Статья на тему: "Развитие речи у дошкольников"
статья по развитию речи

В статье рассматривается влияние различных видов практической деятельности дошкольников на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Развитие речи у дошкольников.

Лазарева Анна Вячеславовна, воспитатель

ГБДОУ детский сад № 47, г. СПб

         Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речью. При этом большую роль играет языко - деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.  Для речетворчества таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

        Моторика – это не пустые слова! Давно доказано, что нервные окончания на кончиках пальцев у деток «связаны» с частью мозга, отвечающей за развитие речи. Именно пальчиками малыши познают мир.

        Творчество – это не только рисование и лепка! «Творить» можно из всех подручных предметов. Именно творчество воспитывает в малыше логику, креативность, усидчивость. И родителям важно с раннего детства заинтересовать ребенка, научить фантазировать и играть!

1.     Красим. Маленький ребенок не может держать в ручке карандаш, поэтому начинайте занятия с пальчиковых красок или рисования кисточками. Нарисуйте на листе бумаги лягушку,  грибок, тучку, цветочек, вырежьте их и приступайте к раскрашиванию. Старайтесь объяснить, что такое границы и что за их пределы не нужно «выезжать».

2.     Клеим. Из цветной бумаги вырезайте довольно крупные фигурки. Пусть это будут грибки – шляпка и ножка. Вам понадобится кисточка и клей ПВА. Пусть ребёнок мажет грибок, кладет на листик и прихлопывает. Если в начале у него не получается, помогите малышу. После того, как шапки мухомора приклеены к листу, возьмите палочку для ушей и, макая ее в белую краску, поставьте «пятнышки». Позже можно вместе сделать вазу с цветами, дерево с яблоками, барашка с грудкой из ваты, настоящую ракету и т.п.

3.      Рисуйте пластилином! Вы думаете из пластилина можно только лепить? Зря! Им можно рисовать такую красоту! Вам понадобится плотная бумага или картон. Сегодня мы рисуем цветы. Лепите из пластилина небольшие шарики, кладите на лист, а малыш пусть нажимает на них пальчиком (большим или указательным). Так получатся лепестки и серединка нашего цветка. Точно так можно нарисовать солнышко, только шарики теперь нужно «растягивать» пальчиком.  

4.       Работа с тестом и крупой. Рисовать можно не только пластилином, но и тестом. Пусть ребёнок слепит из мягкого теста большой шарик, затем приплюснет его и сделает из пяти таких «лепестков» цветок. Пока тесто не успело подсохнуть, пусть малыш раскрасит цветок пальчиковыми красками или с помощью кисточки (по возрасту).  Сделайте аппликацию – домик, а вокруг нарисуйте клеем деревья и сугробы. Пусть кроха «засыпает» их снегом из манки. Затем встряхните листок – вот какая красивая картинка получилась! Вместо крупы можно на предварительно нарисованную картинку насыпать разноцветную мишуру. В продаже есть целые наборы для творчества с использованием разноцветного песка.

5.       Вырезание. Купите фигурные ножницы и вырезайте. Не обязательно какую-то картинку. Пусть это будут просто полоски или кружок. Потом его можно покрасить. Хорошо, если ножницы будут с разными «узорами» - так веселей!    

           Развитию речи способствует правильная организация работы с текстом: его восприятие и понимание, умение его комментировать, высказывать собственное мнение о произведении. Созданию условий для развития речевой активности детей способствует использование проблемных ситуаций, в которых ребёнок должен высказаться. Надо провоцировать ребёнка к общению со взрослыми и между собой, отвечать на его вопросы, беседовать о прочитанном и увиденном. Эффективное средство развития связной речи – знакомство с художественными произведениями. Чтение обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание.

            Итак, если даже речь вашего ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук, побольше общайтесь с ним и предоставьте малышу общение с другими детьми, как можно больше читайте произведения художественной литературы.  Если же развитие речи малыша отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев и своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Статья по теме: развитие активного словаря у дошкольников .

Принцип логопедической работы по обогащать активного  словаря....

статья на тему: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.

Систематизировать опыт работы  по формированию связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.Я работаю  воспитателем логопедической группы, и наблюдаю,...

Статья на тему «Развитие познавательного интереса у дошкольников средствами проектной деятельности»

Происходящая модернизация российского дошкольного образования нашла свое отражение в новом государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте определено содержани...

Статья на тему "Развитие временных представлений у дошкольников"

Статья на тему "Развитие временных представлений у дошкольников"...

Статья на тему:"Развитие связной речи дошкольников посредствам дидактических игр".

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в вид...