Артикуляционная гимнастика
картотека по развитию речи (средняя группа)

Крец Светлана Геннадьевна

Артикуляционная гимнастика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx411.61 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционнной гимнастики для всех возрастных групп 

 

   Комплекс артикуляционной гимнастики (младшая группа)

 Арт. гимнастике – привет, Лучше её в мире нет! Что укрепит лучше рот и поможет речи? Арт. гимнастике – почёт, вы уж мне поверьте!  

Рекомендации  по  проведению упражнений  артикуляционной гимнастики  

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.  
  2. Каждое  упражнение          выполняется  по          2-3раза.  
  3. Статические упражнения выполняются по 5-8 секунд (удержание  

артикуляционной  позы  в          одном          положении).  

  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  
  2. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.  

Поэтому во время проведения артикуляционной гимнастики должны воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.  

Организация проведения артикуляционной гимнастики:  

  1. Взрослый          показывает          выполнение          упражнения.  
  2. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.  

Сказка.  

- Жил да был язычок в своем маленьком домике. И было в том домике две дверцы ( губы и зубы). Решил как-то язычок пойти погулять, открыл дверцу (губки  улыбаются, открываем ротик), выглянул на улицу и смотрит (широкий расслабленный язычок  положите на нижнюю губу. Удерживайте язык в таком положении в течение 5 сек) нет никого, спрятался обратно в домик. Скучно ему стало, опять выглянул (повторяем упражнение) посмотрел в одну, потом в другую сторону (губы улыбаются и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов). Увидел язычок качели и решил покачаться (острым кончиком языка потянуться к верхним зубам, а потом к нижним, затем опять к верхним, а потом снова к нижним. Так качался  язычок, пока не проголодался. Убежал домой чай попить с блинчиками. А блинчики – то надо пожарить. Положил на сковородку и ждет, когда блинчик испечется (открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать 5 секунд), пожарил, надо поесть (зубками кусаем язычок). Еще один испек блинчик (повторяем упражнение  два раза). Блинчики  поел с вареньем, запачкал губы, надо их облизать (рот открываем, языком облизываем верхнюю губу 3-5 раз). Выполняя движение сверху – вниз). Повторяем упражнение 2-3 раза. Блинчики поел язычок и захотел чай попить, а вот и чашечка (открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка). Сытый язычок побежал на лошадке покататься (открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им.

Показать,  как цокает лошадка).  

Устал язычок и спать ушел.  

Данный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для детей средней группы. Его выполняют воспитатели с группой или подгруппой детей, а так же родители дома.  

Комплекс артикуляционной гимнастики  (средняя группы)  Арт. гимнастике – привет, Лучше её в мире нет! Что укрепит лучше рот и поможет речи? Арт. гимнастике – почёт, вы уж мне поверьте!  

Рекомендации  по  проведению  упражнений  артикуляционной гимнастики.  

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.  
  2. Каждое  упражнение          выполняется          по          3-4  раза.  
  3. Статические упражнения выполняются по 8-10секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).  
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому во время проведения артикуляционной гимнастики должны воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), взрослы должен находиться напротив ребенка лицом к нему.    

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики:  

  1. Взрослый показывает выполнение упражнения  
  2. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.  

Упражнение «Лягушка» — «Слоник»  

  

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть  

губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как слоненка.  

   

  

Упражнение «Заборчик»  

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы.  

Вот такой заборчик!  

  

  

  

Упражнение «Лопаточка» — «Иголочка»  

Открыть рот и положить широкий расслабленный яз на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показа острую иголочку.  

  

  

  

  

  

Упражнение «Качели»  

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к  

подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.  

  

  

   

Упражнение «Часики»  

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно  тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.  

  

  

  

  

Упражнение «Горка»  

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.  

  

  

Упражнение «Чашечка»  

Открыть широко рот, высунуть язык.

Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.  

  

  

  

  

Упражнение «Вкусное варенье»  

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу.  

Выполняя движение сверху -вниз.  

            

Упражнение «Лошадка»  

Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть и Показать, как цокает лошадка.  

Упражнение

«Грибок»  

        Открыть рот. Присосать широкий язык к небу.  Спинка языка – это шляпка гриба, а

подъязычная связка – ножка.  

  

  

Упражнение «Барабан»  

Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое  

положение, произносить: «Д-д-д-д».  

  

  

                                                         Упражнение «Чистим зубки»

                                                      Открыть рот и кончиком языка       «почистить» нижние         зубки,         выполняя движение снизу-вверх.  

 

Комплекс артикуляционной гимнастики  

(старшая и подготовительная группы) Арт. гимнастике – привет, Лучше её в мире нет! Что укрепит лучше рот и поможет речи? Арт. гимнастике – почёт, вы уж мне поверьте!  

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.  

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут.  2. Каждое  упражнение  выполняется  по  5  -  7  раз.  

3.         Статические  упражнения          выполняются  по  8-15

 секунд  

(удержание артикуляционной позы в одном положении).  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому во время проведения артикуляционной

гимнастики должны    воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), взрослы должен находиться напротив ребенка лицом к нему.  

Организация проведения артикуляционной гимнастики:  

  1. Взрослый показывает выполнение упражнения  
  2. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.  

Упражнение «Блинчик»  

Улыбнуться, открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать, считая от

810.  

  

  

  

  

  

Упражнение «Чашечка»  Улыбнуться, открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка. Под счет  от 8 - 10  

  

  

 

 

Упражнение «Вкусное варенье»  

Открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху  

- вниз.  

  

 

 

 

 

                                Упражнение

«Часики».  

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка

попеременно тянуться в разные уголки

рта, изображая маятник часов.  

 

 

Упражнение «Частим зубки».  

Открыть рот и кончиком языка «почистить»

        нижние         зубки,         выполняя         движение

снизувверх.  

  

 

 

 

                    Упражнение «Качели».  

Открыть рот и кончик языка потянуть сначала за верхние зубы, а потом за нижние, затем опятьза верхние, а потом снова за нижние.  

Так качаются качели.  

 

           

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...