Мастер – класс для родителей «Детективное агентство «Найди и покажи».
консультация (младшая группа)

Тараканова Анастасия Михайловна

Развитие речи у детей 2-3 лет очень важный этап. Ведь именно в этом возрасте начинается пополнение словарного запаса у малыша, а это очень важно для его развития в целом.  В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению,  зависит успех  малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_po_razvitiyu_rechi.docx965.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Детективное агентство «Найди и покажи».

 На ширме надпись «Детективное агентство «найди и покажи».

Сидят три детектива: Мистер Артикулис, Мистер Грамматикус, Мистер Моторикус.

Артикулис: Коллеги, в наше детективное агентство пришло письмо от родителей  младшей группы детского сада № 3 г. Красноуральска. Они спрашивают, что может им помочь развивать речь их детей в домашних условиях.

Моторикус: Надо подумать, чем мы можем им помочь.

Грамматикус: Я как, специалист, считаю, что дети развиваются в игровой деятельности, поэтому нам надо найти игры и рассказать о них родителям.

Артикулис: Ну, что же, тогда за дело!

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_1200.JPG

Мастер – класс от Мистера Артикулиса.C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_1201.JPG

         

 Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего времени. Надо понимать, что любое нарушение, будь это сложное, когда ребенок пропускает звуки, заменяет их, не произносит несколько звуков, либо когда  ребенок не произносит один – два звука – это в любом случае нарушение, которое мешает ребенку и усложняет его дальнейшее развитие и обучение в школе.

          Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела: дыхательный (легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань), голосообразующий (гортань с голосовыми связками и мышцами), звукообразующий (полость рта и носа).

           Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, т.к. она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.

          Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

         Здесь надо отметить, что для каждого звука своя артикуляция, и соответственно для каждого звука подбирается свой комплекс артикуляционной гимнастики.

Звуки с,з,ц – опускается вниз, за нижние зубы, значит надо научить ребенка, чтобы его язычок умел лежать.

Звуки т,д,н – кончик  язык поднимается за верхние зубы, значит надо научить ребенка поднимать кончик языка.

Звук р – язык не просто вверху, он еще и вибрирует.

Большую роль в образовании звуков играют губы.

Гласные звуки: а,у,о,и.

Звуки ш,ж – губки вытягиваем, значит учим ребенка делать это.

Звуки п,б,м – губки смыкаются.

Звуки в,ф – губы смыкаются, но при этом образуют щель, через которую выходит воздух. Особую роль здесь играет нижняя губа, и если она неподвижна, ребенок не может произнести эти звуки.

          Кроме того, все звуки взаимосвязаны. Ведь при наличии определенных звуков можно поставить другой звук. Например: от и – с, от с – ш и т.д.

         Поэтому здесь надо обратить внимание на то, что надо следить за тем, чтобы звуки раннего онтогенеза у ребенка были сформированы.

          Я приготовила для Вас буклет, где вы увидите какие звуки и в каком возрасте должны быть сформированы.

          Я уже сказала, что для каждого звука своя артикуляция и соответственно своя артикуляционная гимнастика.

          Но существуют такие артикуляционные упражнения, которые я бы назвала базовыми, т.к. они подходят для всех групп звуков. И я покажу сейчас, как с ребенком их проводить.

          Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, по 5 – 7 минут.  Каждое упражнение – 5 – 6 раз.

  1. «Улыбка». Растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты.
  2. «Трубочка». Вытягивание губ вперед.
  3. Чередование положений «Улыбка» - «Трубочка».
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
  5. Жевательные упражнения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
  6. То же в быстром темпе.
  7. «Лопаточка». Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу и удерживать 10 – 15 сек.
  8. «Иголочка». Узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10 – 15 сек.
  9. Чередование положений «Лопаточка» - «Иголочка».
  10.  «Парус». Подьем кончика языка за верхние зубы.
  11. «Горка». Опускание кончика языка за нижние зубы.
  12. Чередование положений  «Парус» - «Горка».

        Когда эти упражнения уже будут отработаны, тогда можно переходить уже к тем упражнениям, которые необходимы для постановки определенного звука.

        Обращаю Ваше внимание на то, что артикуляционная гимнастика полезна также детям, у которых произношение в норме, но как говорят «каша во рту», т.е. мышцы вялые и нет четкости речи.

Спасибо за внимание!

Мастер – класс от Мистера Грамматикуса».C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_1202.JPG

           

Одним из важных компонентов правильной красивой речи является грамматический строй речи.

           Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Зачастую формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, например дети могут говорить: красный шары, много ложков, они упал и т.д.

          Т.е. ребенок не умеет соотносить слова по падежам, числам, родам.

Эффективным средством формирования грамматического строя речи у детей являются игры и упражнения.

Игра «Кого нет?»

Цель: упражнять детей в употреблении родительного падежа имен существительных в единственном числе.

Ход игры: Ребятки, к нам в гости пришли игрушки: кошка, собака, курочка, корова.

Посмотрите и скажите, какие игрушки пришли к нам в гости?

Это кошка. Давайте скажем – это кошка (дети повторяют). Но кошка захотела попить молочка и убежала домой. Кого нет? Кошки.

И так аналогично со всеми игрушками.

Игра «Кто как говорит?»

Цель: упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний и в употреблении глаголов.

Ход игры: Показывать детям картинки  с изображением животных и спрашивать, как разговаривает каждое животное?

Как разговаривает кошка? (Мяукает, мяу - мяу)

Как разговаривает собака? (Гавкает, гав - гав).

Аналогично со всеми картинками.

Игра  «Один – много».

Цель: упражнять детей в правильном употреблении существительных в родительном падеже, множественном числе.

Ход игры: Показывать игрушку и говорить: «мишка принес нам картинки, давайте посмотрим на них».

Что делают ежики? Собирают яблоки

Зачем они собирают яблоки? Чтобы покушать.

Сколько яблок на первой картинке? Одно.

Сколько яблок на второй картинке? Много.

Игра «Назови ласково».

Цель: Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Ход игры: Это кукла Маша. У нее есть руки.

А как сказать ласково? Ручки

У нее есть глаза? А как сказать ласково? Глазки.

У нее есть рот? А как сказать ласково? Ротик.

       В эти игры вы можете играть с детьми в любое время. И дома, и на прогулке, и пока идете в садик или из садика.

Спасибо за внимание!

Мастер – класс от Мистера Моторикуса.

        C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_1204.JPG

 Я думаю, что вы   часто   слышите выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика характеризуется способностью человека выполнять мелкие точные движения пальцами рук и ног.  

          Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных   действий.

            Даже   если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается  высокой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.  

          Предлагаю вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.

Игры в сухом бассейне.

         Сухой бассейн это любая емкость наполненная фасолью, макаронами, песком, декоративными камушками и т.д.

В бассейн помещаются

различные мелкие игрушки и другие предметы и ребенку предлагается их найти. Это развивает силу рук, внимание, вызывает интерес к игре.

Рисование на песке или манке.

На поднос насыпается песок или манка и ребенку предлагается нарисовать какой – либо предмет. Например, нарисуй в середине цветок, в верхнем правом углу – солнышко, внизу травку. Этот вид игры развивает не только моторику, но и ориентировку в пространстве.

Пальчиковые игры.

Это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень эффективное средство развития мелкой моторики. Пальчиковые игры вы можете взять в интернет – ресурсах.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы с детьми 3-7 лет по развитию внимания на тему: «Игра на развитие устойчивости, объема и переключаемости внимания детей 3-7 лет «Найди и покажи»

Коллеги, в своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использов...

Мастер-класс «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму»

(Педагогическое сопровождение в сюжетно-ролевой игре детей раннего возраста)...

Мастер – класс для воспитателей и родителей «Покажем пальчиками сказку»

Цель мастер–класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей и родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм...

Мастер-класс «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму»

Школа обмена опытом "Формирование навыков самообслуживания и трудолюбия посредством целенаправленности и саморегуляции собственных действий через сюжетно-ролевые игры в группе раннего возраста&qu...

Мастер-класс "Покажем пальчиками сказку"

информационный материал для родителей...

Видеоролик Мастер-класс для родителей - детективное агентство " Найди и покажи"

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внима...

Мастер-класс "Покажи направление"

В 3-4 года необходимо учить малыша различать пространственные представления, связанные со своим телом, а также помогать осваивать навыки ориентации в пространстве (справа, слева, впереди, позади, ввер...