (с сада)?
С названиями горных местностей, где идет речь о поверхности гор без резко очерченных границ, используем предлог «на» : завод на Урале; растет на Алтае; отдыхали на Кавказе. С названием «Крым» употребим предлог «в» — в Крыму . В этом сочетании обозначается степное пространство, ограниченное горами. Предлог «в» обозначает направление движения внутрь, местонахождение внутри чего-либо или расположение в ограниченном пространстве. Предлог «на» обозначает нахождение чего-либо на поверхности или направление движения на поверхность.
Нормой русского литературного языка является употребление предлогов благодаря, с огласно, вопреки только с существительными (местоимениями ) в форме дательного падежа. Правильно скажем и напишем: согласно договору, письму, условию; вопреки уставу, распоряжению, инструкции; наперекор воле, интуиции; благодаря свету, наступившему теплу .
Спасибо за активное сотрудничество! Успешной профессиональной деятельности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные нормы развития речи детей(консультация для педагогов)
развитие речи...
Грамматически правильная речь педагогов.
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают на только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у...
Семинар –практикум для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога - образец для подражания»
Семинар –практикум для воспитателей«Грамматически правильная речь педагога - образец для подражания»...
Использование чистоговорок для формирования грамматических норм русского языка
Использование чистоговорок для формирования грамматических норм русского языка. Картотека чистоговорок....
Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога в ДОУ"
Консультация для педагогов Грамматически правильная речь педагога в ДОУ...
Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога"
Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога"...
Консультация для педагогов: ДОУ "Нормы развития речи детей"
quot;нормы развития речи детей"...