Конспект НОД по развитию речи в средней группе "По следам Речецветика"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте –
одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechetsvetik_srednyaya_gruppa.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
"По следам Речецветика"
Цель:
- Создание условий для формирования понятий о правильной, красивой речи, о ее основных компонентах.
Задачи:
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата, длительного плавного выдоха, фонематического слуха, развивать двигательную общую, артикуляционную и мелкую моторику, внимание, память и воображение.
- Пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу; употреблять уменьшительно-ласкательные существительные; закреплять правильное речевое дыхание, произношение звука -с- в словах, чистоговорках.
- Воспитывать интерес к пальчиковым играм, доброжелательное отношение к товарищам, любовь к животному миру, умение слушать и слышать речь воспитателя и детей.
Активизация словаря: речецветик, стебель, лепесток, правильная речь, слово, звук, внятно выговаривать.
Методические приемы:
- Словесные: рассказывание, вопросы, беседа,
- Наглядные: использование иллюстраций, цветка Речецветика,
- Игровые: сюрпризные моменты, игра «Две лошадки», пальчиковая игра «Мишеньки, мишеньки», упражнение на речевое дыхание "Подуем на снежинки".
Материал и оборудование:
- Демонстрационный: ноутбук, игрушки животных (зайчик, лошадка, мишка, бычок), цветок "Речецветик".
- Раздаточный: бумажные снежинки.
Ход занятия
(дети с воспитателем располагаются на ковре)
- Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Конефно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк. Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осенхофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки. Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы правила красивой речи. Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые понимают о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, а про секреты Феи никогда не забывает.
Вот такая история.
- О ком говорится в сказке?
- Как звали девочку?
- Какая она была?
- Какая у девочки была беда?
- Что случилось с девочкой?
- Кто помог девочке?
- Что случилось потом?
- А вы хотите узнать секреты правильной речи? Фея прислала нам цветок. Цветок называется Речецветик. Этот волшебный цветок помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы секреты правильной речи (открывает посылку).
-Ой, ребята, здесь только стебелек и один листок, а остальные потерялись пока к нам добирались. Что на нем нарисовано? (ухо) Правильно (воспитатель прикрепляет лепесток). Открывает нам Речецветик первый секрет: - Слушаем внимательно логопеда и воспитателя. Это значит, что надо внимательно слушать, а потом говорить. Повторим хором секрет.
Воспитатель: Пойдем искать лепестки от Речецветика? А когда мы соберем все лепестки, то сможем попасть в гости к Фее правильной речи. Хотите в гости к Фее? Тогда в путь.
Воспитатель: Покажите свои язычки, а ваши язычки послушные? Тогда будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.
Вот в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Рот пошире открываем, в бегемотиков играем: (Описание упражнения: открыть рот
Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик. Как можно шире, удерживать его, Закрывать его нельзя, до пяти считаю я. потом закрыть рот.)
А потом закроем рот,отдыхает бегемот
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Подражаем мы лягушкам: (Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые
Тянем губы прямо к ушкам. зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта
Вы сейчас тяните губки – «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в
Я увижу ваши зубки. исходное положение. Повторить 3-4 раза.)
Мы потянем — перестанем
И нисколько не устанем.
Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
(Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.)
Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка.
Я водичку набираю и ребяток поливаю! (Описание упражнения: вытянуть вперёд губы
Буду подражать слону!Губы «хоботом» тяну. трубочкой и «набирать» водичку, слегка
А теперь их отпускаю и на место возвращаю. причмокивая при этом.)
Полюбовался Язычок слоненком и пошёл дальше. Видит, резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!
Подражаем мы змее, (Описание упражнения: улыбнуться, открыть
С ней мы будем наравне: рот; высунуть язычок изо рта, затем
Высунем язык и спрячем, спрятать. Повторить 3-4 раза.)
Только так, а не иначе.
Змея благодарит детей и отдает следующий лепесток (язык). Вот следующее правило:
Язычком своим играем, напрягаем, выгибаем.
Воспитатель: А вот и еще кто на пути? Дети: лошадка.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с лошадкой.
«Прохлопай песенку». «Две лошадки» (сл. Кучинской, муз.Лещинской):
Воспитатель: А кто помнит стихотворение Агнии Барто про лошадку?
Лошадка отдает детям лепесток (книга), дети благодарят её. Следующее правило:
Книги разные читаем в них о многом мы узнаем.
Воспитатель: Ребята, идем дальше. Кто это спрятался? Зайчика снегом запорошило, совсем замерз, давайте поможем Зайчику. Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем (дуют на снежинки).
Воспитатель: Зайчик мне тоже что-то шепчет. Он не умеет правильно говорить -с- и просит научить его. Давайте покажем ему, как нужно соединять зубки, чтобы звук получился и расскажем чистоговорку (дети делают улыбочку с открытым ртом, зубы соединены, выдувают воздух произносят -с-с-с-с-с).
Са-са-са-вот летит оса ритмично хлопают
Су-су-су- вижу я осу смотрят через "очки" вправо-влево
Сы-сы-сы-боюсь я осы стучат кулаком об кулак
Зайка в благодарность отдает детям следующий лепесток (правильное дыхание)
Плавно, долго выдыхаем, звук протяжный получаем.
Идем дальше.
Воспитатель: Кто это рычит? Разбудили Мишку. Здравствуй, Мишка! Мишка не сердись, хочешь с нами поиграть?
Пальчиковая игра «Мишеньки, мишеньки»
В благодарность отдает детям следующий лепесток (рука)
Пальчиками мы играем, и массаж мы получаем.
(Слышатся звуки "му-му")
- Ребята, вы слышите? Кто это может так здороваться?
- Бычок предлагает вам поиграть с ним в игру "Скажи ласково". Мы с бычком будем говорить первое слово, а вы нам ответите ласково.
Воспитатель: слон - Дети: слоник. Воспитатель: мяч - Дети: мячик. Воспитатель: кукла -Дети: куколка. Воспитатель: мишка - Дети: мишенька. Воспитатель: флаг - Дети: флажок. Воспитатель: машина - Дети: машинка. Воспитатель: бык - Дети: бычок.
Воспитатель: Хорошо, ребята, думаю, что Бычок доволен
Отдает детям лепесток (губы). Губами двигаем красиво, плавно и неторопливо.
Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания Феи. Мы собрали все лепестки Речецветика, изучили все правила (видеозвонок по скайпу, включаем, на экране Фея)
Фея: Здравствуйте, ребята,
Воспитатель: Здравствуй, добрая Фея. Мы рады тебя видеть. Мы получили от тебя подарок - волшебный цветок Речецветик и узнали секреты правильной речи. Очень старались - хотели побывать у тебя в гостях.
Фея: Я рада, что вы познакомились с секретами правильной и красивой речи, а все ли дети их запомнили? Давайте все вместе вспомним эти секреты (Дети смотрят на лепестки Речецветика и хором отвечают, а фея показывает лепесток):
- Ухо - Слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя.
- Язык - Язычком своим играем напрягаем выгибаем.
- Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем.
- Правильное дыхание - Плавно, долго выдыхаем, звук протяжный получаем.
- Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.
- Губы - Губами двигаем красиво, плавно и неторопливо.
Фея: Молодцы, ребята. Теперь пусть этот волшебный цветок Речецветик живет у вас в группе, а вы обращайтесь к нему за советами, как научиться правильно разговаривать. Выполняя эти правила, будете разговаривать красиво. А как только все дети научатся говорить правильно, я приглашу вас в волшебный город, где я живу - город Красивой речи. Хотите там побывать? А сейчас я хочу угостить вас волшебным печеньем. Кто съест моего волшебного печенья, у того язычок становится послушным. Угощайтесь, ребята.
Воспитатель: Мы постараемся научиться правильно разговаривать, чтобы попасть в город Красивой Речи. До свидания, добрая Фея!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «По следам прошлого».
Данное занятие дает представление детям о том, как возник из родной поселок Рыбная Слобода. Дети в игровой форме знакомятся с историей села. Кроме того задачами данного занятия являются воспитан...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»
Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...