Артикуляционная гимнастика
картотека по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Картотека артикуляционнной гимнастики для всех возрастных групп
Комплекс артикуляционной гимнастики (младшая группа)
Арт. гимнастике – привет, Лучше её в мире нет! Что укрепит лучше рот и поможет речи? Арт. гимнастике – почёт, вы уж мне поверьте!
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
- Каждое упражнение выполняется по 2-3раза.
- Статические упражнения выполняются по 5-8 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому во время проведения артикуляционной гимнастики должны воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
- Взрослый показывает выполнение упражнения.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Сказка.
- Жил да был язычок в своем маленьком домике. И было в том домике две дверцы ( губы и зубы). Решил как-то язычок пойти погулять, открыл дверцу (губки улыбаются, открываем ротик), выглянул на улицу и смотрит (широкий расслабленный язычок положите на нижнюю губу. Удерживайте язык в таком положении в течение 5 сек) нет никого, спрятался обратно в домик. Скучно ему стало, опять выглянул (повторяем упражнение) посмотрел в одну, потом в другую сторону (губы улыбаются и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов). Увидел язычок качели и решил покачаться (острым кончиком языка потянуться к верхним зубам, а потом к нижним, затем опять к верхним, а потом снова к нижним. Так качался язычок, пока не проголодался. Убежал домой чай попить с блинчиками. А блинчики – то надо пожарить. Положил на сковородку и ждет, когда блинчик испечется (открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать 5 секунд), пожарил, надо поесть (зубками кусаем язычок). Еще один испек блинчик (повторяем упражнение два раза). Блинчики поел с вареньем, запачкал губы, надо их облизать (рот открываем, языком облизываем верхнюю губу 3-5 раз). Выполняя движение сверху – вниз). Повторяем упражнение 2-3 раза. Блинчики поел язычок и захотел чай попить, а вот и чашечка (открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка). Сытый язычок побежал на лошадке покататься (открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им.
Показать, как цокает лошадка).
Устал язычок и спать ушел.
Данный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для детей средней группы. Его выполняют воспитатели с группой или подгруппой детей, а так же родители дома.
Комплекс артикуляционной гимнастики (средняя группы) Арт. гимнастике – привет, Лучше её в мире нет! Что укрепит лучше рот и поможет речи? Арт. гимнастике – почёт, вы уж мне поверьте!
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
- Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.
- Статические упражнения выполняются по 8-10секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому во время проведения артикуляционной гимнастики должны воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), взрослы должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
- Взрослый показывает выполнение упражнения
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Упражнение «Лягушка» — «Слоник»
Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть
губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как слоненка.
Упражнение «Заборчик»
Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы.
Вот такой заборчик!
Упражнение «Лопаточка» — «Иголочка»
Открыть рот и положить широкий расслабленный яз на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показа острую иголочку.
Упражнение «Качели»
Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к
подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.
Упражнение «Часики»
Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.
Упражнение «Горка»
Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.
Упражнение «Чашечка»
Открыть широко рот, высунуть язык.
Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.
Упражнение «Вкусное варенье»
Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу.
Выполняя движение сверху -вниз.
Упражнение «Лошадка»
Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть и Показать, как цокает лошадка.
Упражнение
«Грибок»
Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а
подъязычная связка – ножка.
Упражнение «Барабан»
Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое
положение, произносить: «Д-д-д-д».
Упражнение «Чистим зубки»
Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.
Комплекс артикуляционной гимнастики
(старшая и подготовительная группы) Арт. гимнастике – привет, Лучше её в мире нет! Что укрепит лучше рот и поможет речи? Арт. гимнастике – почёт, вы уж мне поверьте!
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут. 2. Каждое упражнение выполняется по 5 - 7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 8-15
секунд
(удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому во время проведения артикуляционной
гимнастики должны воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), взрослы должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
- Взрослый показывает выполнение упражнения
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Упражнение «Блинчик»
Улыбнуться, открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать, считая от
810.
Упражнение «Чашечка» Улыбнуться, открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка. Под счет от 8 - 10
Упражнение «Вкусное варенье»
Открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху
- вниз.
Упражнение
«Часики».
Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка
попеременно тянуться в разные уголки
рта, изображая маятник часов.
Упражнение «Частим зубки».
Открыть рот и кончиком языка «почистить»
нижние зубки, выполняя движение
снизувверх.
Упражнение «Качели».
Открыть рот и кончик языка потянуть сначала за верхние зубы, а потом за нижние, затем опятьза верхние, а потом снова за нижние.
Так качаются качели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...